Бурятские узоры и орнаменты

  • автор:

Орнамент – одно из проявлений народного творчества. В переводе с латинского языка означает «узор, украшение». Каждая национальная культура разработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. По орнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относится произведение искусства. Следует отметить, что орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве. Постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения узора, во многом определившие национальные художественные особенности традиций разных народов. Главной особенностью орнамента считается то, что он не является самостоятельным видом творчества, а служит оформлением и украшением произведений декоративно-прикладного искусства. Помимо зрительного, эмоционального воздействия, орнамент имеет глубокое символическое значение.

Бурятский народный орнамент имеет много общих черт с орнаментом кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

Бурятский орнамент по виду изобразительного элемента или мотива разделяется на виды:

1. Геометрический: точки, линии (ломанные, прямые, зигзагообразные), круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и пр.

2. Анималистический, зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог, орел и т.д.)

3. Растительный, стилизующий листья, плоды, цветы, деревья и т.д.

Предлагаемая классификация орнаментов носит условный характер, так как многообразие существующих мотивов орнамента не всегда поддается точному определению.

Геометрический орнамент характеризуется не столько разнообразием фигур, сколько вариантностью их исполнения и является самой многочисленной по разнообразию группой, состоящей из палочек, крестов, ромбов и зубцов. Большинство бурятских геометрических орнаментов построено по закону ритмического ряда.

Орнаментальный мотив «зубцы» часто используют для украшения боковых краев крышек сундуков. «Зубцы» часто украшают и лицевые стенки сундуков. «зигзаг» часто встречается в виде вышивки на шубах, голенищах унтов, носков.

В украшении художественных изделий буряты часто используют символику круга – знака, обозначающего солнце, луну, небо.

Известно, что образы солнца и луны имеются на онгонах-священных изображениях божеств у бурят-шаманистов. Изображения солнца и луны часто встречаются в декоре колчанов кочевых народов., в том числе и бурят.

Особый интерес представляет орнамент на некоторых экземплярах украшения нархинсаг ритуальное украшение бурятской невесты)– изображение креста и круга, семантика которых связана с культом огня. Огонь, по-представлению бурят, был добрым божеством и покровителем того или иного рода. Крест понимался как символ огня и был связан с понятием начала новой жизни (брачующейся пары), с пожеланием благополучия и плодовитости вновь создаваемой семье. Стрела на украшениях невесты означает луч солнца. Таким образом, украшения у бурят рассматривались как талисманы, оберегающие счастье и благополучие молодой семьи.

Геометрические узоры

Данная группа наиболее обширна и представлена четырьмя видами узоров:

  • молоточный;
  • плетенка;
  • круг;
  • свастика.

Молоточный орнамент

«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.

Плетенка

«Улзы» («плетенка») — древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор.

Круг

«Дугуй хээ»(круг) — еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти — это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана — встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.

В большой группе анималистических, зооморфных орнаментов широко представлен роговидный орнамент, изображающий бараний рог – хусын эбэр хээ. Образуя многочисленные вариации он символизирует плодородие, богатство, изобилие и процветание. В культуре кочевых народов, в том числе и бурят, изображения животных играли роль оберегов. «Бараний рог» часто встречается в сочетании с изображением солнца и луны, тем самым усиливая энергетику украшения.

В народном творчестве часто встречаются символические изображения орла и оленя.

На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия. Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.

Зооморфные узоры можно разделить на группы:

  • Табан хушуу мал. Данный рисунок наносится наиболее часто и представляет собой домашних животных, которых издревле разводят кочевники. К ним относятся верблюды, коровы, козы, бараны и лошади.
  • Животные бурятского календаря. До сегодняшнего дня восточный календарь, который используют монголоязычные племена, а в частности буряты, отличается от принятого в Азии. Каждое животное здесь имеет свое название и призвано призвать в дом определенные блага. Например, бишэн (обезьяна) поспособствует развитию творческих способностей, а могой (змея) подарит мудрость.
  • Эбере угалза. Этот орнамент часто называют «роговидный» и он считается одним из самых часто используемых.

В основе орнаментов растительного происхождения лежит живая природа., при этом символы очень сдержаны и лаконичны. Растительный орнамент в целом – это символ красоты и жизни.

Растительный узор получил широкое распространение на кузнечных работах в орнаментации колчанов, налучников, конской упряжи, поясов, онив, женских украшений. Стилизованные украшения деревьев часто используют в декоре рукавиц.

Орнаменты данной категории делятся на следующие группы:

  • лиственные;
  • цветочные;
  • лотосовые.

Элементы из последней группы часто встречаются в буддийской культуре. С цветком лотоса изображаются монахи и божества. Для бурятов лотос — это символ возрождения и победы жизни над смертью.

Цвет бурятского орнамента прежде всего определялся цветом минеральных красителей, которые существовали в природе. Прежде всего, это синие, красные, черные цвета. Впоследствии стали применять более яркие и разнообразные цвета, что усиливало энергетику изображения.

Современный бурятский орнамент не теряет своей глубокой связи с народной традицией. Он развивается, принимает новые формы, насыщается богатой цветовой гаммой, но по-прежнему имеет глубокий смысл и несет сильную энергетику бурятского народа.

Бурятские узоры – это национальные узоры, которые несут в себе определенный смысл, а не просто графически изображенные закорючки. Такие символы стали популярны как орнамент на одежде или другой вещи, используемой в быту. Народные мотивы несут в себе смысл, а каждая деталь, цвет имеют огромное значение, в отличие от современных принтов, которые используются только для декора. Подобные рисунки, которые наносятся на одежду и несут в себе определенное значение, стали уже популярным течением среди модников. Бурятские узоры и орнаменты, трафареты стали все чаще использоваться среди рукодельниц.

Но не все умеют передать точную копию подобных орнаментов, поэтому в помощь мастерицам может прийти трафарет. С помощью подобного инструмента можно сделать точную копию рисунка, безошибочно повторить его. Узоры настолько разнообразны, что покоряют все больше и больше людей. Своей яркостью, необычностью и в то же время простотой занимают одну из первых позиций в современном декоре одежды и других вещей. Такие узоры весьма распространенные среди народов монголоязычных.

Разновидность символики

Одним из самых популярных бурятских узоров является свастика. В переводе данное слово значит благосостояние. Подобная символика использовалась во всем мире и имела значение основных сил природы, четыре стороны света, четыре стихии, сезонов года. Свои корни эта символика берет из буддизма, поэтому те страны, где эта вера имеет место, узоры встречаются достаточно часто.

Рисунки появляются на святых местах, на статуях Будды. И вот такие интересные узоры пользуются спросом, когда их используют в одежде, в декорации комнат и даже в украшении своего тела. Многие рукодельницы часто используют такие рисунки в своих изделиях. Поэтому ниже мы предоставим шаблон узора.

Узоры животных

Бурятские узоры в виде животных известны еще с древних времен. С помощью таких изображений можно показать разные истории. Но порой в технике можно встретить не только четкие рисунки, но также и небольшие части животных.

У самих бурят в одежде и других бытовых изделиях можно легко увидеть рисунки пяти самых важных для этой культуры животных. Ведь именно в этой культуре скотоводство достаточно развито. Такие животные, как козы или коровы, являются теми животными, которые украшают одежду этого народа. Но также еще и рога, копыта и голова в целом.

Многим рукодельницам нравятся подобные орнаменты на одежде, особенно, если вещи будут вязаные. Свитер с оленями, другими узорами является одним из самых важных элементов современной вязаной одежды. Рисунки модно использовать в вязании варежек. Сами узоры достаточно простые. Важно придерживаться представленным схемам. Но кроме вязания, такие узоры можно сделать и с помощью вышивки на одежде, скатерти, салфетки. Они встречаются чаще у общества, которое не связано с буддизмом, именно в новогодние праздники или в холодный период года.

Главным источником, откуда можно черпать вдохновение по созданию бурятских орнаментов, является природа. Ведь именно все природное является неповторимым и уникальным. Для рукодельниц, которые хотят создать что-то необычное и совершенное, стоит взглянуть только на крылья бабочек или на форму листа, красивые рисунки на спинках гусениц, и это позволит фантазии плыть дальше.

Все орнаменты подразделяются на типы – геометрические, анималистические (изображение животного мира), растительные (рисунки изображены в виде растений – листья, деревья), природные (когда на рисуночке можно увидеть космическое тело, природные явления и другое), а также еще один тип – это культурные (события в жизни человека или даже народа). Каждый орнамент рассказывает свою историю. Поэтому мастерицы в рукоделии на полотне ткани, листе бумаги такую историю пытаются изобразить. Но чтобы получилось достаточно точно, нужно иметь не только терпение и фантазию, но еще и шаблоны, выкройки. В этой статье можно найти фото различных рисунков, которые с помощью трафарета возможно перенести на ткань или лист бумаги, а затем создать уникальный узор.

Например, культурные орнаменты выполняются чаще всего на полотенцах, скатертях и салфетках. Очень важная поправка — на данных вещах с учетом бурятских узоров нужно изображать восемь предметов. Ведь именно в Буддизме это важный элемент при создании вещей с этим рисунком. При создании таких рисунков нужно понимать, что необходимо соблюдать правильность подбора элементов, чтобы смысл не был утрачен.

Чтобы создать такие узоры, необходимо взять лист бумаги, где есть изображение рисунков, и с помощью трафарета перенести на нужный материал. А дальше, в зависимости от вида деятельности, сделать орнамент на данном материале.

Видео по теме статьи

В статье представлена видео-подборка, с помощью которой можно научиться делать шаблоны бурятских узоров с помощью трафарета.

Если обо всех орнаментах, которые я использовала до этого, я знала хотя бы что то, и отталкивалась в первую очередь от того, что было уже известно, то монгольский орнамент для меня настоящее открытие.
Орнамент монголоязычных народов носит название «хээ угалза».
Все многообразие орнаментов разделяется на пять основных групп:
1. геометрические — самые распространенные орнаменты монголоязычных народов (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы и др.). Ведущими мотивами геометрического орнамента являются:
— «алхан хээ» (молоточный орнамент) – рисунок стеганого матраса — аналог греческого меандра, но какое разнообразие!
Меандр – «алхан хээ» называют молоточным, т.к. по-бурятски (и монгольски) «алха» — молоток.
Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали лишь особо ценимые вещи. В наш технический век «молоточный» орнамент встречается повсюду.
— Улзы – «плетенка» — древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетен цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожелания. Здесь уже можно провести аналогию с кельтами. И опять какое многообразие!
Происхождение улзы связано с охотничьим бытом. Многочисленные варианты слова «ульзий»,»кульджа»,»гулдза»,»угалз» встречаются у тюркских и монгольских народов как название горного барана или орнамента(орнамент рогов этого животного). Есть предположение, что древний и гибкий рогатый орнамент в свое время мог быть подвержен стилизации и принять начертание замкнутой плетенки. Также можно предположить, что сам термин «улзы» является наименованием тотемного животного.
Знак плетенки и бесконечного узла решает ту же задачу, что и меандр в искусстве греков — линейную попытку передать вечное движение и вечную жизнь.
— Свастика (хас) – слово, составленное из двух санскритских корней — существительного «благо» и глагола «быть» или «состоять», т.е. «благосостояние», «благополучие». Свастика была известна в разных частях света как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Свастика встречается везде, где есть следы буддийских культур, она была высечена на многих храмах, на скалах, ступах, статуях Будды. Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику Инь-Ян.
— Круг — «дугуй хээ» — еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, бесконечность. Человек строит свою жизнь по образцу и подобию природы. Вся его жизнь от рождения до самой кончины — это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана- встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер) . Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому, изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу.
В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.
2. Зооморфные, или анималистические орнаменты столь же древние и популярные, как и геометрические.
Монголы — кочевой народ, и животные, которых они разводят, играют огромную роль в их жизни. Естественно, это не могло не отразиться на народном творчестве, в частности, на появлении соответствующих орнаментов.
Самым распространенным орнаментом этой группы является изображение рога – эбэр угалза (в буквальном переводе означает «роговидный орнамент».
На рисунках 2 и 3 определенно видна голова барана.
Вторым по значимости в зооморфных орнаментах считается хамар угалза (носовидный орнамент).
3. Растительные; Растительные орнаменты включают в себя изображения листьев, цветов, стеблей:
лиственный узор (набшаhан угалза),
цветочный узор (сэсэг угалза)
Отдельно среди цветочных узоров выделяется лотосовый узор.
Растительный тип узора широко применяется в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, скульптуре.
4. Природные, или космогонические; Среди космогонических одним из самых популярных орнаментов можно назвать орнамент огня. Огонь – символ возрождения. Трехязычковое пламя в эмблеме Бурятии символизирует прошлое, настоящее и будущее. Огонь, пламя всегда стремятся вверх – к Солнцу, к небу. Огонь – символ очищения. У многих народов существуют ритуалы, связанные с очистительными свойствами огня: в дацанах зажигаются масляные лампады, возжигают благовонные травы, которыми окуривают жилище, тело с целью очищения. С глубокой древности исполняли ритуально-магический танец ехор вокруг костра.
Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и камень, скала – жилище духа или бога.
Орнамент воды. Символизирует чистоту, красоту и радость.
Облака – Уулэн угалза – в тибетской традиции «путь белых облаков» — символ духовного развития и совершенства.
5. Культовые орнаменты связаны, естественно, с религией. Традиционная религия и Монголии, и Бурятии — тибетский буддизм, поэтому самыми распространенными культовыми орнаментами являются 8 священных символов буддизма
(так как они изображены в нижней части рисунка):
Мистический узел — Две золотые рыбки — Драгоценный зонт — Колесо Дхармы
Цветок лотоса — Белая раковина — Драгоценный сосуд — Стяг победы
Человек я не религиозный, уж тем более к буддизму совсем никакого отношения не имею, поэтому ограничусь только одной иллюстрацией культовых орнаментов Монголии.
Пожалуй, я сделаю еще один пост, посвященный монгольским орнаментам. Расскажу о цвете. Слов будет совсем мало, в основном картинки. А здесь и так уже переизбыток информации.
Огромное спасибо всем кто осилил этот пост до конца!

Бурятские узоры и орнаменты (с трафаретами): типичные геометрические и зооморфные узоры с описанием их значений и шаблонами

Национальные узоры – это не просто набор «закорючек», соединенных в произвольном порядке, каждая из них имеет определенное значение и наносится на одежду или предметы быта неслучайно. В отличие от современных принтов, которые имеют исключительно декоративное значение, этнические мотивы основываются в первую очередь на значении цвета и символов, а только во вторую – на внешней привлекательности узора. Тем не менее, национальные орнаменты всегда выглядят удивительно стильно и продуманно, поэтому они уместно смотрятся даже на современных элементах одежды. В этой статье мы познакомимся подробнее с бурятскими узорами и разнообразными по тематике орнаментами — подборки с трафареты помогут при желании скопировать эти рисунки и украсить ими свои поделки или предметы гардероба.

Простые геометрические узоры – самые распространенные орнаменты монголоязычных народов. К ним относятся ломаные линии, прямые, зигзаги, круги, ромбы и др.

Разберем основные виды бурятских узоров и орнаментов (с трафаретами)

Молоточный орнамент.

«Алхан хээ» («молоточный орнамент») чем-то похож на греческий меандр, однако, он имеет огромное количество разновидностей. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Молоточный орнамент наносился на предметы из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали только очень дорогостоящие предметы, однако, сейчас «молоточный» орнамент встречается повсюду. Ниже представлены шаблоны данного орнамента.

Плетенка.

«Улзы» («плетенка») — древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Этот очень почитаемый и распространенный в наше время узор имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Улзы наносится в центре композиции в виде клетчатого или криволинейного переплетения и иногда дополнительно оплетается растительными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала в том случае, если изготовитель хочет показать свои добрые намерения и пожелания. В данном случае улзы необычайно похож и по внешнему виду, и по значению на кельтский узор. Как и молоточный орнамент, улзы необычайно разнообразен – это можно увидеть на фото ниже.

Свастика.

Слово хас (свастика) состоит из двух корней, которые и определяют значение данного символа: существительное «благо» и глагол «быть» или «состоять» в сумме дают «благосостояние», «благополучие». Свастика была известна в разных регионах как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Традиционно этот знак связывают с буддийской культурой, поэтому он встречается во всех странах, где буддизм является широко распространенной религией. Изображения свастики наносят на святилища, ступы, статуи Будды. Встречаются свастики с двумя изогнутыми взаимоусеченными фрагментами двойной спирали, выражающими символику мужского и женского начала, Инь и Ян.

Круг.

«Дугуй хээ»(круг) — еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, цикличность бесконечность. Цикл смены событий человек «подсмотрел» в природных явлениях чередования времен года и эта аналогия переносится на общественную жизнь. Все время от рождения до смерти — это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын х?рдэ). Канун празднования Сагаалгана — встречи Нового года у бурят – называется «б?т?? ?дэр» (глухой, закрытый вечер). Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу. В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.

Узоры в виде животных.

Узоры в виде животных являются не менее древними, чем простые геометрические орнаменты. Изображаются как целые фигурки животных (точные или схематические), так и отдельные части их тел (лапы, крылья).

1)На вещах различного рода, задействованных в быту бурят, можно увидеть орнамент, включающий рисунки пяти ключевых животных «табан хушуу мал», разводимых в регионе. Это связано с тем, что в Бурятии издавна скотоводство имело очень важное значение. Помимо собственно изображений козлов и баранов популярен орнамент в виде их рогов эбэр угалза (в буквальном переводе это слово и означает «рогатый орнамент»), который наносился на предметы с пожеланиями богатства и плодородия. Само слово «угалза» означает не только «рог», это еще и название самца горного барана, которого можно встретить в Окинском районе Бурятии, а также в соседней Монголии. У этих баранов вырастают очень красивые спиралевидные рога, поэтому витки рогов и стали прообразом орнамента для древних охотников.

2)Т.к. буряты исповедуют буддизм, необычайно популярным является изображение группы из 12 животных-представителей восточного календаря. Этот зооморфный круг является пожеланием счастья и благополучия. В то же время изображение каждого из животных по отдельности имеет собственную символику.

Предлагаем вам ознакомиться с видеоматериалами, рассказывающими более подробно о значении бурятских узоров и орнаментов.

Консультация «Бурятские узоры. Все виды узоров, их значение»

Ульяновская Наталия Юрьевна
Консультация «Бурятские узоры. Все виды узоров, их значение»

МДОУ Турунтаевский детский сад «Росинка»

Консультация «Бурятские узоры. Все виды узоров, их значение»

Выполнил: Ульяновская Н. Ю.

С. Турунтаево, 2018 г.

Бурятский народ имеет давние традиции орнаментально-декоративного искусства. В прошлом разнообразными узорами украшалась одежда, внутреннее убранство юрты, снаряжение коня, орудия производства. Широко славились искусные мастера художественной обработки металла, вышивки, резьбы по дереву, росписи, простота, четкость, и одновременно нарядность орнаментальных мотивов, их органическая связь с формой украшаемой вещи – отличительные черт произведений народного творчества.

Устойчивость орнаментальных мотивов объясняется тем, что старые мастера передавали свое искусство молодым и так из поколения в поколение. Новые узоры создавались путем комбинирования традиционных. На многих бурятских изделиях из дерева, металла и нашитых работах часто встречается в различных вариациях мотив «бараний рог» (Слайд 2): иногда удвоенный, иногда в сочетании с крестом, с ромбом в виде якоря и т. д.

Этот мотив характерен для многих кочевых и полу-кочевых народов Сибири. Его можно увидеть в орнаменте вязанных чулок у населения острова Ольхон, сохранившего самобытные черты в своем искусстве.

Техника вязания обусловила распространение геометрического орнамента на чулках. В основе этого орнамента лежит зигзагообразная линия, дающая различные узоры – бараний рог, птицу, елочку и др. Черный, темно-коричневый – естественная окраска шерсти – составляли основную гамму красочных сочетаний. Иногда шерсть красили в слабо окрашенной воде, от чего получали бледную окраску оранжевого, светло- желтого цвета. Ранний геометрический орнамент обеспечил твердый каркас решений многих композиций росписи, вышивок на различных предметах.

На старинных колчанах, налучниках и поясах особенно распространен мотив «Солнца» (Слайд) – круг. Его символическое значение связано с пожеланием удачи на охоте, в бою возможно это был талисман в виде круга, который затем перешел непосредственно на предметы, как украшение – серебряный диск, вышивка. Так именно расшиты одежды невесты, подушки, одеяла. Обычай украшения одежды невесты серебряными дисками существует у таджиков, туркмен, якутов и др народов.

Под влиянием буддийского искусства прежние самобытные черты старинной бурятской культуры изменяются. Но это не простое заимствование, а рождение нового, слияние примитивных мотивов старого бурятского орнамента с причудливыми мотивами буддийской иконографии. Этот период характеризуется появлением расписных вещей домашнего обихода и предметов культа.

Росписью занимались резчики по дереву. Красителями служили иногда привозные, иногда растительные и минеральные краски, которые получали из глины и коры лиственницы путем специальной обработки, те же самые орнаментальные мотивы – круги, зигзаги, бараний рог – усложняется в переплетениях с растительными.

Эта же тенденция усложнения орнамента встречается и на шитых работах. Мотивы орнамента на рукавах халата, на унтах – сочетание ромбов, крестов, завитков напоминающих бараний рог зигзаги.

Сохраняя старинные традиции, развивая и совершенствуя их, мастера создавали и по ныне создают подлинные шедевры искусства.

Бесконечно разнообразно орнаментация, используемая в украшении многочисленных женских нагрудных, поясных подвесок, браслетов, серег, колец, мужских поясов, ножей.

Конская сбруя, трубки, кисеты, табакерки, посуда так же богата орнаментированы. украшение предметов выполнены с большим чувством такта, ощущением цвета и линий, с учетом особенностей материала.Разнообразны были средства и способы украшения орнаментом различных предметов: вышивка, аппликация, плетение, тиснение кожи, насечка, гравировка, чернь, чеканка по серебру и золоту, резьба и многоцветная роспись.

Поле деятельности народного мастерства – это вещи окружающие его в повседневной жизни. Виртуозное владение приемами обработки металла, дерева, приемами вышивки дает возможность довести художественное оформление этих вещей до совершенства. Тяга народа к красоте нашла выражение в богатом убранстве одежды и различных предметов быта, в художественной оформлении изделий из металла.

В орнаментальных мотивах отразились спокойный ритм и гармония окружающей природы, мягкий колорит забайкальского лета, красочность осени. Основные элементы бурятского узора- солнце, луна, Облако- характеризуются четким узором и ясным цветом решением.

Цвет у бурят, как и у всех народов, имеет свое значение. Буряты всегда использовали яркие чистые цвета, не боясь смелых сочетаний. Только надо знать, что означает тот или иной цвет.

Белый – чистота, святость, благополучие. С белым цветом связано все доброе, счастливое, священное.

Золотой цвет – имеет высшую ценность. Это вечность, прочность, нетленноость, величие, блеск, и сияние Солнца и власть. Золотой дракон приносит людям счастье и безопасность.

Голубой – отец цветов, Вечно Синее Небо, верность, постоянство.

Желтый – то же что и золотой.

Красный – радость, красота, огонь, тепло и свет, целительная сила, борьба, агрессивность.

Зеленый – цвет травы, листьев, цвет Земли. Это плодородие, бескорыстие, рост и не увядание.

Черный – несчастье, гибель, горе. Все плохое, злое, несчастливое.

Бурятский орнамент глубоко национален. Это удивительно организованная и насыщенная плоскость, гармоническое сочетание графики и цвета. Это создание бурятского мастера, его любимая песня, отражающая природу края, уклад жизни народа.

Орнамент – это древний магические узоры, в которых есть созвучие Природе и Космосу, в них зашифрованы слова, послания или тайное знание. Украшая свое тело татуировкой, парень может и не подозревать, что это может изменить его судьбу. Декор занавески может совершенно расстроить семейную жизнь. Поэтому значение знаний об орнаменте и цвете трудно переоценить. Бурятский орнамент всегда обладал глубокой содержательностью играл роль оберега, талисмана, благопожелания. в сложной или наоборот, лаконичные узоры были включены пожелания здоровья, долгих лет жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства. И вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу.

Инь и Ян – единство и противоположности мира. Это можно сказать наш вечно изменяющийся мир. Он состоит из стихий природы,перетекающих из одного в другое: добра и зла, света и тьмы, высокого и низкого, женского имужского, так можно продолжать долго. Эти противоположности не могут существовать друг без друга. светлая часть Ян – это Небо, Солнце, Свет, Энергия, Мужчина и тд. Темная часть Инь – это Земля, Луна, Тьма, Покой, Женщина… Этот добрый знак несет в дом покой и уравновешенность.

Круг – это Солнце. Солнце почитали все народы мира. Покланялись Солнцу и буряты. Круглое украшение, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят – Ёхор — тоже круг. Круги орнаментов – поклонение Великому Светилу. Розетки – то же Солнце, то же с ножками. Свастика древнеиндийский символ Азии, священный и для бурят – это знак Солнца, света и щедрости. Свастика по ходу Солнца — добрая энергия, это четыре головы лошадей скачущих к счастью. Свастика против хода Солнца – плохая энергия. Вообще буряты предпочитают совершать все действия по ходу Солнца.

К тотемным символам относится роговидный узор. Это пожелание удачной охоты и изобилия, достатка и процветания.

Меандр – похож на молоточки. Это пожелание успехов в труде, трудолюбие и бесконечное счастье.

Улзы – очень древний орнамент, символ счастья, благополучия и долголетия. Этим благопожеланием украшают многие вещи, мебель, одежду. Это одно из буддийских жертвоприношений, которое означает непрерывные перевоплощения людей.

Облака – пожелания духовного развития, совершенства.

Все водные узоры – символ вечности народа.

ШОУ – круг поделенный на сегменты. Это черепаший панцирь. Символ мудрости и вечности.

После Великой Октябрьской социалистической революции искусство бурятского народа, в частности орнамент, получила исключительно благоприятные условия для своего возрождения и развития. Орнамент обрел свежую силу, зазвучал новыми мотивами, засверкал радужными красками. Во многие орнаментальные композиции вписались изображения серпа и молота, пятиконечной звезды, эмблем красноармейца в шлеме и с винтовкой в руках, деталей различных сельскохозяйственных машин. Эти новые элементы вплетались в традиционные основы орнамента естественно и органично, неся в широкие трудящиеся массы основные идеи советской власти. Так своим специфическим языком орнамент говорил о радостных переменах народной жизни, о светлом счастье простых людей.

Живописцы, графики, мастера декоративно- прикладного искусства с большим вниманием отнеслись к орнаментальному наследию бурятского народа. В Республиканском художественном музее имени Ц. С. Сампилова сосредоточенно большое количество орнамента, бытовавших бурятских аймаках и улусах.

Собиратели бережно собирали образцы бурятских орнаментов и всячески способствовали их развитию. Имеется большое количество зарисовок, сделанных одним из собирателей народного орнамента Ц. Сампилова. с вещей домашнего обихода. Сампилов с увлечением занимался разработкой новых мотивов, часто он превращал в узоры отдельные характерные сцены бурятской народной жизни. Так, во многих орнаментах мы видим диких лошадей, скачущих по бескрайней степи; другие же изобилуют изображением домашних животных, чаще баранов, коз, овец. Сампилов выступил с призывом обогатить народный орнамент, безотлагательно взяться за обработку мотивов народной орнаментики.

Много труда и творческих сил вложили в дело собирания и развития народного орнамента художники Б. Будаев, Р. С. Мэрдыгеев, Г. Е. Павлов, Ф. И. Балдаев. Все они неоднократно выезжали в районы республики, Иркутской области, Агинского Бурятского национального округа, где срисовывались орнаменты с предметов быта.

Орнаменты, созданные профессиональными художниками, имеют большое практическое значение. Благодаря своей подвижности эти орнаменты могут быть использованы для росписи по дереву, вышивки, в художественном оформлении изделий из металла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *