Икебана осень своими руками

  • автор:

Тема икебаны «Осень» своими руками очень популярна в Интернете в последнее время. Сам термин «икебана» — это древнее японское искусство по созданию цветов из листьев или других природных материалов. Такой вид рукоделия поможет развить креативное мышление, воображение и фантазию. Главное помнить, что икебана — это не букет цветов, и он не терпит лишней пышности.

Икебану зачастую делают из природного материала. Обычно это ветки или цветы. Оригинально делать ее из листьев деревьев и овощей. Также придадут необычности осенние ягоды или фрукты, которые насаживают на ветки.

Простой урок

Вопрос о том, как сделать икебану на осеннюю тематику, можно проследить на примере мастер-класса.

Для работы понадобится две ветки орхидеи цимбидиум, ветки «тинги», узкая ваза в высоту 35 и больше см, шарики стеклянные, ножницы и секатор.

Для начала заполним вазу стеклянными шариками примерно до половины. Далее, возьмем толстую ветку орхидеи высотой около 55 см, с небольшим наклоном в левую часть.

Помещаем стебель в вазу, чтобы он доходил до основы вазы, и наклоняем орхидею в левую сторону на 15 градусов. Вот так получился хикаэ. В качестве син берем ветку на 10 см больше, помещаем в вазу, но наклоняем в правую сторону.

Параллельно с сином размещаем веточку «тинги» и немного наклоняем за хикае в левую часть.

Икебана «Осень» готова!

Из кленовых листьев

Такой вид икебаны прекрасно подойдет для школьников как прекрасная поделка на осенний бал.

Для работы вам понадобятся кленовые листья и клей. Процесс изготовления можно проследить на фото, показанном ниже.

Дары природы

Процесс изготовления осенней икебаны из даров природы своими руками можно проследить на примере мастер-класса.

Для работы понадобится: маленькая тыква, красивая ветка, рябина, шишки, высушенные листья, каштаны, термопистолет, блеск для листьев.

Аккуратно и ровно срезаем донышко в тыкве, с противоположной стороны делаем дырочку и вытаскиваем все содержащее. Приклеиваем термопистолетом шишки на концы красивой ветки, которую затем вставляем и закрепляем в тыкву, другую сторону украшаем веточками рябины.

Аккуратно приклеиваем на основную ветку листья и ягодки рябины.

Затем, покрываем икебану блеском. На стол стелим ковер из листьев, а на верх ставим икебану, украшаем ее каштанами.

Такая работа прекрасно подойдет для школьников, если задают тему создания поделок из природных материалов.

На самом деле, составление икебаны – это очень тяжелое искусство, которому обучаются в Японии. Но мы предлагаем посмотреть на подборку фотоматериала. Чаще тренируйтесь, и у вас все получится!

Видео по теме статьи

Советуем посмотреть также подборку видеоматериала по созданию икебаны.

Реклама

Икебана, созданная своими руками – лучшее украшение вашего интерьера. Она создает ощущение тепла и уюта, размеренной и спокойной обстановки.

Чтобы сделать букет самостоятельно, не нужно много времени, средств и материалов. Все что необходимо – это проявить максимум фантазии и креатива.

Икебана: Древнее искусство из Японии

Дословно «икебана» – это искусство, мастерство аранжировки цветов. При этом используются как живые цветы, так и высушенные сухоцветы.

При создании букетов придерживаются строгих заповедей, которые опираются на опыт великих японских мастеров. Прежде чем приступить к созданию традиционной японской икебаны полезно их узнать:

  • чтобы добиться идеальной икебаны не обязательно использовать красивые цветы. Залог гармоничного букета – правильное соотношение элементов.
  • при создании композиции учитывается время года и случай, по которому она создается;
  • приступать к созданию цветочного букета нужно в прекрасном расположении духа, в полном спокойствии и умиротворении. Только тогда результат работы вас по-настоящему порадует.
  • количество цветов в японской икебане не имеет значения, их может быть четное и нечетное количество.

Традиционные правила создания икебаны

Правила создания японских букетов из сухоцветов складывались многие столетия. Великие мастера искусства аранжировки цветов определили ключевые моменты, которых необходимо придерживаться для получения красивой икебаны.

  • основной акцент делается на центральном элементе, который задает тон всей композиции. Это может быть крупный цветок, листья, веточки.
  • динамичное распределение цветов в букете – одно из главных условий идеального букета. Элементы икебаны располагаются под определенным углом к вазе или друг к другу. Для достижения такого эффекта японцы предпочитают использовать изогнутые стебли цветов, витиеватые плетеные сухоцветы.
  • ассиметрия также важна для идеальной композиции. Не обязательно создавать вычурные букеты, достаточно символично отразить в них 3 главных составляющих японской культуры – небо, землю и человека.

Простейшая икебана за 5 минут

Для создания самой простой икебаны понадобятся:

  • орхидея – 2 шт.
  • тинга
  • узкая высокая ваза высотой от 30 см и выше
  • декоративные элементы – стеклянные шарики, декоративный песок
  • ножницы или секатор

Этапы аранжировки:

  1. В вазу поместить стеклянные шарики или декоративный песок, заполнив ее наполовину.
  2. Вставить в наполнитель 2 ветки яркой орхидеи. Расположить веточки таким образом, чтобы одна из них размещалась под углом 15 градусов вправо относительно стола, а другая на 15 градусов влево.

3. Одна веточка должна быть выше другой на 15 см.

4. Завершаем создание икебаны веточкой тинги, которая должна располагаться между орхидеями с небольшим наклоном в сторону меньшей из них.

Осеняя икебана своими руками

Идеи для создания осенней японского букета дарит нам сама природа. Для создания икебаны на осеннюю тему понадобится:

  • декоративная тыква – лучше круглой формы
  • ветвистые веточки без листьев
  • веточки рябины
  • декоративные элементы по желанию – листья, шишки, блеск для комнатных цветов
  • клеевой пистолет

Процедура создания осенней икебаны:

  1. Основной элемент икебаны – декоративная тыква. Ее нужно заранее подготовить – аккуратно срезать дно так, чтобы оно было максимально ровным. Далее очистить тыкву от семечек и сделать сверху отверстие для веточек.
  2. Используя клеевой пистолет, приклейте шишки к веточкам

3. После полного высыхания клея, поместите основу композиции на тыкве.

4. Центральные элементы икебаны готовы, самое время оформить второстепенные. Для этого вставьте в центральную часть композиции ветки рябины, располагая их как можно динамичнее – под углом к тыкве, на разной высоте друг от друга.

Завершающий шаг – оформление икебаны сухими листьями. Приклейте их с помощью термопистолета.

Важно не только создать икебану, но и правильно ее преподнести. Лучшим украшением осенней икебаны будет подушка из сухих листьев, украшенная несколькими каштанами. Именно на такую основу устанавливается само творение.

Новогодняя икебана своими руками

Икебана, созданная с новогодним настроением, будет самым необычным украшением вашего дома. К тому же, такая композиция актуальна на протяжении всего года.

Используем следующие материалы:

  • ветки сосны или другого хвойного дерева
  • толстая бечевка
  • сухое сорго
  • декоративные элементы – елочные игрушки, шишки, веточки облепихи, лилии
  • термопистолет

Порядок создания композиции:

  1. Толстую бечевку закрутить кольцом, диаметр которого зависит от количества украшений и желания мастера. Длина бечевки берется в расчете на то, что ее должно хватить на несколько оборотов.
  2. Используя клеевой пистолет, приклейте в одной точке подготовленной основы шишки и ветки хвойников.
  1. Украсьте остальное пространство кольца из бечевки небольшими елочными игрушками и цветами.
  2. Чтобы икебана выглядела празднично, покройте ее сверху золотистой краской или блестками.

Существует масса вариаций новогодней икебаны. Красочность и уникальность каждой композиции зависит от фантазии мастера и используемых им материалов. К примеру, вместо елочных игрушек можно использовать физалис, ветки облепихи или рябины.

Икебана в цитрусовом стиле

Для создания яркой витаминной композиции нам понадобятся:

  • корочки апельсина, мандарина, лайма заранее подготовленные и подсушенные
  • листья и цветы лаванды
  • шишки хвойников – сосны, кедра или ольхи.

Важно заранее подготовить элементы витаминной икебаны. Корки цитрусовых должны быть высушены и очищены от жилок.

Чтобы ваша композиция источала манящий аромат фруктов достаточно поместить шишки в полиэтиленовый пакет и капнуть в него несколько капель цитрусового эфирного масла.

Процесс создания витаминной икебаны предельно прост. Подготовленные элементы выкладываются в плоскую стеклянную посуду, равномерно распределяя их для получения целостной композиции.

Икебану сверху посыпают молотым имбирем или лепестками гортензии. Будьте уверены, что витаминная икебана не только украсить ваш дом, но и наполнит его бодрящим цитрусовым ароматом.

Осенняя икебана в тыкве

Тыква – прекрасная основа для создания осенней икебаны. Она устойчива на любой поверхности, имеет яркий цвет, который гармонирует с другими элементами композиции. И главное, благодаря специфической структуре полости тыквы, в нее можно вставить любые веточки, листья или цветы.

Для создания композиции необходимы:

  • тыква небольшого размера – обязательно круглая
  • букет из осенних листьев и цветов в желтой и оранжевой цветовой гамме
  • ягоды рябины

Этапы создания:

  1. Как и в прошлой мастер-классе с тыквой, ее необходимо подготовить – обрезать дно для большей устойчивости.
  2. Очистите полость тыквы от жилок и косточек. Теперь основа для икебаны готова.

3. Подготовьте цветы, осенние листья, ветки рябины. Для этого обрежьте стебли таким образом, чтобы они помещались в полость сосуда и были чуть выше, чем глубина тыквы.

4. Далее наступает абсолютно творческий этап, где отсутствуют какие-либо строгие правила. Разместите подготовленные элементы в тыкве, равномерно распределяя их по ее поверхности.

Старайтесь группировать листья и веточки таким образом, чтобы между ними не было просветов.

Композиция со свечкой

Часто японские мастера отступают от классических правил создания икебаны и используют кроме живых цветов такие декоративные элементы как свечи или пластмассовые фигурки птиц и насекомых.

Нам потребуется:

  • декоративная тыква небольшого размера
  • толстая белая свеча (это основа композиции)
  • натуральные украшения – листья рябины, физалиса, облепихи на ветке.
  • шишки ольхи, сосны или кедра

Этапы сборки букета:

  1. Тыкву очистить от семечек, срезать дно, сверху сделать отверстия для свечки.
  2. Вставить свечку в тыкву так, чтобы она была на поверхности на 2/3 своего размера.

3. Декорировать пространство вокруг свечки с помощью листьев рябины или облепихи, плодов физалиса.

4. С помощью термопистолета приклеить еловые шишки.

В качестве основы для икебаны со свечкой можно использовать неглубокий горшочек, декоративные плетенные корзинки.

Икебана-панно своими руками

Для создания настенной икебаны понадобятся:

  • мешковина или другая фактурная грубая ткань
  • сухие ветки со сложным плетением
  • листья, камыши, мох
  • декоративные насекомые или птички

Порядок оформления икебаны-панно:

  1. С помощью клея ПВА, термопистолета приклеиваем мешковину на подготовленную основу.
  2. Расположите на ткани элементы икебаны – веточки, сухоцветы, листья, коряги, мох.

Важно заранее продумать расположение каждой детали композиции на панно, именно тогда результат получится гармоничным и целостным.Остается только украсить панно декоративными цветами, птичками, ягодами рябины, цветами физалиса.

Оставьте панно в горизонтальном положении до полного просушивания клея и украсьте им любую стену вашего дома.

Икебана – непривычное для нас украшение, которое удивляет своей оригинальностью и красотой. Кроме того, созданный своими руками букет в данной технике, будет прекрасным подарком к любому знаменательному событию.

Осенние икебаны своими руками – альтернатива букетам живых цветов

Икебана много лет назад пришла к нам из Японии, где этот вид искусства представляет собой умение грамотно, гармонично, красиво сочетать цветы и другие природные материалы в единый ансамбль. В наши дни подобные композиции часто используются для украшения интерьера, для придания некой изюминки обстановке, особенно это актуально с наступлением холодов. Осенью природа увядает, цветы становятся менее доступны, поэтому на смену живому букету в вазе может прийти икебана, которую несложно сделать из найденных в парке или лесу шишек, листьев, веток, желудей и других природных материалов. Изготовить осенние икебаны быстро и просто своими руками с помощью подсказок и мастер классов, представленных в этой статье, при желании сможет каждый творческий человек.

Как подготовить материал для осенней икебаны своими руками?

В осени есть особый прекрасный период, когда окружающая природа расписана яркими красками, словно кистью художника. К сожалению, он не очень долгий, поэтому нужно поспешить, чтобы запастись красивыми природными материалами и подготовить их для использования в различных осенних поделках, в том числе они понадобятся для изготовления икебаны. В один из солнечных дней золотой осени можно выбраться в ближайший лес или парк и собрать там всё, что покажется красивым и интересным: разноцветные листья, цветы, травы, шишки, желуди, каштаны, мох, интересные ветки и т.д. Дома собранный материал нужно будет подготовить должным образом, для того чтобы изделия из него выглядели эстетично и долго радовали окружающих.

Цветы и травы нужно высушить, для этого их подвешивают вниз «головой» в сухом темном месте. После высыхания их можно покрыть обычным лаком для волос, такая процедура сделает их более яркими и блестящими.

Для того чтобы листья долгое время сохраняли насыщенный цвет и не деформировались, их замачивают на несколько дней в растворе глицерина и воды (соотношение 100 мл на 200 мл), затем раскладывают на бумагу или полотенце и хорошо просушивают.

Кроме материала для самой композиции, необходимо подготовить основу, в качестве которой можно использовать готовые узкие, широкие, низкие, высокие вазы и подставки. Оригинально будет смотреться основа из природного материала, например, ваза из тыквы, дерева, коры, сухих веток.

Детали композиции в основании крепятся с помощью гипса, алебастра, пенопласта, мокрого песка. В этом случае, выбор материала зависит от тяжести используемых декоративных элементов. Например, если в икебане присутствует довольно тяжелая ветка, то её лучше всего «посадить» в гипс. Легкие веточки, цветы, травы хорошо будут держаться в песке.

Перед тем как начать создавать композицию, стоит набросать эскиз будущей икебаны, на нем не нужно прорисовывать детали, достаточно представить общую идею, а в процессе работы добавятся необходимые акценты.

В композиции могут быть использованы всего несколько элементов, но при их грамотном расположении и гармоничном сочетании икебана будет смотреться лаконично и закончено, а по мнению японцев, именно так она должна и выглядеть.

Изучаем мастер-класс по созданию осенней икебаны из листьев и шишек

В качестве наглядного примера приведем пошаговую инструкцию по изготовлению оригинальной осенней икебаны из листьев и шишек. Нам понадобятся:

  • небольшая круглая тыква;
  • пара красивых сухих веток;
  • несколько кленовых листьев;
  • гроздья рябины;
  • шишки;
  • клеевой пистолет;
  • дренаж или песок.
  1. Для начала подготовим тыкву, которая послужит основой для икебаны. Верхушку срезаем, семена и мякоть аккуратно удаляем ложечкой (важно не повредить кожуру), оставляем тыкву просушиться в сухом темном месте.
  2. Заполняем подсушенную тыкву дренажем или мокрым песком, закрепляем в нем ветки.
  3. С помощью клеевого пистолета фиксируем на ветках шишки и листочки в произвольном порядке.
  4. Основание икебаны декорируем ветками рябины, закрывая песок.

Получается интересная композиция, как на фото ниже.

Такая икебана несколько месяцев будет украшать дом и радовать окружающих яркими красками. Если вместо тыквы использовать искусственную подставку или горшок, она простоит много лет. Подойдет такое изделие и для школы, если ребенку задали дома сделать осеннюю композицию. Изготовить её настолько просто, что с этим справится даже ученик младших классов, особенно, если родители примут в этом увлекательном процессе активное участие.

Видео-подборка по теме статьи

Предлагаем к просмотру несколько видео по созданию композиций на тему осени, которые послужат идеями для изготовления икебаны.

Искусство растительных композиций зародилось в Древнем Китае. В VI веке вместе с буддийскими ритуалами и обрядами оно достигло Японии. Цветы и травянистые элементы приносили в дар духам природы. Выйдя из религиозного культа, икебана вошла в жизнь всех слоев японского общества. В странах Западного мира икебана стала расслабляющим хобби, а в Японии до сих пор остается мастерством, которому долго и старательно учатся.

Что это такое

Икебана (экибана) – в переводе с японского означает «оживший цветок» или «вторая жизнь цветка». До появления буддизма японцы исповедовали синтоизм: они верили в духов, что живут в цветах, растениях и даже камнях. Обряд цветочных приношений не исчез с приходом новой философии.

Первыми мастерами были мужчины монахи. К XV веку икебана превращается в светское прикладное искусство.

Искусство или философия

Правильно оформляет японский букет только натура, склонная к созерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь, окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды.

Композиция – ритуальное действо, что требует навыков и высокого художественного чутья. Икебана отображает модель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственного поведения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе.

Символизм

В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранее определено число цветков, цветовая комбинация и ритм.

Композицию имеет три символические линии:

  • Основная длинная линия Син – означает человека мужского пола и его высокое призвание.
  • Вторая линия Сое – символизирует творческое и детское начало.
  • Третья, наиболее короткая линия Хикае – говорит о женском и земном начале.
  • Дзюси – короткие вспомогательные линии.

Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю или три человеческие ипостаси.

Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальными линиями. Радость или душевный подъем – диагональными изгибами. Скорбь отображают поникшие или нисходящие штрихи.

Цвет

Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой, также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива.

Образный язык отдельных цветов и оттенков:

  • Черный цвет символизирует холод, тьму, ночь.
  • Зеленый – молодость, возрождение.
  • Красный – страстные чувства, огонь.

Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых, насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона часто подбирают желтый или золотой оттенок (цвет императорского величия). Золотой подсвечивает цветы и травы, излучая тепло.

Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанных или траурных композиций. Классический для народного творчества цветовой контраст отобразился в японском искусстве. Популярны белый/красный, желтый/фиолетовый, голубой/оранжевый и синий/красный цветовые контрасты.

Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданный фон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать в противоречие между собой.

Язык цветов и растений

Язык цветов повествует о течении времени из прошлого в вечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы, сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги, а о настоящем – едва раскрывшиеся бутоны.

  • Цветы розы и ветви сосны символизируют цветущую молодость и долголетие.
  • Пион и сосна – молодость, процветание.
  • Бамбук – мир, долголетие, почитание отца сыном.
  • Орхидея – радость.
  • Ветка абрикосового дерева – женское изящество.
  • Цветки жасмина – наслаждение жизнью.

Символический язык элементов раскрывает зрителю детали ландшафта: цветок хризантемы – это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь – скалы или камни.

История зарождения искусства и его развитие

Искусство зародилось в Китае в VI -VII вв. н.э. Ветки сосны и кипариса, цветки роз и лотоса – первые растительные элементы для аранжировки. Растения помещали в бронзовые сосуды.

В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенно упраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и имения аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.

В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится в беседках во время чаепития.

В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направления и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.

Школы и стили

Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахом Икэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементов религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.

Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали священную гору.

Над одним произведением работало одновременно несколько мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через 20 лет обучения. В XXI веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.

Нагэирэ

Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся цветком составляла до 1,5 м.

Сёка

Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка, сформировался в XVIII веке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения помещали как в низкие, так и высокие вазы.

Морибана

В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.

В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из стран Европы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западной культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности местности, естественная красота живых растений.

Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны – низкие плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан – держатель для закрепления цветов помещают на дно плошки.

Согэцу

После двух мировых войн под влиянием европейской культуры сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929 году художником Софу Тэсигахара. В старых школах было недопустимо использовать элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор решил осовременить японское прикладное искусство. Он использует стекло, камни, металл, фарфор и даже веревки с цепями.

У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность. Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом, чтобы привлечь внимание зрителя.

Материалы

Традиционные материалы – растительные элементы: распустившиеся цветки, бутоны, ветки с набухающими почками, листья, веточки хвои, плоды и сухая трава.

Вспомогательными элементы – глиняные, бронзовые, керамические сосуды, вспомогательные конструкции из стекла, металла и пластмассы, камни, минералы, песок и вода.

Для цветочной массы чаще выбирают: орхидеи, герберы, гиацинты, астры, пионы, розы, бегонии и крокусы.

Композиция создается внутренним чувством – способностью видеть и передавать красоту и гармонию растительного мира.

Как сделать икибану своими руками

Чтобы икебана выглядела единым целым, работу начинают с центра композиции. Его устанавливают перпендикулярно основе. Две другие линии располагают ассиметрично и под наклоном, в зависимости от идеи произведения. Основную линию представляет цветок, ветка лиственного или хвойного растения, декоративные элементы. Изогнутые ветви делают композицию динамичной.

Тему композиции выбирают с оглядкой на текущее время года. Цветы, древесные элементы и декор отображают состояние природы.

Ваза для цветов не должна притягивать к себе внимание яркой расцветкой, фактурой или декором. Постарайтесь найти незаметное изделие в землистых тонах.

Осенний букет

Яркие краски осенней листвы, насыщенные цвета астр, георгин, хризантем, гвоздик, зададут настроение осенней композиции.

Дополнительные элементы: корзинки из тыкв, древесные коряги, желуди, каштаны, орехи, кожура цитрусовых фруктов. Сохранить внешний вид желтых и красных листьев поможет раствор глицерина.

Закрепляют выбранный декор при помощи флористических губок, пенопласта или гипса. Замаскировать крепежный элемент поможет засыпанный сверху песок, камешки, минералы.

Зимняя сказка

Флористика холодного сезона отличается насыщенными яркими красками. Зимнее произведение приносит в дом праздничную атмосферу. Основной декор зимы: хвоя, шишки, орехи, кожура цитрусовых, гроздья калины, рябина, сушеные фрукты, гирлянды, бусы. Важные цвета: темно-зеленый, алый, насыщенный холодный синий, серебряный, золотой. За основу берут плетеные корзинки или проволочный каркас.

Весна-лето

Весенние букеты отличаются нежными бутонами, молодыми веточками с набухшими почками. Преобладают нежные свежие оттенки: пастельные тона, светло-коричневый, мятный, белый, ярко-желтый. Летние травы и цветы устанавливают в вазы с водой, используя кензон.

Мы нашли несколько тематических видео, чтобы показать работы мастеров и учащихся. В интернет ресурсах встречаются призывы заменять живые цветы и растения бумажными изделиями, сделанными своими руками. Оправдывается такой выбор недолговечностью живых растений и несоразмерностью затраченных усилий. Желая предупредить начинающих, отметим, что искусственные цветы не принесут и малой доли эстетического наслаждения. Еще 100 лет назад украшения из искусственных цветов считались признаком крайней бедности или мещанства.

В Японии существует более 3000 школ с небольшими различиями в оформлении. Основа композиций принцип трех геометрических линий. Каждая из школ имеет свою символику.

Уроки японского. Искусство икебаны

Если самурай из вас никакой, равно как и буддийский монах, вы не обучались в школе гейш, а о самой Японии лишь иногда смотрели заметки по ТВ и читали в интернете, это не помешает вам создать свою красивую икебану. Как? Было бы желание!

Вся Япония в одной композиции. Проста (но только на первый взгляд), изысканна, многогранна, до конца не понять

Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников

Икебана в широком смысле это:

  • японское искусство создания букетов из срезанных цветов и их частей (в том числе – уже засохших) и других флористических элементов;
  • готовый букет, созданный по канонам этого искусства.

Само слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «жизнь» и «срезанные живые цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов». Японисты, впрочем, подчеркивают: на самом деле термин не имеет буквального перевода, его значение слишком глубоко. Это и показ места человека в мире, и отражение индивидуальности того, кто составил композицию, и демонстрация принятия естественного течения жизни, частью которой является неизбежное умирание, нахождение в этом эстетики, и многое, многое другое.

Изначально лепестки и срезанные цветы использовались в буддийских ритуалах, поэтому можно сказать, что «колыбелью» икебаны является Индия, где возникло учение. Когда буддизм стал распространяться в Японии (это VI век), практика с цветами-подношениями перекочевала на острова. Только священнослужители ведали, как лучше распорядиться флорой в качестве даров Будде и украшения храмов.

В поисках просветления

От идей киотского священника Икэнобо Сэнкэея берет свое начало старейшая школа икебаны Икэнобо. Мастер был настолько искусен в составлении красивых композиций, что поучиться его умению приезжало духовенство со всей страны.

Стиль, изначально присущий этой школе, называется рикка. Мы заостряем на этом внимание, т. к. в XXI веке школ и стилей существует уже несколько сотен. Но все они, можно сказать, вышли из Икэнобо.

Для классического стиля рикка характерны высокие (выше полутора метров) композиции с основными растениями в составе: сосной, бамбуком, лотосом. Напомним, речь идет о прославлении Будды. Одинокая сосна – дерево, символизирующее природу просветленного. Бамбук обозначает совершенного человека. Ну а лотос для всего Востока – знак духовного раскрытия. Хотя, строго говоря, это тоже упрощенные значения, есть и другие, как чисто буддийские, так и местные, японские, связанные с синтоизмом, традиционной религией жителей островов.

Неизбежно такой красивый процесс, как составление цветочных композиций (пусть и с особым смыслом), должен был выйти из храмов в народ. Это и произошло с течением времени. Сначала икебаны появились в императорском доме, затем – по нисходящей – стали набирать популярность среди всего населения.

К XVI веку религиозное значение икебан уменьшилось. Родился стиль сека. С одной стороны, это упрощенная рикка (для масс). С другой – с годами искусство составления цветочных композиций «напиталось» специфическим японским отношением к красоте и бытию.

Здесь уже не было столь строгих догм о вертикальности, зато нужно было непременно эстетично и со смыслом выдержать баланс всех частей композиции.

Умение составлять икебаны стало обязательным для гейш, но широко занимались этим искусством мужчины. Самураи перед битвой, с которой могли не вернуться, создавали икебану. Представляете, какое глубокое значение, касающееся человеческой жизни, вкладывали они в свою композицию?!

О том, как должны были составляться букеты, писались инструкции. Их изучение, знание и четкое исполнение стало обязательным. Не то чтобы «шаг влево или вправо» не допускался совсем, но принципы создания икебан эволюционировали очень медленно.

Так бы и продолжалось, если бы не вмешались европейцы…

Икебана школы Икэнобо

Начиная с середины XIX века, изоляции Японии от остального мира пришел конец. Огромные перемены охватили все сферы жизни страны, разумеется, процесс коснулся и икебаны.

  • Во-первых, японцы столкнулись с непривычным для себя взглядом на жизнь, человека, неизвестной доселе философией. А это как раз то, что икебанисты отражают в своих произведениях. И пусть большинство откровенно не понимало западного человека (а кто-то и проникся идеями, привезенными из-за океана), в цветочных композициях стали появляться новые нотки.
  • Во-вторых и, наверное, в главных, в Японию стали привозить новые цветы, использование которых просто не было прописано в старых догматах. Пришлось пересматривать правила. Так немного насильственно искусство икебаны стало развиваться.

К концу XIX столетия бывший представитель школы Икэнобо по имени Унсин Охара начал применять для своих произведений непривычные сосуды и «дал жизнь» новым стилям (это был настоящий прорыв!):

  • морибана – элементы композиции устанавливались в неглубокие плошки, можно даже с водой;
  • хейка – когда растения помещались в высокие узкие вазы и фиксировались в вертикальном положении, порой причудливо нависая, непонятно даже, как и за что держась.

Мастер открыл свою школу Охара. Это вторая классическая школа икебаны.

Икебана в стиле морибана

Икебана в высокой узкой вазе

Наконец, в 1927 году открылась школа Согэцу – третья основная школа икебаны.

Ее представители, с одной стороны, не отказываются от традиционной японской философии (она была, есть и будет обязательной незримой составляющей любой композиции, иначе это уже и не икебана вовсе получится, а обычный букет), но с другой – открыты всему новому. Именно икебанисты этой школы стали активно использовать современные материалы, и если таковые появляются в наши дни, не преминут ими воспользоваться. По мнению приверженцев школы Согэцу, икебана не должна стоять на месте, ее задача – развиваться вместе с меняющимся миром. Правила прошлого хороши, но только как основа, трамплин, от которого нужно отталкиваться.

Скорее всего, именно благодаря этой школе икебана стала завоевывать популярность среди неяпонцев.

Новый взгляд на икебану

Сегодня в Стране восходящего солнца множество стилей икебан, но классическими, основными, считаются те, которые практикуются в первых трех школах: Икэнобо, Охара и Согэцу. Они существуют по сей день, у каждой есть свои приверженцы, между ними идет здоровая конкуренция, что в конечном итоге всем только на пользу.

Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану

В нашей стране зафиксирована, можно сказать, официальная дата знакомства с икебаной. В 1968 году при посольстве Японии в Москве и обществе дружбы «СССР – Япония» был учрежден клуб «Икебана». Японки (в основном, конечно, развитием культурных связей занимались женщины из дипломатических семей) обучали наших соотечественниц древнему, но живому искусству составления цветочных композиций. А чтобы об этом узнало население всей нашей огромной страны, подключился журнал «Цветоводство», в котором выходили заочные уроки для всех желающих.

Раритетные номера журнала «Цветоводство». У вас не сохранились?

Кстати, клуб существует по сей день, в нем можно пройти обучение. Вообще приобщиться к японскому искусству икебаны легко, если есть желание: на различных флористических курсах, даже онлайн, с помощью любителей икебаны, которые есть, наверное, в большинстве городов.

Зачем нужна икебана современному неяпонцу?

Для тех, кто уже увлекся этим искусством, полюбил его, вопрос странный. Это и хобби, и дело, которое может принести пользу. Заниматься составлением икебан можно, например, для:

  • Украшения интерьера. Японская цветочная композиция придаст уникальность даже помещению со стандартной мебелью.

    Икебана хорошо смотрится в интерьерах не только в японском стиле

  • Познания себя, успокоения, приведения мыслей и чувств в порядок. Получается эдакая активная медитация.

    Когда все раздражает… составь икебану!

  • Создания подарка. Почему бы не преподнести близкому человеку вместо стандартного букета философскую цветочную композицию. Японцы так и делают.

    От такого презента сложно отказаться

  • Изучения японской культуры, ведь без знания истории и принципов икебан все ваши представления о Японии будут неполными.

    Простой способ узнать о Японии больше – заняться составлением икебан

  • Прицела на возможный заработок. Освоив икебану, можно организовать свои курсы. Для этого, конечно, придется ответственно учиться, получать дипломы, желательно японских педагогов.

    Уроки икебаны

Глаза боятся, а руки делают

Сами японцы признают: икебана очень демократична, в наше время заниматься ею, проявлять свои творческие способности может каждый.

Но, конечно, это не значит, что у новоиспеченного икебаниста должны быть полностью «развязаны руки».

Для начала нужно понимать, чем икебана отличается от букета.

В западном варианте все внимание сосредоточено на цветах, их свежести, красоте, пышности, колористическом сочетании между собой и упаковкой, наконец, удобстве транспортировки. Букеты долго не живут, их выбрасывают по увяданию.

Не такова японская икебана. Она фиксирует взгляд на отношении к жизни. Глядя на композицию, вы можете задуматься о месте человека в мире, заглянуть в свою душу, увидеть красоту и хрупкость природы. Собственно, для последнего (подчеркивания недолговечности всего в этом мире) и используются засушенные элементы. Икебана стоит, как правило, долго.

Итак, можно брать как живые, так и засушенные цветы и другие элементы (например, камешки, листья, в том числе искусственные), но использование каждого должно быть объяснимо и оправданно. Соответственно, ничего лишнего в вашей композиции быть не должно.

Поскольку стилей и направлений в искусстве икебаны великое множество, вы можете выбрать емкость и мелкую, плоскую, и высокую, узкую. Но очень желательно, чтобы она была однотонной или прозрачной, дабы не отвлекать от главного.

Икебана в прозрачной вазе

Сразу продумайте, с помощью чего будет держаться композиция (скорее всего, потребуются фиксирующие элементы) и как поведет она себя со временем.

Икебана не может находиться в одной плоскости, это сложная многогранная структура, всегда асимметричная (как и все в природе), но если рассматривать ее двухмерно, то ее основные элементы должны составить треугольник.

Треугольник и асимметрия в искусстве икебаны

Вершины треугольника символизируют:

  • небо;
  • человека;
  • землю.

Классические пропорции икебаны: «человек» (то, что его обозначает в композиции) на одну треть меньше «неба», «земля» располагается в своей плоскости, противоположной «небу» и «человеку».

Большие икебаны могут состоять из нескольких треугольников, но сначала нужно научиться работать с одним.

Ну а дальше… вкладываем свой смысл в каждый элемент композиции. Что она будет отражать? Ваше настроение в данный момент времени? Глубинные жизненные убеждения? Может быть, она будет связана с каким-то событием? Или просто посвящена времени года за окном? Все допустимо. Ограничений нет.

Считается, что икебану нужно делать в одиночестве, чтобы никто не помешал самовыражению, не привнес ненароком в вашу композицию что-то свое.

Беспроигрышные цветы для первой икебаны

Один из главных мотивов в икебане – хризантема. Этот цветок символизирует Японию. И если настоящий японский икебанист спокойно обойдется без хризантем, для начинающего их использование – простейший способ настроиться на культуру и философию страны. Не говоря уж о том, что композиции с хризантемами всегда получаются очень красивыми!

С мыслями о Японии

Как видите, процесс создания икебаны непростой. Он требует множества душевных сил, знаний. Но с большой вероятностью, один раз попробовав, вы захотите еще и еще, по-настоящему заинтересуетесь этим искусством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *