Глобус земли из пластилина

  • автор:

Содержание

Глобус — модель земного шара

Тема: Планета,на которой мы живем

Урок: Глобус – модель земного шара

1. Представления древних о форме Земли

Правильное представление о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно время, а опирались люди, прежде всего, на мифы. Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают в безбрежном всемирном океане.

Рис. 1. Мифическое представление глобуса

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат слоны, стоящие на огромной черепахе.

Рис. 2. Индийское представление глобуса

В давние времена люди верили, что если очень долго идти в одну сторону, то можно добраться до места, где небо встречается с землей. Конечно, человеку хотелось знать, что за краем Земли. У людей было множество вопросов, на которые представления о плоской Земле не давали ответа. Например, почему корабль, отдаляясь от берега, исчезает из вида? Почему, если подняться на возвышенность, расширяется горизонт?

Рис. 3. Корабль, отдаляющийся от берега

Рис. 4. Возвышенность

2. Экспедиция Магеллана

Португальский мореплаватель Фернан Магеллан возглавил экспедицию, состоявшую из пяти парусников. Они отправились от берегов Испании к островам пряностей (к Молуккским и Филиппинским островам) за перцем, гвоздикой, корицей, – эти пряности в Европе стоили очень дорого.

Рис. 5. Фернан Магеллан

Рис. 6. Купанг – архипелаг Кай (Молуккские острова)

Рис. 7. Палаван, пятый по величине остров Архипелага, расположен к западу, в отдалении от основной части Филиппинских островов.

Путешествие было очень трудным: первый парусник разбился о скалы, команда второго вернулась домой с полпути, третий парусник так сильно обветшал, что его пришлось сжечь, команда четвертого попала в плен, а сам Магеллан погиб. Спустя три года парусник «Виктория», что значит победа, достиг родного берега. Это была экспедиция, которая совершила первое известное кругосветное путешествие и доказала правильность предположения о шарообразности Земли. И этим великим открытием мы обязаны славному мореходу Фернану Магеллану.

3. Глобус – модель Земли

Чтобы лучше представить себе внешний вид Земли, люди создали её модель – глобус (от лат. globus – шар), который имеет такую же форму, как и Земля, только во много раз меньше.

Рис. 8. Модель глобуса

С помощью глобуса легко представить себе шарообразную форму Земли. Почему мы говорим именно шарообразную, а не шар? Искусственные спутники помогли получить точные знания о форме Земли. Облетая Землю, спутники все время посылали радиосигналы – сообщения о своей удаленности от Земли.

Рис. 9. Спутник, облетающий Землю

По этим сигналам специальные электронные машины определили высоту полета спутников, а пишущие устройства помогли «нарисовать» форму Земли. Оказалось, наша Земля не правильный шар – она немного сплюснута у полюсов. Глобус закреплен на оси, но наша планета вращается вокруг воображаемой оси. Обратите внимание, точка, где ось выходит из глобуса сверху, называется Северным географическим полюсом (от лат. polus – ось), а нижняя точка – Южным географическим полюсом Земли.

Рис. 10. Вращение Земли вокруг воображаемой оси

4. Меридианы, нулевой меридиан, Западное и Восточное полушария

Если рассмотреть глобус внимательнее, вы увидите, что по его поверхности проведены круговые линии. Они помогают определять точное местоположение различных земных объектов. Линии на глобусе или на карте, условно проведённые по поверхности Земли от одного полюса к другому, называются меридианами (от лат. meridianus – полуденный). Направление тени от предметов в полдень совпадает с направлением меридиана в данной точке на земной поверхности. Меридиан можно провести через любую точку на Земле, и он всегда будет направлен с севера на юг. Все меридианы имеют одинаковую длину. Мысленно путешествуя по любому меридиану, вы обязательно окажетесь либо на самой северной точке земли – Северном полюсе, либо на самой южной – Южном полюсе. Нулевым условно считают меридиан, который проходит через старейшую астрономическую обсерваторию города Гринвич в Великобритании.

Рис. 11. Гринвичская обсерватория.

Он был признан начальным по специальному международному соглашению в 1884 году. До этого соглашения каждая страна называла нулевым меридианом тот, который проходил через ее столицу. Например, в Испании отсчет начинался от Мадрида, в Италии – от Рима. В России долгое время нулевым считался Пулковский меридиан, проходивший через главную астрономическую обсерваторию страны, которая была основана недалеко от Санкт-Петербурга.

Обсерватория (от лат. observo – наблюдаю) – это научное учреждение, где производят наблюдения и исследования погоды, атмосферы, астрономических тел.

Рис. 12. Пулковская обсерватория.

Линия Гринвичского нулевого меридиана делит земной шар на Западное и Восточное полушария.

Рис. 13. Западное и Восточное полушарие

5. Параллели, экватор, Северное и Южное полушария

На равном расстоянии от полюсов проходит условная линия, которая называется экватор (от лат. aequador – уравнитель). Экватор делит земной шар на Северное и Южное полушария. На линии экватора день всегда равен ночи, а Солнце бывает в зените дважды в году – в дни весеннего и осеннего равноденствия.

Если посмотреть на глобус сверху, мы увидим Северное полушарие и Северный полюс, а снизу – Южный полюс и Южное полушарие. Наша родина Россия находится в Северном полушарии.

Параллельно экватору на глобусах и картах проведены параллели (от греч. parallelos – идущий рядом), все они направлены с запада на восток.

Самая длинная параллель – экватор, длина других параллелей уменьшается к полюсам, а на полюсе параллель превращается в точку. Пересекаясь, параллели и меридианы образуют градусную сетку.

Рис. 14. Северное и Южное полушарие

6. Виды глобусов

Известно, что модель земного шара впервые построил хранитель Пергамской библиотеки Кратес Малосский во II в. до н.э., однако она, к сожалению, не сохранилась.

Рис. 15. Глобус Кратеса

Первый дошедший до нас земной глобус был изготовлен в 1492 г. немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом (1459-1507). Бехайм разместил на своей модели, которую называли «земным яблоком», карту мира древнегреческого ученого Птолемея. Естественно, на этом глобусе не хватало очень многих объектов.

Рис. 16. «Земное яблоко» Бехайма

Позже глобусы стали очень популярны. Их можно было увидеть в покоях монархов, в кабинетах министров, учёных и купцов. Карманные глобусы в специальных футлярах предназначались для путешествий. Изготовленные для кабинетов глобусы среднего размера часто снабжались механизмом, который приводил их в движение, вращая вокруг оси.

В прошлом глобусы устанавливали на морских судах, а сейчас на космических кораблях.

Некоторые глобусы превышают человеческий рост, и на них умещаются не только красочные карты поверхности Земли или неба, но и сведения о разных странах, растениях и животных, а возвышенности сделаны выпуклыми.

Список рекомендованной литературы

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Фестиваль педагогических идей (Источник).
  2. Shack.ru (Источник).
  3. Планета Земля (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  1. Возьмите обычную нитку и определите длину различных меридианов на глобусе. Что вы можете сказать о них? (Они имеют одну и ту же длину).
  2. Определите с помощью нитки длины параллелей. Что вы о них можете сказать? (Самая большая параллель – это экватор. Длина параллелей уменьшается в сторону полюсов).
  3. Какие параллели самые короткие? (Это Северный и Южный полюс).
  4. Отвечайте «да» или «нет» на приведенные утверждения:

1) На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (Да)

2) Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (Да)

3) Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями. (Нет)

4) Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют меридианами. (Да)

5) Все меридианы пересекаются на Северном и Южном полюсах (Да)

6) Самый длинный меридиан – это экватор. (Нет)

7) Экватор – это самая длинная параллель. (Да)

8) Экватор делит земной шар на два полушария – Северное и Южное. (Да)

9) Экватор – это линия, которая делит все меридианы пополам. (Да)

10) Самые маленькие параллели – это Северный и Южный полюса Земли. (Да)

11) Все меридианы Земли имеют разную длину (Нет)

12) Все меридианы Земли имеют одинаковую длину. (Да)

Окр. мир. Как раскрасить нашу планету с помощью глобуса, раскрасить глобус?

для того чтобы нам раскрасить правильно нашу планету, мы должны обязательно знать географию расположения на земле материков и океанов, Ещё нам сможет помочь в этом вопросе макет школьного глобуса. Изучите, какие есть на планете природные зоны, так как и от них будет зависеть сам цвет глобуса. Например зона лесов, лесотундры, широколиственных лесов — будут изображаться зелёным цветом, океаны: мировой, ледовитый северный и тихий — голубым или синим. Природную зону пустыни характеризует жёлтый цвет, так как там пески, северная Антарктида/Арктика — былым и так далее. Прежде чем я вам покажу самый лучший и лёгки по исполнению мастер-класс по рисованию и разукрашиванию глобуса, хочу вам предложить ещё одну тему, которая вам сможет пригодиться. Как модель земли самому: Это потрясающее и интересное занятие, и как вылепить глобус из пластилина, вы найдёте поэтапный урок здесь: .

А теперь перейдём к нашему поэтапному рисованию. Вот вам урок рисования, его легко и просто вы сможете его повторить. Рисуем нашу планету правильно.

Планета Земля из пластилина

Маленьким естествоиспытателям гораздо проще понять строение Земли на наглядном пособии. Безусловно, для домашних занятий по географии можно вооружиться картами мира и глобусом, но куда интереснее и познавательнее сделать модель земного шара своими руками. Такая поделка позволит ребенку проявить свой творческий потенциал и на наглядном примере разобраться в основах естествознания.

С помощью подробных мастер-классов с пошаговыми фото вы сможете помочь ребенку создать собственный макет Земли из пластилина. Параллельно объясняя крохе базовые понятия об окружающем мире, вы превратите познавательное занятие в настоящий творческий проект и сможете пробудить у ребенка интерес к изучению нашей планеты.

Глобус своими руками: пособие для самых маленьких

Малышам с 3 до 5-6 лет будет очень интересно узнать о далеких материках и странах, разобраться, где находятся океаны и как они выглядят с космической высоты. Совсем не обязательно вдаваться в подробности – слишком детальные карты не предназначены для столь юных почемучек. А вот простенькая модель Земли, сделанная из пластилина, справится с поставленной задачей на отлично!

Для работы потребуется:

  • мягкий пластилин голубого, зеленого, желтого и оранжевого цветов (лучше брать яркий восковой материал – его проще разминать в руке),
  • стеки,
  • полый шарик диаметром 15-20 сантиметров,
  • глобус или карта мира (для наглядности).

Пошаговый мастер-класс

  1. Учитывая, что процент воды на планете составляет более двух третьих от общей площади, логичнее сначала покрыть шарик голубым пластилином, и лишь затем вылепливать материки и острова. Для этого разомните брусок нужного цвета в руках, раскатайте его в лепешку и, отрезая небольшие кусочки, обклейте шарик пластилином.

Совет! Конечно, можно обойтись и без готового шарика – его можно скатать из пластилина целиком. Однако для этого потребуется не менее 2-3 брусков пластичного материала, да и вес поделки значительно увеличится.

  1. Когда весь шар станет голубым, еще раз покатайте его между ладоней, чтобы замаскировать швы между кусочками пластилина.
  2. Теперь подготовьте зеленый материал для изготовления участков суши. Малышам будет вполне достаточно воссоздать хотя бы примерное расположение материков, а вот детки постарше могут потребовать больших подробностей. Для этого предложите им изучить карту мира, а затем вместе постарайтесь вырезать из зеленых пластилиновых лепешек форму каждого континента.

Совет! Чтобы сохранить достоверность и облегчить работу маленьким географам, распечатайте макет карты на тонкой (лучше газетной) бумаге, обклейте обратную сторону тонким слоем зеленого пластилина, а затем вырежьте острыми ножницами каждый материк. Снимать их с бумаги не обязательно – они приклеятся к макету глобуса благодаря пластичности голубого слоя.

  1. Наклейте каждый континент на модель земли.
  2. Чтобы придать самодельному глобусу реалистичность, воссоздайте участки суши, выполненные на карте желтыми и оранжевыми цветами, попутно объясняя ребенку понятия географических высот.

Планета Земля из пластилина готова! По такому же принципу стоит впоследствии изготовить и другие планеты, чтобы создать макет Солнечной системы. С его помощью можно не только объяснить крохе основы строения Вселенной, но и устроить забавную игру с высадкой космического десанта на Марсе или Юпитере!

Внутреннее строение Земли из пластилина

С помощью лепки деткам постарше можно наглядно продемонстрировать внутреннее строение земного шара – так им проще будет освоить школьный курс географии. Разъясняя ребенку основы строения планеты, вы не только подготовите его к творческой работе, но и поможете понять, как устроена Земля.

Инструкция по изготовлению

  1. Скатываем небольшой шарик желтого цвета – внутреннее ядро планеты.
  2. Затем разминаем оранжевый пластилин и моделируем из него внешнее ядро. Его толщина относительно общего диаметра модели составляет примерно 30%, а потому слишком тонко раскатывать слой пластилина не требуется. Смоделировав лепешку нужной толщины, заворачиваем в нее желтый шарик – внутреннее ядро – и аккуратно скатываем в шар.
  3. По тому же принципу изготавливаем еще один слой – мантию красного цвета.

  1. После этого моделируем земную кору. Она не столь массивна, поэтому пластилин черного цвета следует раскатать потоньше.
  2. Завернув земной шар в поверхностную кору, необходимо придать нашей планете натуральный внешний вид. Для этого покрываем ее голубым пластилином, символизирующим водное пространство, а затем воссоздаем примерную форму материков.

Готовую поделку можно разрезать пополам или вынуть сектор, чтобы был виден каждый слой. Такой геологический проект станет отличным наглядным пособием при изучении географии, а его изготовление обязательно заинтересует детей своей простотой и познавательностью!

Мне нравится 2 Похожие посты

Мастер-классы из фоамирана

География является одной из наиболее важных и трудных для понимания наук. Чтобы упростить процесс её изучения, можно самостоятельно смастерить глобус. Для этого понадобится небольшое количество материалов и немного свободного времени. Лучше всего попытаться сделать настоящий глобус из бумаги и красок. В этом случае готовое изделие будет иметь небольшой вес и хорошо впишется в интерьер комнаты.

Подготовительные мероприятия

Перед тем как начинать изготовление глобуса в домашних условиях, необходимо найти или купить все требуемые материалы, а также приготовить специальный клеящий состав. Если заранее выполнить эти подготовительные действия, то можно значительно упростить основную часть работы и снизить затраты времени.

Сбор необходимых материалов и инструментов

Для того чтобы процесс изготовления глобуса принёс удовольствие, а не создал дополнительные проблемы, нужно тщательно подготовить рабочее место и собрать все необходимые для работы предметы.

Стол, на котором человек будет проводить все манипуляции с изделием, застилают ненужными газетами или клеёнкой. Только после этого подготавливают следующие материалы и инструменты:

  • небольшая кастрюля;
  • ёмкость из стекла;
  • пластиковая тарелка;
  • столовая ложка;
  • ножницы;
  • кисточки разной толщины;
  • газеты;
  • грунтовка;
  • акриловая краска;
  • воздушный шар;
  • чистая вода;
  • пшеничная мука.

Приготовление клейстера

Во время проведения работы нужно будет приклеивать к основе различные элементы. Сделать это можно при помощи натуральной смеси — клейстера. Для его приготовления следует взять 1 стакан пшеничной муки и в 5 раз больше воды.

Клеящий состав варят следующим способом:

  1. В небольшую кастрюлю наливают 4 стакана холодной воды.
  2. Ёмкость ставят на плиту.
  3. На среднем огне жидкость доводят до кипения.
  4. В отдельную ёмкость насыпают муку и смешивают её с оставшейся водой.
  5. Полученную смесь небольшими порциями добавляют в кипяток.
  6. Клейстер постоянно помешивают и варят на минимальном огне около 2 минут.
  7. Готовую смесь снимают с плиты и охлаждают до комнатной температуры.

Процесс формирования глобуса

Весь процесс изготовления настоящего глобуса состоит из 3 этапов. На каждом из них нужно выполнить предусмотренные действия в определённой последовательности. Если получится избежать ошибок, то вероятность благополучного завершения начатого дела увеличится в несколько раз.

Создание заготовки

В качестве основы для будущего глобуса лучше всего использовать воздушный шар. Он имеет небольшой вес и компактные размеры. Лучше использовать шарик, имеющий слегка приплюснутую форму.

Порядок действий при изготовлении основы:

  1. Круглый воздушный шар надувают и перевязывают прочной ниткой.
  2. Затем его устанавливают на банку, стакан или любую подобную подставку.
  3. Шарик смазывают растительным маслом.
  4. Газеты рвут небольшими кусочками или разрезают на квадраты.
  5. Их поочерёдно окунают в клейстер и приклеивают к воздушному шару. Важно оставить на поверхности небольшое отверстие, через которое можно будет вынуть шарик.
  6. В таком виде заготовку оставляют сушиться. Для этого может понадобиться от 12 до 24 часов.
  7. Через указанное время ещё раз оклеивают шар кусочками газет, смоченными в клейстере.
  8. После повторного высыхания состава приступают к удалению каркаса. Для этого прокалывают воздушный шар и аккуратно вынимают его из заготовки.

В результате получают полое изделие, которое имеет форму шара.

Покраска и нанесение материков

Для того чтобы заготовку превратить в настоящий глобус, необходимо выполнить покраску и нанесение изображений. Прежде всего нужно подготовить поверхность глобуса, а также распечатать трафареты материков. Эти действия значительно упростят работу и помогут быстро добиться нужного результата.

Последовательность действий:

  1. Всю поверхность заготовки покрывают грунтовкой.
  2. После её высыхания наносят слой голубой краски, которая будет имитировать океаны.
  3. В таком виде изделие оставляют на 12 часов.
  4. С помощью распечатанных трафаретов наносят контуры материков.
  5. Затем их закрашивают акриловой краской. Для создания реалистичного глобуса следует использовать материал зелёного, белого, жёлтого и коричневого цвета.
  6. Выполнив эту работу, оставляют изделие сохнуть в течение 10 часов.
  7. Маркером или простым карандашом пишут названия материков, океанов, островов и прочих крупных географических объектов.

Нанести изображение на глобус можно и другим способом. Для этого нужно вырезать из бумаги материки и приклеить их к определённым местам заготовки.

Изготовление подставки

Любой глобус обязательно должен иметь подставку. Делать её можно в периоды, когда покрашенное изделие высыхает.

Этапы изготовления подставки для глобуса:

  1. Первым делом берут втулку от туалетной бумаги и с одной из сторон делают вертикальные надрезы.
  2. Отделившиеся части сгибают, а затем смазывают клеем.
  3. Будущую подставку прикладывают к центру пластиковой тарелки и удерживают до высыхания клеящего состава.
  4. Другую сторону втулки также смазывают клеем и продевают в отверстие, которое осталось после удаления воздушного шара. Если оно слишком маленькое, то необходимо срезать лишнюю часть основы при помощи канцелярского ножа.
  5. Изделие оставляют на 2 часа, а затем ставят на письменный стол или книжную полку.

При необходимости можно повысить устойчивость самодельного глобуса. Для этого можно заменить пластиковую тарелку на более увесистое изделие. Кроме этого, можно утяжелить подставку при помощи гипса.

Самостоятельное изготовление глобуса позволяет не только совершенствовать навыки работы с бумагой, но и параллельно узнавать информацию о материках, океанах. Если удастся правильно выполнить все действия, то процесс изучения географии станет намного более простым и интересным.

Как сделать глобус из пластилина своими руками: пошаговая инструкция с фото + видео-подборка

Изготовление глобуса из пластилина – занимательный процесс, в результате которого ребёнок легко запомнит, из каких составных частей состоит наша планета. Эта статья расскажет вам, как сделать яркий глобус из покупного или самодельного пластилина быстро и просто своими руками, и что для этого потребуется. Задание слепить модель Земли ребёнок может получить как в детском саду, так и в начальных классах, поэтому эта информация будет полезна широкому кругу читателей.

Лепка из пластилина – не просто развлечение, как считает большинство. Это занятие способствует развитию мелкой моторики, а вследствие этого и развитию речи, ведь их центры находятся в головном мозге по соседству. Также ребёнок научится концентрации внимания и усидчивости, что, несомненно, является важным аспектом. Теперь, когда польза этого вида деятельности ясна, приступим непосредственно к лепке глобуса.

Как сделать глобус из пластилина своими руками в мастер-классе

Для того чтобы создать реалистичное изображение поверхности нашей планеты, нам понадобится пластилин нескольких цветов. Голубой – для воды, жёлтый – для пустыни, белый используем для того, чтобы указать полюса, коричневым мы выделим горы и хребты, а при помощи зелёного обозначим расположение материков. Так наша модель будет полностью соответствовать настоящему глобусу.

1. Из пластилина голубого цвета катаем шар, его размеры будут соответствовать размерам будущего глобуса. За основу берётся именно этот цвет, поскольку вода занимает наибольшую часть поверхности Земли.

  1. Берём белый пластилин и наносим небольшие кусочки на противоположные концы шара. Это Северный и Южный полюса.
  2. Используя брусок пластилина зелёного цвета, воссоздаём контуры материков в соответствии с атласом или глобусом. Это поможет ребёнку запомнить названия географических объектов, ведь именно в процессе практики мы учимся. Сначала занимаемся одним полушарием планеты.
  3. Прикрепляем наши зелёные детали на будущую модель, ориентируемся, опять же, на атлас.
  4. А теперь переходим на другое полушарие и снова лепим материки.
  5. Помещаем их на свои места.
  6. У нас есть ещё коричневый пластилин, с его помощью мы означим крупные горы. А жёлтым цветом выделим самую крупную пустыню – Сахару.
  7. Теперь, когда наша планета готова, необходимо придать ей устойчивое положение. Лепим подставку для глобуса и устанавливаем нашу модель. Глобус готов!

Ориентируясь на фото, представленные ниже, вы не пропустите ни один этап процесса.

Из грейпфрута и пластилина.

Для того, чтобы сделать процесс максимально познавательным для детей, можно использовать в качестве основы для модели Земли грейпфрут или апельсин. Эти фрукты хороши тем, что на них без труда можно нарисовать очертания материков, а если сделаете ошибку, её легко можно стереть с кожуры. После того, как вы перенесли контуры на грейпфрут, можно приступать к оформлению пластилином. Синий пластилин лепим на место морей и океанов, зелёным выделяем сушу, белый наносим на полюса. Для реалистичности добавляем оттенки жёлтого, чёрного и коричневого в тех местах, где они есть на карте.

Модель глобуса из пластилина и фольги.

Для создания этого изделия нам потребуется самая обычная фольга. Этот материал легко найдётся в доме у каждого – это может быть как пищевая фольга, так и обёртка от шоколада.

  1. Начинаем с основы нашего глобуса. Из фольги катаем шар нужного нам диаметра.
  2. Закрываем фольгу пластилином голубого цвета. Сделать это не составит особого труда, поскольку размягчённый пластилин хорошо липнет.
  3. Теперь у нас имеется модель планеты, на которую необходимо нанести очертания суши. При помощи пластилина желаемого цвета лепим материки. Но сделать это можно и по-другому. Для этого сначала раскатываем пластилин. Затем перерисовываем на лист бумаги очертания континентов и при помощи канцелярского ножа как по трафарету вырезаем из пластилина.
  4. Наносим полученные детали на будущий глобус.
  5. Дополняем деталями по желанию – воссоздаём полюса, горы, пустыни.

Вы можете усложнить себе задачу и создать модель глобуса, учитывая структуру Земли и воссоздавая её слоистое строение.

  1. Сначала катаем маленький шарик – это твёрдое ядро.
  2. Широкой полосой пластилина оранжевого цвета его будет покрывать жидкое ядро.
  3. Сверху наносим толстым слоем жёлтый цвет в качестве нижней мантии.
  4. Верхнюю мантию создаем при помощи чёрного пластилина.
  5. Наносим воду и материки, сооружаем подставку, заканчивая создание нашей модели.

В течение этого увлекательного процесса ваш ребёнок совершенно точно запомнит расположение как слоёв планеты Земля, так и материков и океанов. А самое главное – всё это без часов зубрёжки над учебниками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *