Холодный фарфор

  • автор:

Керамическая флористика сегодня находится на пике популярности. Мастера хенд-мейда создают великолепные цветы, почти не отличимые от настоящих, используя лучшие рецепты так называемого «холодного фарфора». Этот материал высоко ценится за доступность и широкие декоративные возможности. Предметы малой пластики, изготовленные из него, по внешнему виду очень похожи на настоящий фарфор – такие же тонкие, изящные и словно пронизанные светом.

Знакомство с материалом

Холодный фарфор – аналог современных полимерных глин, который можно сделать в домашних условиях. Несмотря на своё название, к настоящей керамике, в состав которой входят каолин, полевой шпат и кварц, материал не имеет никакого отношения. Он затвердевает на открытом воздухе, не нуждаясь в дополнительном обжиге или нагреве. Обычно при температуре 20- 24°С процесс занимает не более 2 суток.

В отличие от классической полимерной глины или керамики, сфера применения холодного фарфора ограничена. Материал идеально подходит именно для изготовления цветов, хорошо передавая текстуру листьев и полупрозрачных, нежных лепестков. Намного реже из него делают скульптурки и никогда – посуду, поскольку даже после высыхания изделия боятся воды и высоких температур.

История

Родиной холодного фарфора считается Аргентина. Именно там, в начале XX века изобрели аналог высокотемпературной керамики, не требовавший ни сложного многоступенчатого процесса обработки, ни специального оборудования. Хотя поиски альтернативы традиционному фарфору велись намного раньше и в разных частях света. Например, в Италии существовал особый вид солёного теста – pasta di sale, обладавший большой пластичностью и позволявший изготавливать миниатюрные фигурки (bomboniere) с ювелирной проработкой деталей. Однако у изделий был существенный минус – высокая пористость, приводившая со временем к их разрушению.

Материал аргентинских мастеров отличался намного большей стойкостью и долговечностью, поэтому быстро стал популярным. Сначала на латиноамериканском континенте – особенно у себя на родине, в Бразилии, Чили, Боливии и Перу, а затем в США, Японии и странах Европы. В Англии и Америке его относят к художественной керамике (хотя такая классификация весьма условна) и ценят соответственно.

Ежегодно устраиваются выставки и презентации лучших мастеров холодного фарфора, что служит толчком для дальнейшего развития промысла. В западных странах материал принято называть «бисквитом», по аналогии с керамикой, прошедшей только первый, утельный обжиг.

Преимущества перед полимерной глиной

Современные виды «пластики» высокого качества – главные конкуренты холодного фарфора. И если в скульптурной лепке или кукольном деле достоинства «полимерки» неоспоримы, то для мастеров, занимающихся керамической флористикой не всё так однозначно.

Цветы в обоих техниках очень похожи: они натуралистичные, достаточно прочные и по праву могут называться произведениями искусства. Почему же стоит предпочесть холодный фарфор?

  1. Материал, изготовленный в домашних условиях, намного дешевле фабричных аналогов.
  2. При выборе «правильного» рецепта, масса для лепки получается очень пластичной и позволяет создавать тончайшие детали, что не всегда удаётся с полимерными составами.
  3. Материал экологичный и гипоаллергенный, работать с ним можно даже детям младшего возраста.
  4. Для отвердевания фарфоровой массы не требуется термическая обработка. Изделия высушиваются естественным путём, достигая прочности камня.
  5. Материал обладает прозрачностью, не свойственной большинству полимерных глин.

Главный минус «фарфоровых» изделий – уязвимость при эксплуатации. Их необходимо беречь как от солнечных лучей, так и от низких температур или чрезмерной влажности. При неблагоприятных условиях декоративная пластика начинает разрушаться. Лучше всего покрыть декор акриловым лаком, который хотя бы частично защитит о воды, перегрева и вредителей, привлёчённых натуральным продуктом.

Состав

В классический рецепт холодного фарфора входит:

  • крахмал (чаще всего кукурузный);
  • клей ПВА;
  • глицерин;
  • косметический крем без выраженной парфюмерной отдушки (например, детский).

Поскольку масса состоит из натуральных ингредиентов, в неё стараются добавлять консерванты – лимонную кислоту или бензоат натрия, которые защищают от бактерий и грибка.

Клей ПВА – первый по значимости компонент фарфоровой массы. От него зависит прочность готовых изделий, их гибкость после высыхания, отсутствие трещин, толщина и проработка деталей. Клей обязательно должен быть с пластификатором, иначе приготовить из него тесто для лепки не получится.

Идеальной среди мастеров считается смесь из «Момента супер ПВА» от Henkel (класс D2 – D3) с «Титаном ПВА столяр» от Selena. Пропорция соответственно 1:3 или 1:2. Можно пользоваться пластифицированной дисперсией ПВА, некоторые художники считают лучшим именно этот вариант.

Крахмал придаёт изделиям мягкость и приятную бархатистость. Он выступает в роли наполнителя, одновременно сгущающего массу для лепки и адсорбирующего лишнюю воду, которая содержится в ПВА. Впитывая жидкость, зёрна набухают, увеличивая плотность материала. Адсорбция у разных видов продукта отличается. Наилучшим считается холодный фарфор из кукурузного крахмала, он славится особой белизной и прозрачностью. Хотя допустимо использовать картофельный, рисовый и тапиоковый порошок.

Глицерин уменьшает вязкость состава, благодаря ему, масса для лепки не липнет к рукам или инструментам. Некоторые мастера керамической флористики пробуют обойтись без этого компонента, считая, что таким образом ускорят процесс высыхания готовых изделий, но качество фарфорового теста резко снижается.

Крем делает материал мягким и эластичным, надёжно защищая от трещин. Многие предпочитают косметику «Nivea», считая её оптимальной по соотношению цены и качества. Можно также использовать вазелин или масло Johnson’s Baby.

Лучшие рецепты от опытных мастеров

В процессе работы с самодельной «глиной», каждый художник находит свой индивидуальный состав, максимально соответствующий его запросам. Варьируются пропорции и соотношение ингредиентов, добавляются новые компоненты, не указанные в базовой рецептуре. Конечная цель прилагаемых усилий – гладкое, «послушное» тесто, которое легко моделируется, не прилипает, не даёт трещин при усадке, хорошо окрашивается и не разрушается со временем.

Рецепт №1

В данном случае состав мало отличается от базового, но акцент делается на грамотный подбор компонентов от конкретных производителей.

  • клей ПВА «Момент столяр» D1;
  • кукурузный крахмал;
  • масло детское Johnson’s Baby;
  • универсальный крем для лица и тела Nivea (в синей банке);
  • лимонная кислота.

Фарфоровая масса по этому рецепту получается очень похожей на тайскую самозастывающую глину Мodern clay, которая считается одной из лучших в профессиональной керамической флористике. Секрет высокого качества заключается в клее – нужна именно марка, указанная списке компонентов, причём, только от немецкого производителя. Важно избегать подделки, у неё совершенно другие свойства.

Алгоритм следующий:

  1. Нужно взять 2 стакана одного объёма. В первый наливаем 100 мл клея, а во второй насыпаем крахмал так, чтобы оба ингредиента находились на одном уровне. Как известно сыпучие вещества дают усадку. Поэтому стаканом с крахмалом необходимо слегка постучать по столу, а затем добавить ещё 3 полных чайных ложки продукта. В итоге его уровень поднимется, а это как раз то, что нужно.
  2. Приступим к варке фарфоровой массы. Потребуется посуда с толстым дном и, желательно, антипригарным покрытием. Лучше всего, если она не будет впоследствии использоваться для приготовления пищи. И ёмкость, и лопатка, которой придётся помешивать массу в процессе варки, должны быть идеально чистыми. Иначе ворсинки и пыль попадут в смесь для лепки, и она потеряет свой белоснежный вид.
  3. В посуду для варки наливаем клей, добавляем ½ чайной ложки крема, столько же лимонной кислоты и в два раз больше детского масла.
  4. Ставим посуду на слабый огонь. Постоянно помешивая массу, ждём, пока растворится крем. Действуем только деревянной лопаткой, чтобы не повредить антипригарное покрытие.
  5. Когда ёмкость нагреется и на поверхности смеси проступят первые пузырьки воздуха, засыпаем крахмал. Добавляем продукт в 2 приёма, разделив на равные по объёму порции. При этом продолжаем всё время мешать фарфоровое тесто, двигая лопаткой по кругу и как бы собирая его в комок. Ответственный момент: массу можно переварить или недоварить. В первом случае она утратит пластичность и станет «резиновой», во втором – превратится в подобие жвачки, липнущей ко всему, с чем соприкасается. И тот, и другой вариант непригоден для работы.
    Масса нужной степени готовности должна легко отделяться от лопатки, если приподнять её над посудой и отпустить. Как только комок перестанет липнуть к деревянной поверхности, ёмкость нужно снимать с огня.
  6. На заранее подготовленный стол (доску), присыпанный крахмалом выкладываем фарфоровую массу и оставляем на некоторое время.
  7. Вымешиваем тёплое тесто. Руки присыпаем крахмалом. Разминать материал нужно до тех пор, пока он не станет полностью однородным, мягким, эластичным (не рвётся при растягивании) и бархатистым на ощупь.
  8. Готовую массу для лепки плотно заворачиваем в полиэтилен, выдавливая весь воздух, и помещаем в непрозрачный контейнер с герметичной крышкой.

Храним в прохладном месте, без доступа солнечных лучей, но не в холодильнике и тем более не в морозилке. Низкие температуры негативно влияют на ПВА, снижая пластичность теста в целом. Но существуют отдельные марки клея, устойчивые к холоду, поэтому если использовать их, заготовленный материал может храниться в морозилке до 3 лет. Определиться с выбором можно только экспериментальным путём.

Рецепт №2: без варки

Нагревание клея ПВА и глицерина сопровождается выделением токсичных веществ. Поэтому при варке составов с этими компонентами, необходимо хорошо проветривать помещение и пользовался средствами индивидуальной защиты. А ещё лучше вообще не ставить фарфоровое тесто на огонь. Его вполне можно изготовить и без нагревания.

Лучший рецепт холодного фарфора без варки:

  1. 5 столовых ложек клея ПВА, смешиваем в контейнере для хранения продуктов с ½ чайной ложки лимонной кислоты. Консервант предохранит тесто для лепки от заплесневения.
  2. Добавляем 4 чайных ложки порошкового клея КМЦ, известного также как эфир целлюлозы. Он выступит в качестве пластификатора и загустителя.
  3. Тщательно перемешиваем все ингредиенты. Появление в смеси комочков не говорит о том, что технология была нарушена – это естественный процесс.
  4. Контейнер со смесью, напоминающей густую сметану, закрываем крышкой и оставляем на 30 минут.
  5. Берём гигиеническую одноразовую пелёнку, надрезаем и вынимаем целлюлозный наполнитель. Потребуется 2 столовых ложки распушенной ваты, которую нужно добавить в клеевое тесто.
  6. Мешаем до тех пор, пока целлюлоза полностью не разойдётся, а состав вновь станет однородным.
  7. Вводим по 1 чайной ложке глицерина и вазелинового масла. При желании можно добавить такое же количество рицинового масла или специального пластификатора для ПВА. Это улучшит скульптурные свойства самодельной «глины», приблизив её к заводским образцам.
  8. Последний компонент – рисовая мука, которую нужно добавлять по 1 столовой ложке, тщательно вымешивая и следя за состоянием фарфорового теста. Обычно требуется около 5 столовых ложек продукта (не более). В конце тесто разминаем руками, поскольку оно становится плотным, но сохраняет мягкость и эластичность.

Рисовая мука в рецепте заменяет крахмал, в 4 раза эффективнее сгущая смесь. Её предпочтительно использовать именно в фарфоровом тесте без варки.

Готовую смесь помещают в герметичный контейнер и оставляют «дозревать» 2-3 часа. Затем её заворачивают в пищевую плёнку и хранят в любой закрытой ёмкости. Непосредственно перед лепкой массу необходимо тщательно размять ещё раз. По своим свойствам она напоминает зефирную глину, типа немецкой Fimo Airlight или японской Hearty.

Холодный фарфор – это один из разновидностей материалов для лепки. В последнее время интерес мастеров к нему настолько вырос, что каждый мастер вносит в рецепт что-то свое. Я делаю холодный фарфор без варки, что вполне подходит для начинающих. То есть делаю холодным способом, без нагревания. Однако масса, полученная таким путем не всегда супер-пластична. Изделия из нее получаются часто более хрупкими, чем того хотелось бы.

Рекламный блок:

Конец Рекламного блока. Далее текст статьи.

Пластичный холодный фарфор

От чего зависит пластичность холодного фарфора? Честно скажу, до сих пор сама точно не знаю. Я пробовала разное масло (пальмовое, кокосовое, виноградной косточки и другие), клей ПВА разных производителей и разного состава (с добавками и без). Когда холодный фарфор получался мягким и тягучим, я радовалась, думая, что вот оно, самое правильное соотношение. Но в повторе могло оказаться, что тесто уже не так пластично, увы.

Что поняла для себя: многое зависит от клея ПВА.

Не важно, какого производителя и с какими добавками. Если клей жидкий, то масса у меня получалась вязкая, но не пластичная. А вот постоявший какое-то время клей, который уже стал плотным, дает мне возможность приготовить пластичный холодный фарфор.

Как сделать холодный фарфор в домашних условиях, читайте ниже.

Базовый рецепт холодного фарфора без варки

Ингредиенты и соотношения их следующие:

  • Кукурузный крахмал — 2 столовые ложки;
  • Клей ПВА (любой) 2 столовые ложки;
  • Глицерин 5-10 капель;
  • Вазелин или вазелиновое масло, также подойдет детский крем (жирный и бесцветный или белый) – одна столовая ложка.

Пошаговая инструкция

Простейший способ изготовления холодного фарфора в домашних условиях, который я вам предлагаю, не единственный. Но это база, на которой строятся все остальные рецепты.

Первая часть – смесь крахмала, глицерина и вазелина.

В сухой емкости смешайте мешалкой (можно обычной ложкой) крахмал, глицерин и вазелин. Несмотря на то, что сначала вам покажется, что крахмал не весь «впитывает» в себя глицерин и вазелин, после тщательного растирания вы получите уже не муку, а хлопья. Именно такой консистенции и должна быть ваша масса на первом этапе.

Старайтесь растереть массу тщательно, до получения мелких хлопьев.

Вторая часть – добавление ПВА.

В полученную массу добавьте ваш клей ПВА. Если он сильно жидкий, то половину того, что написано в разделе «Ингредиенты». Если же ПВА густой консистенции, то именно столько, сколько указано в рецепте выше.

В крайнем случае, если боитесь влить мало или много – добавляйте небольшими порциями.
Опять тщательно перемешиваем, получая однородное тесто. На этом этапе можно переходить на смешивание вручную, словно вы вымешиваете тесто для выпечки.

Сухие хлопья, остающиеся на стенках сосуда, соберите и вмесите в готовое тесто. Пластичной масса становится не сразу, а постепенно, после тщательного перемешивания.
Далее, чтобы получить более мягкую и однородную массу, вымойте руки, нанесите на них вазелиновое масло (вазелин) или приготовленный детский крем и вновь приступайте к перемешиванию.

Следите за своими ощущениями – можно добавить вазелин на руки, если масса кажется вам слишком сухой. Здесь действует принцип «Кашу маслом не испортишь».

Чтобы посмотреть, насколько масса пластична, мягко потяните кусочек в разные стороны. Он не должен сразу разрываться на две части.

В некоторых рецептах, которые я находила в интернете, советуют массу оставлять на пару часов, но только не в холодильнике. Однако, как я убедилась, это вовсе не обязательно. Можно лепить из нее сразу после приготовления.

Как хранить холодный фарфор. Советы от Хельги.

Домашний холодный фарфор может сохранять свои свойства и не портиться (обычно появляется плесень) от нескольких дней до 2-3 недель. Я предпочитаю готовить небольшие партии фарфора.

Если хотите, чтобы холодный фарфор сохранился дольше, добавляйте несколько капель лимонного сока или уксуса при замесе (1 ст. ложка на 200 г крахмала), он послужит природным консервантом.

Храните полученную массу в герметично закрытой посуде (контейнере), плотно упаковав ее в пищевую пленку или пакет. Так она не будет высыхать и останется пригодной для лепки. Пленку смажьте вазелином или детским кремом.

НЕ КЛАДИТЕ В ХОЛОДИЛЬНИК!!!! Масса испортится практически сразу.

Я записала отдельный видеоурок о том, как сделать холодный фарфор именно таким способом. Видео можно посмотреть ниже, а полная расшифровка доступны по ссылке: Холодный фарфор без варки и окраска пищевыми красителями.

Холодный фарфор в домашних условиях без варки

Здравствуйте, любители рукоделия!

Как сделать холодный фарфор своими руками? Очень просто! И я вам в этом помогу. Холодный фарфор — классная штука для рукоделия и поделок. Из него можно лепить что угодно, а после застывания он становится твердым, как пластик.

Для приготовления фарфора вам понадобится следующие ингредиенты:

По пропорциям дела обстоят так:

2 столовые ложки кукурузного крахмала;

1 ложка растительного масла;

2-5 капель глицерина;

2 столовые ложки ПВА;

Сода на кончике ножа.

А теперь покажу весь процесс приготовления.

1. В тарелку насыпаем крахмал.

2. Добавляем в соответствии с пропорциями растительное масло. Масло придает пластичность всей массе.

3. Капаем несколько капель глицерина. Глицерин не дает фарфору резко высыхать, что защищает от растрескивания при высыхании.

4. На кончике чайной ложки подсыпаем соду, честно, не знаю зачем, видел в каком-то рецепте.

5. По пропорциям наливаем клей ПВА.

6. Теперь начинаем месить, как тесто, сначала ложкой, а потом прям в руках. Если получается слишком жидкая масса, досыпаем немного крахмала. Если густая, то добавляем еще ПВА.

Месим, пока не будет липнуть к рукам.

7. Смазываем массу кремом для рук, плотно заворачиваем в пакет и отправляем в холодильник на 2 -3 часа. Это нужно для того, чтобы крахмал хорошо пропитался клеем, и все компоненты растворились друг в друге.

Спешу поделиться очередной историей из разряда «как-же-так?!». Начну издалека. Как-то я выиграла пачку глины Fleur, и, о боги, на этикетке вместо иероглифов были абсолютно русские буквы и совершенно понятные слова, половину из которых, я, впрочем, не знала. Я еще напишу о том, как пыталась воссоздать эту полимерную глину в домашних условиях, и что получилось. Но главное, на что обратила внимание, читая состав – там не было ни вазелина, ни глицерина.

И тут я начала вспоминать, что основное свойство глицерина – тянуть на себя влагу. Например, если вы кладете этот продукт в масочку для лица, то убедитесь, что в ней достаточно воды, и в комнате высокая влажность. Потому что если глицерин нанести на сухое лицо, да еще и посидеть так в сухом воздухе, он начнет вытягивать влагу из кожи. Ай-ай-ай. Я не косметолог, просто пересказываю сплетни с форумов. О пользе глицерина для кожи давно идут споры, но сам факт, что трехатомный спирт (как и вообще спирт) тянет водичку – неоспорим. Ну вспомните, как после новогодней ночи водички хочется? Это все оно…))) Моя мама – преподаватель химии – после бурного праздника всегда подшучивает над гостями, произнося это умное слово ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ! В народе это называют иначе, впрочем, о чем это я?

Так вот я подумала: зачем в холодный фарфор класть глицерин, если масса и так долго сохнет в сравнении с Моденой, например? Ведь спирт будет удерживать влагу! Ну и все. И перестала его класть. И вазелин заодно тоже.

А совпало это с покупкой микроволновки. И вот целый месяц ХФ не удавался. То переваривался, то жутко не доваривался. Он лип к пленке, к рукам, к стеку, вообще ко всему, причем крем и Джонсонс беби решали проблему на полминуты.
Я пыталась нагреть ХФ в микроволновке еще разок, мяла, ручки чуть ли не обжигала, а он все равно был, как противное тесто.

Ну что ж… Лепить-то надо. И я лепила. Из этой невыносимой штуки сделала целый букет с вполне пристойными розами. Раскатывала и сушила под тепловентилятором.

И вот спустя месяц мучений меня вдруг осенило. А может не в микроволновке дело, а в глицерине?

И побежала я в аптеку. И сварила холодный фарфор по традиционному рецепту, и получился он настолько обалденный, что просто словами не передать! От Тhai Clay его отличает только цвет (тайцы кладут немного белил, чтоб покрасивше выглядел), а мой получается чуть желтее, но это не мешает лепить белоснежные цветы.

Масса не липла к рукам. Вообще НЕ ЛИПЛА! Даже при варке в кастрюле я такой чудесной домашней полимерной глины не могла сварить!

Роль глицерина в холодном фарфоре

Мои субъективные выводы, далекие от науки. Кагбэ гипотеза
Глицерин вытягивает лишнюю влагу из клея, и она благополучно испаряется во время нагревания.

А вот, что говорит на этот счет всезнайка-Википедия:

Глицерин относится к группе стабилизаторов, обладающих свойствами сохранять и увеличивать степень вязкости, а также консистенции пищевых продуктов. Зарегистрирован как пищевая добавка Е422 и используется в качестве эмульгатора, при помощи которого смешиваются различные несмешиваемые смеси.

(с ума сойти, скопипастила этот отрывок, и пришлось исправить аж 3 ошибки!)

То есть в нашем ХФ роль загустителя играет не только крахмал, но и отчасти глицерин. В одиночку крахмал не справляется – он вбирает в себя лишь часть влаги, а та, что остается, дает потом ужасную липкость. Кроме того, глицерин как эмульгатор помогает смешивать воду и масло (масляные краски). Хотя и без него краска вмешивается неплохо.

Можно ли не класть в холодный фарфор глицерин?

Ну, ради эксперимента будет не лишне Тем более что недоваренную таким образом липкую массу можно исправить – просто добавьте в уже вымешанный кусочек ложку глицерина и нагрейте в микроволновке. Вымесите снова. Можно добавить ложечку крахмала и опять нагреть. Немодифицированный, обычный крахмал обязательно нужно нагревать, иначе он не загустит массу. Вспомните, мы же когда крем для тортика готовим, обязательно его варим, иначе в холодном виде крахмал просто не сработает.

Что касается модифицированного крахмала, то я с ним никогда не работала, но по слухам – его греть не надо, он и так загущает. Буду рада, если поделитесь этим в комментариях!

Но почему в составе покупной глины не значится компонент «глицерин»? А потому, что они вместо крахмала используют другой загуститель – альгинат натрия, который (судя по теории), вбирает в себя гораздо больше влаги (там какая-то космическая цифра), потому, видимо, справляется в одиночку.

Ну вот, такова моя теория насчет того, зачем в холодном фарфоре нужен глицерин. О роли вазелина читайте .

Всем вдохновения и побольше цветочностей!

Если хотите первыми узнавать о свежих МК, подписывайтесь на новости сайта Metally Flower — керамическая флористика для начинающих.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *