История про вязание

  • автор:

История развития вязания крючком и спицами в России тесно связана с историей развития этих видов рукоделия в Европе.

Можно сказать, что сложная техники вязания спицами и крючком пришли к нам из других европейских государств: Италии, Испании, Франции, Англии и, в том числе, Скандинавии.

Косвенным доказательством того, что Россия была преемником некоторых технологий вязания является последовательность во времени возникновения их в нашем государстве.

Так если, считается, что вязание крючком в Европе возникло и стало бурно развиваться с начала 19 в. (см. «История развития вязания крючком в Европе до 20 в.»), то в России крючок получил распространение лишь с конца 19 в. (Википедия)

Русские мастерицы крючком вязали в основном кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Совершенно очевидно, что речь идет об ажурном филейном вязании крючком, или вязании крючком с использованием филейной сетки.

На вопрос, владели ли они техникой Ирландского кружева крючком, и если «да», то насколько в ту эпоху этот вид кружева был в России распространен среди наших вязальщиц,, я пока ответа не нашла.

С уверенностью можно только лишь сказать, что еще в допетровскую эпоху на Руси были знакомы с такой техникой игольного кружева, как шитье по сетке («шитье по выдергу»), а также шитье иглой «на воздухе», но только по краю изделия или тесьмы. Только в 1725 году Петр 1 пригласил венецианских мастериц для обучения русских вышивальщиц искусству шитья кружев с помощью иглы, а также с помощью коклюшек.

Существует мнение, что искусство вязания на спицах к нам пришло из Скандинавии, где вязальщиками были, в основном, мужчины.

В России крестьянские девушки-рукодельницы вязали из теплой овечьей шерсти такие изделия как чулки, носки, варежки, и конечно же, Оренбургские пуховые платки! Рассмотрим вкратце историю развития вязания в каждом из этих напрвлений.

История вязаных носков на Руси.

В Рязанской области, под городом Пронском, археологи нашли носок, вместе с надетым на него башмаком. (фото 1) Обувь сохранилась плохо, а вот носку повезло больше. Его датируют 11-12 веком, а хранят в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Интересно не только то, что носок отлично сохранился, а еще и то, что он был явно выше самого ботинка, и снимался, скорее всего, вместе с ботинком. Совершенно не говорится о том, в какой технике вязания выполнены эти носки. Вполне возможно, что выполнен он не спицами, а в технике одноигольного вязания, которое прекрасно имитирует лицевую гладь. (см. «Когда и где возникло настоящее вязание спицами.»)

Фото 1. Носок с башмаком. 11-12 в. Найден в Рязанской области под г. Пронском. Рязанский историко-архитектурный заповедник.

Еще один интересный образец носка, сохранившийся до наших дней, относится к более позднему периоду: 16-17 в.

Фото 2. Носок. 16-17 в. Связан на пяти спицах. Археологический выставочный комплекс «Старый Гостинный двор».

Предполагается, что он связан на пяти спицах по кругу. Хранится в Археологическом выставочном комплексе «Старый Гостинный двор»

На Руси вязаные носки ручной работы играли важную роль в свадебных церемониях и различных ритуалах. Вязаные носки и варежки составляли значимую часть приданого. В основном, носки были исключительно однотонные. Однако, в таких губерниях как, например, Рязанской, Тульской и Пензенской праздничные изделия вязали с использование красочных орнаментов.

В Архангельской области считалось, что невеста одаренная и умелая, если она собственноручно одаривала родню мужа связанными носками, и чем разнообразнее узоры и больше носок, тем более мастеровитая будет будущая супруга. Такие дорогие подарки надевали лишь по праздничным дням. Самыми знаменитыми были узоры из растений и геометрических фигур. Специальные носки ручной работы вязались из шерсти красного цвета, который означал «красивый», «значимый».

Несмотря на высокий уровень развития машинного трикотажа, носки, связанные вручную спицами с орнаментом или однотонные, пользуются спросом и в наши дни!

Фото 3. Носки с орнаментом.

В конце XIX – в начале XX века в России становится популярным вязание сапожек, которые были украшены красивыми цветочными орнаментами. Однако идея вязаных сапожек, как и многие другие идеи в вязании, возродилась в наши дни и прекрасно воплотилась в новых оригинальных дизайнерских моделях. (фото 4-5)

Фото 4. Вязаные сапожки с цветочным орнаментом «Павлопасадские».

Фото 5. Вязаные белые сапожки на каблучке.

Истории вязаных варежек на Руси.

Существует несколько версий происхождения русского слова «варежка».

Согласно первой из них, «варежка» происходит от словосочетания «варяжская руковица», что является подтверждением заимствования этого вида одежды от Варяг, выходцев скандинавских стран.

Второй версией происхождения этого слова является глагол «варовати», что значит «защищать», «охранять». Очевидно от холода.

Третий вариант: от слова «вареги», т. е. «варить». В те времена шерстяные рукавички заваривали кипятком, чтобы они стали более плотными и теплыми.

Хотя техника вязания варежек пришла к нам из Скандинавии, где вязали в основном мужчины, на Руси это искусство освоили женщины. Причем учились они этому с раннего детства. Девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое, которое состояло не только из свадебного платья, вышитых полотенец и скатертей, но и из вязаных носков и варежек для всех родственников жениха.

Варежки делились на мужские и женские. Женские — миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли «исподочки»), а затем меховые — мехом наружу («мохнатки»). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили «исподочки» с орнаментом, в будни — однотонные.

Фото 6. Варежки с орнаментом.

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили «накулачники» («митенки») — длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

Однако этот дамский аксессуар возродился и стал актуален в наши дни. Изящные, женственные и стильные митенки прекрасно дополнят любой дамский костюм.

Фото 7. Белые ажурные митенки.

Оренбургские пуховые платки.

Говоря об истории развития вязания спицами на Руси, невозможно не обратиться к такому виду рукоделия, как вязание Оренбургских пуховых платков.

Фото 8. Оренбургский пуховый платок.

Зародившаяся около 250 лет назад в России пуховязальная промышленность, подарила всему миру уникальное произведение искусства, каковым является Оренбургский пуховый платок, ставший несомненно одним из символов России!

Еще уральские казаки, обосновавшиеся на реке Яик (ныне Урал), заметили, что местные скотоводы (калмыки и казахи) даже в самые сильные морозы скакали на лошадях в легких одеждах и не замерзали. Оказалось, что под легкими одеяниями у них были теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз.

Первоначально пух и изделия из него уральские казаки выменивали на чай и табак. Затем сами стали чесать коз, прясть нить и вязать платки. У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была сплошной. Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, использовали в вязке растительный орнамент. Первоначально это были просто вязаные платки с кисточками.

Так зародилось и стало развиваться, передаваясь по наследству из поколения в поколение это удивительное искусство изготовления Оренбургских пуховых шалей, пока впервые в 1851 году они не попали на Всемирную универсальную выставку в Лондоне, откуда о них узнал весь мир.

» С утра до вечера в «Хрустальном дворце» толпилась публика у экспонатов с Российскими ювелирными украшениями и драгоценностями. Как далекую и любопытную экзотику рассматривали европейцы… «невесомые» и красивые оренбургские шали, связанные из козьего пуха».

1 мая (19 апреля по ст.ст.) 1862 г., в период расцвета английской промышленности, в Лондоне открылась очередная, четвертая по счету Всемирная универсальная выставка, на которой были представлены 6 пуховых тончайших платков из козьего пуха, связанные уральской казачкой М.Н. Усковой. До закрытия выставки все платки были раскуплены, а Мария Ускова получила медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром.

С тех пор оренбургские платки стали появляться на выставках в Чикаго, Париже, Брюсселе и восхищать публику по всему миру. Продолжают восхищать и сегодня.

Секрет такой феноменальной популярности Оренбургских пуховых платков кроется в пухе коз, выращенных только в двух степных местах России с ярко выраженным континентальным климатом: Оренбергской области и Волгоградского Прихоперья.

Летом козы долгое время находятся в степи под палящим солнцем. Температура воздуха в Волгоградских и Оренбургских степях летом доходит до 42-45 градусов по Цельсию, а земля прогревается до 60 град. В это время у козы активно растет пух, считается, что пух аккумулирует солнечную энергию. Именно сочетание непомерно жаркого для этих широт лета с холодными зимами придает козьему пуху в этих условиях уникальное сочетание удивительной легкости, нежности и способности сохранять тепло.

Фото 9. Коза. Оренбургская порода. Выведена народной селекцией.

Иностранные компании пытались наладить производство пуховых платков в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия из оренбургского козьего пуха были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку «имитация под Оренбург».

Платки принято было носить поверх кокошников, а замужние женщины обязательно покрывали платком голову. На Руси платок был самым желанным подарком, преподносившимся женихами или мужами в знак внимания. Ухаживая за девушкой, парень обязательно дарил ей красивый платок, а муж, возвращавшийся с дальних земель, привозил супруге теплую шаль. Каждый старинный платок уникален, ведь в его оформление вкладывался особый смысл и соответствующая народная символика.

Различают в основном два вида пуховых платков: плотные пушистые из серого пуха и тонкие ажурные платки из белого пуха, которые проходят в кольцо или, что является еще одним шиком, помещаются в гусиное яйцо! Тонкий оренбургский платок размером 2х2 метра будет весить не больше 70 г.! (фото 10-11)

Фото 10. Оренбургский пуховый платок. Серый, плотный, пушистый.

Фото 11. Оренбургский пуховый платок. Тонкий, ажурный из белого пуха.

Если важно, чтобы изделие было теплым, то выбирают прежде всего плотные пушистые платки из серого пуха. Тонкие ажурные платки, которые еще называют «паутинкой», также достаточно теплые, но их ценят, прежде всего за красоту и неповторимость. Именно тонкие ажурные Оренбургские платки должны проходить через кольцо.

Фото 12. Ажурный тонкий Оренбургский платок проходит через кольцо.

Кстати, помимо прохождения в кольцо, «шиком» у пуховязальщиц считается, чтобы изделие помещалось в гусиное яйцо.

Фото 13. Ажурный тонкий Оренбургский платок помещается в гусиное яйцо.

Вяжут паутинки на двух тонких спицах, набирая при этом по нескольку сотен петель. Все они прекрасно помещаются на спице, благодаря свойствам пуха, который при вязке не только хорошо сжимается, но и прекрасно тянется.

Сначала вывязывается центральная часть платка – его основа, а затем к ней подвязывают решетку, кайму, зубцы. Все из разных узоров: звездочек, кругов, ромбов, точек. Однако платок еще не готов. Его стирают и отбеливают. Затем мокрым его натягивают на деревянную раму или пяльцы, и оставляют высыхать для выравнивания.

Фото 14. Сушка Оренбургского платка на деревянной рамке.

После высыхания у Вас в руках окажется ажурное облако. Это и есть знаменитый ажурный Оренбургский пуховый платок, который проходит через кольцо или помещается в гусиное яйцо!

Фото 15. Просто красивый Оренбургский пуховый платок.

До 1985 года оренбургские пуховые платки ручной работы были недоступны большинству российских женщин. Все пуховницы состояли на учете и не могли продавать свои изделия с рук. Вся продукция шла на экспорт. Но сегодня купить такую вещь может любая женщина.

Фото 16. Современные оригинальные ажурные пуховые платки.

В заключение можно сделать следующий вывод:

история вязания крючком и спицами в России впитала в себя часть Европейской культуры вязания, преломила ее через себя, внесла свою самобытность и породила такое удивительное и феноменальное явление, каковым является вязание Оренбургских пуховых платков из пуха коз, выросших в уникальных условиях резко континетального климата Волгоградских и Оренбургских степей России.

История возникновения вязания

Искусство сплетать нити возникло невероятно давно. Сейчас оно распространено по всему миру.

Этим занимаются мужчины, женщины, дети. Популярность рукоделия объясняется доступностью материалов, красотой и практичностью вязаных вещей.

Первые упоминания о вязании

Указать точную дату появления трикотажной одежды невозможно, так как первые образцы за давностью лет не сохранились. Ученые могут только догадываться о дате и месте зарождения ремесла, опираясь на сохранившиеся тексты и рисунки.

Первые упоминания о вязаных изделиях появились в документах 19 в. до н. э. На египетской пирамиде есть изображение женщин в вязаных носках и вязаных жакетах. Эти предметы гардероба удивительно напоминают современные. В египетской гробнице сохранилась изготовленная из шерсти детская туфелька, относящаяся к тому же периоду. Если ремесло было развито уже во времена фараонов, значит, его корни уходят невероятно глубоко.

Первые свидетельства в Европе относятся к 12 в. до н.э. Во времена Троянской войны в Греции изготавливались вазы с изображениями знати в облегающих трикотажных штанах, напоминающих современное трико. Немного позже, в 79 г. н. э. плетеные чулки носили жители Помпеи – отпечатки этих изделий были обнаружены на застывшей лаве.

В это же время на другом континенте, в Перу, создавали пояса с национальными мотивами, которые до сих пор удивляют тонкостью деталей и красотой расцветок. Эти изделия говорят о развитой технике вязания мастеров Нового Света. Пример их работы хранится в Детройте в Институте Искусств.

Самые древние сохранившиеся вещи Старого Света и Азии датируются 4-5 в. н. э. Это египетские носки. Большой палец на них отделен от остальных, что говорит о том, что рукоделие не было примитивным.

Первые вязаные вещи

Первыми вязаными предметами считаются сети для ловли рыбы и мелких животных. Этим занимались мужчины. Так что первыми мастерами вязания были представители сильного пола. Женщины включились в процесс позднее.

Долгие века вязание было исключительно практическим ремеслом. Предполагается, что первой вязаной одеждой стали носки и чулки. Они были такими же, как и сейчас. Только в Египте и других странах, где носили обувь с перепонкой между пальцами, носки делали раздвоенными, в форме копыта. Затем появились шапки, рукавицы. Последними были изобретены штаны, кофты и изящные предметы: воротнички, ажурные платки, салфетки, сумки.

Как появилось вязание спицами

Какова история возникновения вязания спицами – этот вопрос рано или поздно задает себе каждый любознательный вязальщик. Если говорить о настоящей вязке двумя спицами, здесь существуют только косвенные доказательства: рисунки, барельефы, литературные источники. Прямых свидетельств – артефактов, дошедших из глубины веков до наших дней, – сохранилось очень мало, но именно они являются самыми точными и верными свидетелями истории развития рукоделия на спицах.

Сохранившиеся предметы датируются 6 в. до н э. Это пояс, сохранившийся в захоронении на территории современного Перу.

Дошедшие до наших времен первые вязаные вещи только внешне выполнены лицевой гладью. На самом деле они изготовлены в технике плетения одной иглой. Эти изделия очень похожи на связанные на спицах. Однако, когда их изготавливали, существовала только прародительница современных вязальных инструментов – костяная игла.

Плетение одной иглой – это скорее разновидность ткачества. Оно стало переходным этапом от вязки сетей руками к вывязыванию первого трикотажного полотна двумя тонкими прямыми палочками.

Игольная техника позволяла выполнять сложные узоры и фасоны. С ее помощью создавали плоские и объемные изделия, включающие красочные фигурки для церемониальных целей.

Настоящее рукоделие на двух спицах датируется 12 в. н. э. Оно обнаружено опять же на территории Египта. Самый древний артефакт – фрагмент носка из Египта, изготовленного в 12-13 в. н. э. Сохранился его сине-белый узор, характерный для стран исламского мира того периода. Установлено, что вещь плелась от пальцев к щиколотке, по кругу.

Специалисты сходятся во мнении, что спицы появились именно в Египте, но точное время их изобретения неизвестно.

Кто придумал вязать крючком

Крючок появился позже вязальных игл – только в девятнадцатом веке. К этому времени относятся все сохранившиеся до наших дней артефакты.

Некоторые исследователи предполагают, что история возникновения вязания крючком более древняя. Они связывают появление рукоделия с 16 веком, когда в монастырях начали плести церковный текстиль или монашеское кружево. Датская исследовательница Лиз Полудан, эксперт в истории появления вязания крючком, разработала три версии:

  • Рукоделие возникло на Аравийском полуострове и оттуда распространилось от Испании до Тибета – повсюду, где проходили торговые пути арабов.
  • Рукоделие возникло в Южной Америке в первобытные времена.
  • Рукоделие появилось в Китае, где с его помощью изготавливали объемные куклы.

Исследовательница соглашается, что нет никаких артефактов, подтверждающих древнее происхождение изготовления трикотажа крючком. В энциклопедиях сообщается, что сам инструмент появился только в девятнадцатом веке как средство для вышивки тамбурным швом. Вещей, сплетенных загнутым на конце приспособлением и относящихся ко времени раньше 1800 года нет, поэтому историки имеют основания утверждать, что современная вязка крючками возникла только в 19 столетии.

Первые приспособления были просто изогнутыми иглами с рукоятками из пробки. Их использовали бедные вязальщицы. Знать пользовалась инструментами из драгметаллов и слоновой кости.

Крючком вязали не столько трикотаж, сколько кружева. Первым изобрели технику создания кружева с помощью игл с гнутым концом ирландцы, где вывязыванием одежды занимались целые семьи, включая стариков и детей. Их кружевные блузки, платья, шляпки, зонтики пользовались огромной популярностью в Европе и Новом Свете. Техника вязания ирландского кружева сохранилась до наших дней. Сейчас в ней работают многие именитые кутюрье, специализирующиеся на трикотажных изделиях.

Вязание в наши дни

Вывязывание узоров и создание трикотажа в наши дни перестало быть банальным хобби. Современные мастерицы превращают обычные шерстяные, хлопковые или шелковые нити в красивые изделия. Магазины предлагают огромный ассортимент пряжи всех цветов, толщины и способа прядения. Интернет позволяет научиться вязать всем желающим. Во всемирной паутине можно освоить азы или почерпнуть интересные творческие идеи.

Спицы и крючок перестали быть инструментами для создания практичных вещей. Сейчас они больше похоже на кисти художника, так как создание трикотажа стало искусством. Оказалось, что возможности рукоделия неисчерпаемы. Несмотря на многовековое существование этого ремесла, до сих пор придумываются новые узоры, внедряются современные материалы

Кутюрье со всех континентов выпускают одежду под собственными брендами. Например, в Бразилии созданием ошеломительный красоты платьев, юбок и блузок из шелковой пряжи занимается дизайнер Ванесса Монторо. Ее узнаваемому стилю пытаются подражать любители во всем мире. На сегодняшний день Ванесса – самая известная вязальщица эксклюзивной одежды.

Что можно связать

Пользуясь крючком или спицами, можно сплести практически любую вещь или предмет гардероба. Кроме одежды, сумок и домашнего текстиля мастерицы создают мягкую мебель, причем не только обивку, но и сами кресла и диваны, набивая изготовленные собственноручно трикотажные чехлы поролоном. Популярно плетение из ниток абажуров, шкатулок, ковриков и других интерьерные мелочей.

Современный тренд – вязаная обувь. Сейчас это не только пинетки для новорожденных, но и босоножки, туфли и сапожки для взрослых. При создании таких шузов домашние мастерицы закрепляют на старых подошвах новый вверх, изготовленный своими руками из прочных ниток.

Необычные вязаные вещи фото

Креативные вязальщики создают из ниток самые хитросплетенные модели. Это могут быть шапки в форме средневековых и античных головных уборов, карнавальные маски, костюмы сказочных персонажей. Ниже расположена большая подборка самых невероятных узоров и моделей, назначение которых показать, что возможности клубка, спиц и крючка поистине безграничны.

Золотые ручки: история рукоделий

История рукоделия уходит корнями в глубокое прошлое. Конечно, нельзя точно сказать, кто именно первым взял в руки иголку и принялся шить, или чья бабушка первой связала теплые носки в подарок. Но узнать, когда возникли разные виды рукоделия и как они развивались — можно. Именно об этом расскажет сегодня Diletant.media.

Вышивание — дар бчогов

Пожалуй, первый вид рукоделия, который осваивает каждая девочка — вышивание. Сперва в ход идут простые и уже такие родные крестики, потом знакомятся с вышивкой гладью и лентами. Еще в первобытные времена люди стремились как-то украсить свою одежду, нанести на нее рисунки, которые были не только украшениями, но и оберегами.

Первый вид рукоделия, который осваивает каждая девочка — вышивание

Легко угадать, что изобрели вышивание на Востоке, хотя, конечно, греки и римляне считали это искусство божьим даром. В «Метаморфозах» Овидия можно прочитать интересную историю о девушке Арахне, которая, научившись у Минервы всем секретам вышивания, настолько возгордилась, что вызвала свою наставницу на состязание. Минерва потерпела поражение и с обиды превратила соперницу в паука.

«Вышивальщица», художник Франц Ксавер Зимм

Знамениты своими искусными вышивками были и персы. Существует легенда, что Александр Македонский, победив царя Дария, захватил его шатер и пришел в полный восторг от прекрасных узоров. Упоминается это рукоделие и в Библии. Скорее всего, именно от евреев заимствовали искусство вышивания и жители Египта, о чем свидетельствует вышитая одежда на найденных древних мумиях. А честь изобретения вышивки золотом приписывают фригийцам.

Честь изобретения вышивки золотом приписывают фригийцам

Конечно, долгое время вышитые узоры оставались уникальными или копировались самими вышивальщицами, но с появлением книгопечатания узоры стали собирать и издавать в специальных книгах. Первый такой сборник бы издан в Кёльне в 1527 году.

Искусство вязания петелек

Самой древней найденной вязаной вещи почти 4000 лет! Это вязаная туфелька, обнаруженная на раскопках в Египте. Как и в случае с вышиванием, родиной вязания принято считать Восток. Но уже во времена Троянской войны этим искусством владели греки.

Самой древней найденной вязаной вещи почти 4000 лет

Например, некоторые историки считают, что жена Одиссея Пенелопа, пытаясь избавиться от назойливых женихов, вовсе не ткала полотно, как это описывает Гомер, а вязала его. Иначе как возможно объяснить то, что она каждую ночь распускала готовое полотно — только вязаную ткань можно распустить незаметно для качества.

Не женское дело

Считается, что в Европу вязание попало через египетских христиан. Они отправлялись в миссионерские поездки, брали с собой вязаные вещи и учили европейцев этому виду рукоделия. Примерно в XIII веке вязание плотно вошло в жизнь Европы. Вязали тогда как для себя, так и на продажу. Популярностью пользовались шапки, перчатки, подушки, ковры и, конечно, чулки.

В Европу вязание попало через египетских христиан

Как это ни удивительно, но ремесло вязания женщины переняли от мужчин. До XVIII века в Европе существовали специальные гильдии мастеров вязания, и попасть туда было непросто. Сперва юноше нужно было 3 года проработать учеником, затем еще 3 года — подмастерьем, а спустя 6 лет еще и выдержать трудный экзамен. Женщин в такие гильдии не брали. В 1589 году английский священник Уильям Ли изобрел машину для вязания чулок, и это открытие произвело настоящий переворот в торговле и моде. Например, у мужчин стали популярными короткие штаны, к которым в комплекте прилагались чулки.

Особенно распространенными вязаные изделия были на севере Европы. Например, в Норвегии появились знаменитые узоры в виде снежинок и оленей. В Шотландии предпочитали разноцветные яркие орнаменты, а в Ирландии в XX придумали знаменитые косы. Во время войн вязание показало, что это не только красивое, но и полезное ремесло. Во времена Великой отечественной войны на каждую посылку на фронт женщины вкладывали носки и печатки ручной вязки — свой маленький вклад в большую победу.

Кружевная лихорадка

Плетение кружев — один из самых изысканных видов рукоделия. Легкое и воздушное, оно до сих пор пленяет умы женщин. Упоминания о кружеве встречаются даже в Библии, а некоторые египетские мумии были найдены покрытыми одеждой с легкой сетчатой каймой. Но настоящее кружево, каким мы его привыкли видеть, появилось лишь в XV веке.

Плетение кружев — один из самых изысканных видов рукоделия

В 1587 году некто Фидерик Винчиоло, живший при дворе Екатерины Медичи, жены французского короля Генриха II, создает сборник всех существующих на тот момент узоров кружев. В те времена кружева использовали повсюду и тратили на них огромные деньги. Ими украшали одежду и сапоги, предметы мебели и даже кареты!

Бальное платье Елизаветы Петровны

Венеция и Вологда — знаменитые кружева

Подданные Франции тратили слишком много денег за рубежом в стремлении купить уникальные образцы кружевного полотна. Французское правительство решило принять меры, и в конце XVII века министр Кольбер создает королевские мануфактуры, специализирующиеся на создании кружев. Кружевниц нанимали из Венеции и Фландрии — эти города славились своим искусством кружевоплетения.

Упоминания о кружеве встречаются даже в Библии

Венеция стала знаменита благодаря своему особому виду кружева, называемому сегодня гипюр. Главный же центр кружевоплетения в России — Вологда, где это искусство появилось в XVI—XVII вв.еке, а в начале XIX столетия возник целый промысел. Тогда помещица Засецкая организовала собственную фабрику в селе Ковырино. Ее крепостные выплетали тончайшее кружево, подражая европейским мастерицам.

Вологодские мастерицы за плетение панно «»Трехсотлетие воссоединения Украины с Россией»

Екатерина Астафьева

История искусства вязать крючком

Как возникло искусство вязания крючком

Известная путешественница и вязальщица Энни Поттер утверждает, что искусство вязания крючком возникло в ХVI веке. Датчанка Лиза Полюден выдвинула сразу три теории появления этого искусства. Согласно первой из них, вязание крючком возникло в Аравии, затем распространилось на восток до Тибета и на Запад до Испании, а оттуда – в другие европейские страны. По второй версии, впервые взяли в руки крючок представители первобытных племен Южной Америки, изготавливавшие с его помощью украшения. Третья версия гласит, что вязание крючком придумали создатели многих разновидностей декоративно-прикладного искусства китайцы. У них впервые появились связанные крючком объемные куклы.

Первые упоминания об искусстве вязания крючком в Западной Европе

Первое письменное упоминание вязания крючком, названного «пастушьим вязаньем», обнаружено в «Мемуарах шотландской леди Элизабет Грант», написанных в ХIХ веке. Узоры для вязания крючком впервые были опубликованы в 1824 году в голландском журнале «Пенелопа».
Существует версия, что вязание крючком появилось в ХIХ веке как одна из разновидностей вышивки тамбуром. Первые крючки для вязания могли представлять собой как примитивные гнутые иглы с пробковыми ручками, так и дорогие изделия, выполненные из серебра, стали или слоновой кости. Разумеется, драгоценные крючки для богатых дам создавались не столько для работы, сколько для того, чтобы привлечь внимание к их прелестным белым ручкам.
Во время голода 1845-1849 годов в Ирландии одной из форм помощи голодающим стало обеспечение их заказами на кружева, связанные крючком. Традиция приписывает изобретение искусства вязания крючком ирландского кружева Мадемуазель Риего дела Бланшардье, которая в 1846 году опубликовала первую книгу, посвященную изготовлению изделий в этой технике .

Вязание крючком в России

В России искусство вязания крючком появилось в конце ХIХ века. Рукодельницы специализировались, в основном, в изготовлении кружев, узоры для которых они заимствовали из ткачества и вышивки крестом.
В наши дни отточенное веками мастерство вязания крючком не утратило своей актуальности. Несмотря на существовавшее одно время мнение, что машинное вязание постепенно вытеснит ручное, изделия ручной работы приобретают все большую и большую популярность. При этом вязание крючком кажется более интересным и привлекательным, чем вязание на спицах. Более легкое для освоения, оно позволяет создать поистине неповторимые изделия тончайшей работы.

А вам известна история возникновения вязания крючком? В этой статье поговорим именно об этом.

Подробнее о том, какова история возникновения вязания крючком, читайте в сегодняшней статье.

Пройдя через столетия, этот вид рукоделия, дошел до наших дней, претерпев ряд изменений и став более совершенным.

Из простого утилитарного ремесла вязание крючком превратилось в поистине массовое искусство. Оно и понятно!

Это рукоделие делает возможным создание эксклюзивной одежды, аксессуаров, различных полезных и необходимых вещей.

Вязание крючком, как и любая другая разновидность прикладного искусства, непрестанно развивается, вбирая в себя опыт художественного творчества различных культур и времен.

Древнейшие вязаные изделия

По косвенным данным возможно сделать предположение, что оно зародилось до нашей эры. Однако ввиду недолговечности, вязаные изделия первых мастеров не сохранились.

Изучая историю вязания крючком, следует упомянуть найденный археологами один из древнейших экземпляров дошедших до наших дней: вязаный пояс с поразительно точным изображением колибри, относящийся к эпохе перуанской культуры III в. н. э.

Тончайший узор и гармонично подобранная палитра цветов свидетельствуют о высоком уровне мастерства индейцев Южной Америки того времени.

Существуют официально подтвержденные факты того, что техникой данного вида прикладного искусства владели еще во времена строительства египетских пирамид.

Так при археологических раскопках были обнаружены носки, которые внешне очень были похожи на рукавицы. Такой фасон позволял надевать их и использовать в сандалях с ремешком между большим и указательным пальцами.

История возникновения вязания крючком свидетельствует: жители Китая и арабы также умели пользоваться загнутыми на концах палочками. Они владели техникой вязки, позволяющей создавать сложные многоцветные узоры.

Существует гипотеза, что этот вид рукоделия возник на основе древнекитайской вышивки, для которой применялась игла и дополнительный крючок.

История возникновения вязания крючком в Европе

Для европейской культуры история возникновения вязания крючком началась с XII века благодаря потомкам древних египтян – коптам. Их вязаная одежда привлекла внимание даже членов королевских семей Испании, Швеции и Англии.

Поначалу рукодельные чулки, носки, перчатки стоили баснословных денег и были по карману только очень богатым людям.

Постепенно вязание крючком превратилось в прибыльную промышленную отрасль. Изначально вязальщиками были только мужчины и работодателя могли оштрафовать за использование женского труда.

Даже с появлениям в XVI веке вязальных станков и началом трикотажного производства ручная вязка крючком не была забыта.

Дешевые чулки, созданные на производстве, были значительно грубее созданных вручную аналогов. В Шотландии целые семьи продолжали заниматься рукоделием, создавая неповторимые узоры, кружева, предметы одежды.

Они разработали новую технику создания оригинальных многоцветных узоров.

В начале ΧΙΧ в. в Голландии издана первая книга со схемами для вязания крючком. Затем появились стандартизированные условные обозначения, разделившиеся на американский и английский варианты.

История возникновения вязания крючком в России

В нашей стране история возникновения вязания крючком датируется началом ΧΙΧ в. Крестьянами чаще всего использовалась овечья шерсть, из которой вязали рукавицы, носочки, сапожки.

Кроме того, искусные мастерицы создавали кружева для отделки одежды и украшения скатертей, занавесок, применяя узоры из вышивки крестом и ткачества.

Ценность ручной работы

Промышленные предприятия по всей Европе выпускали продукцию, которая создавалась быстро, была недорогой и качественной. Вязаная одежда постепенно превратилась в будничную, утратив свою индивидуальность.

В связи с этим спрос на ручную работу вновь возрос. Она позволяла обогащать гардероб мужчин и женщин оригинальными изделиями, узоры которых не возможно и по сей день воспроизвести ни на одной вязальной машине.

Новый виток популярности вязания крючком начался в ХХ веке, в годы второй мировой войны. Из простого хобби отдельных рукодельниц оно превратилось в полезное и увлекательное занятие, позволяющее существенно сократить расходы семейного бюджета на новый гардероб.

После Великой отечественной войны с развитием химической промышленности появился внушительный ассортимент недорогой пряжи самого разного качества и расцветок. Популярность приобрели вязаные крючком комплекты, ажурные занавеси, симпатичные игрушки, эксклюзивные сумочки и легкие покрывальца.

Постепенно вязаные крючком изделия стали настолько популярны, что на них обратили внимание модные дизайнеры. Со второй половины прошлого столетия изделия ручной вязки часто используются известными брендами при выпуске новых коллекций.

На сегодняшний день вязанием крючком увлекаются люди различного социального статуса, возраста и пола. Древнее ремесло, вобрав в себя опыт многих веков и народов, продолжает активно развиваться, превращаясь в увлекательное искусство.

Оно постоянно обогащается современными материалами, новыми узорами, техниками и композиционными приемами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *