Как сплести лапти из бумаги пошагово

  • автор:

Увлечение рукоделием, фольклором и самодеятельностью – тенденция последних лет. Все больше людей находят себя в таких хобби, поэтому неудивительно, что очень часто у них возникает вопрос, как плести лапти, ведь эта знаменитая обувь не раз упоминалась в исторических хрониках, литературе и кинематографе. Более того, искусство их создания живет и развивается до сих пор.

Особенности изделия

Лапти издревле служили обувью для беднейших слоев населения. Их носили почти все вне зависимости от пола и возраста, за исключением жителей Сибири и представителей казачества. Лапти плели из лыка либо мочала. В качестве материала для создания вещи использовали заготовки из липы, ивы, березы, вяза. Случалось, что для этих целей применяли не только дерево, но и солому либо конский волос.

Наиболее прочными и долговечными признавались изделия из лыка липы. Лапти из бересты отличались мягкостью. Часто обувь именовали по числу полос лыка, которые применяли в изготовлении лаптей: пятерик, шестерик, семерик. Для теплоты и прочности использовали проплетание пеньковой веревкой, нашивали кожаные подметки.

К праздничным мероприятиям надевали вязовые лапти, которые декорировались тесьмой, росписью.

Первые упоминания об этой обуви встречаются в XII веке. Низкая себестоимость, доступность сырья для изготовления делали лапти весьма распространенными. Вплоть до Гражданской войны с 1918 по 1920 именно в них ходила большая часть солдат Красной армии. Сегодня лапти выпускают как сувениры, элементы декора, обувь для кукол, предмет для воссоздания народного костюма. Также их носят в качестве домашних тапочек.

Инструкция по плетению разных моделей

Мастера по изготовлению этой обуви применяют для ее создания бересту, лыко или более современное сырье. Например, очень красивые лапти получаются из газетных трубочек, трикотажной пряжи, джутового шпагата.

Из газетных трубочек

Данное сырье очень распространено в качестве материала для плетения лаптей. Готовое изделие выглядит красиво и напоминает обувь из натурального материала.

Для плетения потребуются:

  • газеты;
  • ножницы;
  • клей ПВА;
  • немного воды;
  • вязальные спицы 2-3 мм в диаметре (подойдут как металлические, так и пластиковые).

Перед тем как плести лапти, необходимо подготовить материал. Данный процесс не представляет особой сложности, с этой задачей легко справится даже новичок:

  1. Обычный двойной газетный лист нужно сложить пополам и аккуратно разделить на две части по сгибу. Полученный материал необходимо согнуть вдоль и разрезать. Так, из одной детали должно получиться 4 длинных узких кусочка.
  2. После этого потребуется развести клей в пропорции 1:3. На угол полоски помещают спицу и накручивают на нее бумагу по спирали. Когда лист полностью закрутится, нужно закрепить кусочек раствором клея. После чего можно извлечь спицу.

Для заготовки отрезков рекомендуется разрезать сразу целую стопку газетных листов.

Перед началом плетения трубочки необходимо немного увлажнить, не сплющивая. Как сделать лапти пошагово, можно узнать из следующей инструкции:

  1. Одну трубочку расположить горизонтально.
  2. Насадить на нее вторую, предварительно согнув ее в форму буквы «Л».
  3. Параллельно второй трубочке надеть третью.
  4. Переплетать их необходимо на одном основании, по единой ножке, крестом.
  5. Таким же образом нужно надеть на основу еще 5 газетных соломин.
  6. Ножку каждой из них пропустить обычной косичкой в основания, которые были закреплены ранее.
  7. Крайние нижние части деталей ввернуть в получающееся полотно до середины изделия, предварительно захватив борт.
  8. Аналогичным образом закрепить оставшиеся свободные края.
  9. Таким образом будет сформирован задний фрагмент лаптя.
  10. За каждым четвертым перекрещиванием в подошвенную часть будущей обуви необходимо закреплять дополнительные трубочки. Аналогичным способом, буквой «Л».
  11. По такой схеме выплетают низ изделия. Поскольку вплетаются дополнительные трубочки, ближе к носку обуви получается требуемое расширение.
  12. Подошву следует примерить к ноге, если все подходит можно начинать изготовление верхней части.
  13. Для верха лаптя следует оставить в центральной области две согнутых трубочки. Соломинки по краям от срединных закрепляют ситцевым плетением.
  14. Аналогично поступают с оставшейся трубочкой, выводя ее к центру.
  15. Плетение загибает полотно кверху, благодаря чему формируется мыс. Так же следует поступить со всем трубочками, поднимая их вверх.
  16. Остается закрыть края лаптя, сформировать боковые стороны. С этой целью трубочки из середины следует переплести одну с другой и вывести на оборотную сторону, протянув до края каждую отдельно.
  17. Затем их следует продеть в ближайшее отверстие к борту тапка и прикрепить клеем к подошве.
  18. Все оставшиеся трубочки необходимо переплести в каждую сторону и подклеить к подошвенной части.

Эта схема плетения одна из самых простых. Благодаря ей разобраться в том, как сплести лапти, сможет даже начинающий.

Из трикотажной пряжи

Такие изделия выглядят красиво и очень удобны в использовании, а изготовить их сможет даже начинающая мастерица. Для работы потребуется:

  • трикотажная ткань 1 x 1,5 м;
  • крючок;
  • ножницы;
  • иголка и нитки.

Пошаговое исполнение:

Перед тем как плести лапти из трикотажа своими руками, необходимо подготовить пряжу. Для этого из полотна следует нарезать полоски шириной около сантиметра. После чего их нужно сшить в одну сплошную нить.

Трикотажная ткань мягкая, хорошо растягивается и принимает нужную форму. Именно поэтому с ее использованием плетение лаптей проходит легко и приятно.

Когда пряжа подготовлена, можно начинать плести:

  1. Для лаптя 27 размера потребуется набрать около 13-15 воздушных петель крючком.
  2. После этого провязывают столбиками без накида след до необходимой длины.
  3. Затем требуется провязать бортики: 3 ряда столбиком с накидом.
  4. В центре получившегося лаптя необходимо связать 5-6 воздушных петель для скрепления бортиков и лучшей фиксации обуви на ноге.
  5. Верх тапочка провязывается по кругу столбиками без накида. После этого требуется закрепить нить.

Далее останется провязать цепочку для шнурков, которые закрепляют на пяточной части.

Вязанные из джутового шпагата

Перед тем как сделать лапти, необходимо подготовить материалы. Для плетения лаптей из шпагата потребуется:

  • вязальный крючок;
  • джутовый шпагат.

Для декора пригодятся бусины, стеклярус, искусственные цветы. В инструкции представлено изготовление декоративных тапочек. По аналогичной схеме можно связать полноразмерную пару обуви.

Пошаговый мастер-класс:

  1. На крючок требуется набрать цепочку из 5 воздушных петель. После этого ее обвязывают столбиками без накида по кругу.
  2. Таким образом необходимо провязать около 2 см – это высота носка. После нужно вязать поворотными рядами столбиками без накида подошву до пятки, около 4 см.
  3. Далее следует сбавлять петли под пяточную часть. С этой целью в каждом ряду не довязывается петля, при этом прихватывается крайняя.
  4. Когда остается одна петля, ее нужно затянуть, обрезать нить, рассчитывая запас на обработку края изделия.
  5. Оставшейся ниткой необходимо обкрутить верх тапка.

По аналогичной схеме следует провязать второй лапоть. Их скрепляют парой. Сплетенные изделия можно подарить как сувенир либо оставить для себя. При желании лапти дополнительно украшают.

Варианты декора

Трубочки из газеты обязательно нужно окрасить. Сделать это можно акриловой краской либо специальным колером. Цвет стоит выбирать исходя из предназначения будущей пары обуви и предпочтений мастерицы. Допустимо изобразить на лаптях узоры, рисунки, украсить изделие росписью. Обувь из бумаги можно покрыть акриловым лаком. Так цвет будет ярче, вещь прослужит дольше, ее будет легче очищать.

Лапти из трикотажной пряжи можно окрашивать специальной краской для ткани. Изделия из джутовой веревки декорируют самыми разными способами. Их украшают лентами, бусинами, стеклярусом, искусственными цветами, аппликациями и прочим. Изготовленный своими руками лапоть допустимо вручить в качестве подарка на праздник или просто при визите в гости. Особенно такие подарки понравятся иностранцам.

Плести лапти несложно. Более того, это очень увлекательный процесс. Сделанный своими руками оригинальный предмет обуви может послужить отличным подарком, сувениром или предметом интерьера. Для украшения готовых изделий можно использовать различные способы декора исходя из предпочтений рукодельницы.

Как сплести лапти для куклы: пошаговый мастер-класс

Мастерицы, занимающиеся изготовлением народных кукол в славянском стиле, довольно часто интересуются мастер-классами, разъясняющими, как сплести лапти для куклы. И в этом нет ничего удивительного, потому что ничто не может так дополнить образ русской куклы, как лапти. Существует несколько вариантов материалов, из которых изготавливают такую обувь: газетные трубочки, ленты, бумага.

Экскурс в историю

Впервые лапти появились на Руси. Эта обувь изготавливалась из лыка и бересты, позже начал использоваться шпагат.

Лапоть относился к лёгкой и комфортной обуви, но с низким эксплуатационным сроком. В среднем, за год крестьянин стаптывал от 50 до 60 пар лаптей, изготовленных из лыка.

Семьи в тот период были довольно большими, поэтому за плетение обуви садились все поколения, от маленьких детей, до старых бабушек. Если же человек не обладал навыками плетения, то про него говорили «лыка не вяжет», то есть не в состоянии сделать даже самых элементарных вещей. Хотя в современном мире эта поговорка претерпела несколько изменений и её применяют для обозначения очень пьяных людей.

Заготовкой материала для создания обуви занимались в начале весны. С молодых лип обдирали кору, после чего она замачивалась, и из неё соскребали тонкий слой, обнажая луб. Плетение лаптей из лыка различалось в различных поселениях, поэтому изучив особенности обуви человека, можно было примерно понять, из какой местности он прибыл. Крепление следков осуществлялось по манере греческих сандалий.

Сегодня эта обувь ушла в далёкое прошлое, но про неё иногда вспоминают при изготовлении кукол славянского типа.

Плетение из газетных трубочек

Сегодня найти лык уже не так просто, тем более нет в этом нужды при изготовлении обуви для куклы. Конечно, можно найти лапти в различных сувенирных лавках, но они будут довольно дорогостоящими.

Именно поэтому современные мастерицы отдают предпочтение изготовлению такой обуви из газеты. Для создания этой поделки потребуются такие материалы:

  • простой карандаш;
  • клей;
  • ножницы;
  • газета.

Теперь можно переходить к схеме и начать плести лапти:

  1. Газетный лист разворачивается и разрезается напополам. Начиная с верхнего правого угла, газета аккуратно накручивается на карандаш, а затем её края фиксируются с помощью клея. Для создания лаптей не нужно туго наматывать газету, главное, сделать так, чтобы один конец трубочки оказался уже другого. Это необходимо для того, чтобы в процессе плетения наращивать её размеры. Узкий конец необходимо смазать клеем и вкрутить в широкий конец, тем самым удлинив трубочку.
  2. Три трубочки соединяются с клеем. Количество таких заготовок должно равняться пяти, поскольку будут плестись лапти-пятерики.
  3. Заготовка разворачивается таким образом, чтобы концы размещались от себя 3*2 и к себе 2*3. После этого правый их три расположенных сверху конца перегибаются на себя и переплетаются с двумя соседними. Теперь расположение газетных трубочек представляет картину 2*2 от себя и 3*3 к себе.
  4. Чтобы создать уголок пятки, требуется загнуть под прямым углом поочерёдно внутрь крайние из трёх концов слева и справа. Они переплетаются, правый конец — влево, левый — вправо.
  5. Действия повторяются до образования нужного размера.
  6. Окрасить изделие можно с помощью акриловой краски на водной основе или морилкой. Для того чтобы обувь прослужила более длительный срок, рекомендуется покрыть её сверху лаком.

Детальнее ознакомиться с тем, как сделать лапти своими руками для ребёнка из газетных трубочек пошагово, можно по фотографиям.

Поделка из ткани

При изготовлении тканевых домовых нет ничего лучше, чем сделать лапти для костюма куклы из этого же материала. Для создания такой обуви потребуются следующие инструменты:

  • ножницы;
  • иголка с ниткой;
  • крючок;
  • ткань.

После подбора всех этих элементов можно приступать непосредственно к созданию сувенира:

  • ножницами требуется нарезать полоски ткани шириной около сантиметра;
  • тканевые полоски сшиваются в одну нить;
  • далее, в зависимости от размеров ноги куклы, требуется набрать цепочку из 13−15 воздушных петель;
  • рабочая нить с помощью крючка последовательно вводится в каждую следующую петлю цепочки, а затем в предыдущую петлю, действие выполняется до того момента, пока не получится след требуемой длины;
  • столбиком провязывается высота обуви по основанию следа с накидом;
  • образовавшийся верх носка лаптя провязывается по кругу, после чего закрепляется ткань;
  • шнурки вяжутся простой цепочкой, а затем закрепляются на пятке.

Изделие можно считать готовым.

Независимо от материала, из которого будут изготовлены лапти, они придадут кукле определённый шарм, а совместное изготовление изделия с ребёнком придаст отношениям большей теплоты.

Просмотров: 7291

Одним из наиболее древних русских ремесел является плетение из лыка. Особенно лыко было необходимо для плетения непромокаемой обуви — лаптей. Крестьяне в Вятке не были исключением, они носили лапти повсеместно, как и крестьяне других регионов России. Вообще, лапти на Руси всегда ассоциировались с бедностью и низким социальным статусом, подтверждением тому сегодня являются многие стихи народных поэтов. Кроме того, лапти стали темой многих русских пословиц и поговорок.

Поскольку эта плетеная обувь пользовалась большой популярностью у крестьян, со временем мастера плетения из лыка стали изготавливать лапти самых разных сортов, фасонов и размеров. При этом важное значение имело сырье, которое использовалось в процессе работы. В основном лапти на Руси изготавливались из коры и подкорья лиственных деревьев – липы, дуба, вяза, березы, ракиты и других лиственных пород. От сюда происходили и самые разные названия лаптей, в те времена их называли берестяники, дубовики, ракитники, вязовики и т. д. Иногда лапти получали свое название в зависимости от количества лыковых полос, которые были использованы в процессе плетения. Так, лапти могли называться пятерик, шестерик или семерик.

Чем больше лыковых полос использовал мастер, тем более носкими и теплыми были лапти. В плетении могли быть использованы и пеньковые веревки, которые также придавали лаптям прочность и красоту. Иногда с целью дополнительного декора и придания прочности мастера пришивали кожаную подметку, или как ее называли в народе, подковырку. Праздничный вариант лаптей выплетался из тонких полос вяза, украшены такие лапти были черными шерстяными оборами или тесьмой, которая позволяла закреплять лапти на ногах. Во время осеннее-весенних полевых работ крестьяне предпочитали носить высокие плетеные ступни без каких-либо закрепляющих тесемок.

Крестьяне не любили, но, тем не менее, иногда носили лапти, которые назывались ивовые коверзни и мочалыжники, последние изготавливали из мочала. Но предпочтение всегда отдавалось лыковым лаптям, поскольку они были не только самыми носкими, но и самыми удобными и мягкими.

Техника плетения лаптей различалась в различных регионах. Так, например, древнерусские лапти в основном имели косое плетение (техника «косой решетки»), в то время как в украинском и белорусском варианте лаптей использовалось прямое плетение (техника «прямой решетки»). Русские мастера всегда начинали плести лапти с задника, а украинские и белорусские умельцы – с носка. Московские лапти плели из лыка, для них характерны высокие борта и округлые носки. Новгородские лапти выполняли в основном из бересты, они имели треугольные носки и низкие борта. А в Мордовии лапти изготавливались из вязового лыка с трапециевидными носками. Зная эти особенности, сегодня можно легко определить в каком регионе были изготовлены лапти.

Поскольку испокон веков лапти на Руси являлись незаменимой обувью, редко кто из крестьян не умел их плести. Чтобы добыть лыко, целые артели из крестьян-лыкодеров отправлялись в лес. Липовый лес они могли всегда арендовать у помещика. Лучшее время для добычи лыка была весна, тогда на липе начинали распускаться первые листочки. Снимали лыко специальным деревянным пырком, в итоге этого процесса оставался голый ствол. Естественно, что такая процедура наносила существенный вред липовому дереву и, чаще всего, оно погибало. Готовые лыки необходимо было связать в пучки и высушить, для этого обычно их развешивали в сенях или на чердаке.

Прежде чем непосредственно начать выполнение плетения, лыко целые сутки отмачивали в теплой воде, удаляли кору и оставляли лишь луб. Из 40-60 пучков лыка получалось примерно 300 пар лаптей. Скорость плетения напрямую зависела от мастерства мастера. Если крестьянин был опытен, то он мог сплести от двух до десяти пар лаптей за день.

Для того, чтобы лапти обрели нужную форму, в процессе из изготовления использовались деревянная колодка и костяной (железный) крючок, который назывался в народе кочедык. Наиболее сложным всегда являлось плетение запятника, так как в этом месте сводились все лыки. Мастер пытался связать петли таки образом, чтобы после продержки обор не произошло искривления лаптя. Конечно, такая плетеная обувь не была столь долговечной как современная обувь. Свидетельством тому является известная русская поговорка: «В дорогу идти, пятеры лапти сплести». В зимнее время года одну пару лаптей можно было проносить не более десяти дней, а летом, в пору полевых работ, и того меньше – не более четырех дней.

Поэтому мастера, занимающиеся изготовлением плетеных лаптей, никогда не оставались без работы. На ярмарки они привозили целые возы плетеной обуви. И это продолжалось бы еще достаточно долго, если бы не развитие промышленного производства и появление первой обуви, к тому сравнительно недорогой. В связи с этим, во второй половине XX века в России уже сложно было найти мастера, умеющего в соответствии с традиционными русскими канонами плести лапти. Скорее плетеные лапти можно было увидеть в продаже как сувениры. Так, например, в 1970-х годах и Кировское производственное объединение «Умелец» небольшими партиями стало выпускать сувенирные лапти разного размера, начиная от миниатюрных в 1-2 см.

В настоящее время, пожалуй, наиболее активным центром по производству лаптей является центр в поселке городского типа Кильмезь. Именно там ежегодно летом проходит знаменитый фестиваль «Вятский лапоть», во время которого как гости, так и участники фестиваля важно разгуливают в лаптях и народных костюмах. Ни один веселый конкурс на этом фестивале немыслим без лаптей. Более того, все желающие познакомиться с искусством плетения изделий из бересты, лыка, соломы и лозы могут посетить специальные мастер-классы. Во время фестиваля идет оживленная торговля всевозможными вкусностями, которые также имеют форму лаптя.

Сегодня, конечно, в суете повседневности, вряд ли кому-то из нас придет в голову надеть лапти и гулять в них по городу, но иметь лапти как сувенир в своем доме было бы здорово! В наше время лапоть стал ярким символом прошлого и образа жизни наших предков. В лапте сконцентрировано все самое позитивное, что было у простого русского народа, с ним связано так много народных историй и поговорок.

Практический интерес к этой старинной русской обуви в наше время проявляют участники различных фольклорных коллективов, а также специалисты, которые занимаются воссозданием старинного уклада жизни. Наиболее известные мастера, которые и сегодня преданы давней традиции плетения лаптей, живут в поселке Кильмезь. В XIX веке в Кильмезском районе плели обувь из липового лыка достаточно высокого качества, поэтому знали кильмезскую обувь по всей России. Местные мастера-умельцы плетут ее и сейчас для съемок исторических фильмов, для походов в русскую баню, а также просто в качестве сувениров. Наиболее известные Кильмезские умельцы – это Екатерина Ивановна Рухлядьева, Михаил Васильевич Медведев, Герман Михайлович Анисимов. Важной заслугой этих талантливых людей является и то, что они, желая сохранить древнерусскую традицию плетения лаптей, обучают этому мастерству и подрастающее поколение.

Вспомним старину

Глава 8

В разговоре о какой-нибудь незатейливой работе можно услышать выражение: «Это проще пареной репы», Или: «Да это как лапти плести». Насчет пареной репы не спорим, с поварской точки зрения, действительно, приготовить пареную репу не сложно. Намыл репы, положил в чугун, влил ковш воды и поставил в жаркую печь. Не допрела — оставь еще на часок потомиться, перепрела — стала вкуснее. Это так. А вот плетение лаптей назвать плевым делом я бы воздержался.

Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях. Кстати сказать, лапоть — обувь удобная и легкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка.

Форма и приемы плетения лаптей вырабатывались веками. Кроме лаптей плетут еще бахилы (ступни). Бахилы более изящны по форме. В старое время их надевали не каждый день, а по праздникам. Лапоть хорош для дальних походов. При холщовых онучах (длинных портянках), обмотанных оборами (бечевками), при свежей ржаной соломе вместо стелек нога в лапте чувствует себя вольготно, не преет, — просит ходу. Богомольцы, совершая паломничество по святым местам, ходили в лаптях за тысячи верст.


Рис. 157. Инструмент для плетения лаптей и бахил. Вверху слева — кочедык металлический, в средине — сучок крепкого кустарника с подходящим отростком, из которого можно сделать деревянный кочедык, какой показан внизу, справа — мялка для лыка

Предвидим вопрос. Авторы так расписывают достоинства лаптей, уж не хотят ли вернуть эту обувь в нашу жизнь? Нет, не хотим, несмотря на то, что в магазинах обуви мало. Ходите на здоровье в кроссовках и в лакированных туфлях. Но мы хотим, чтобы вы и ваши дети знали основную обувь наших предков. Нельзя начисто изгонять из памяти народной то, что веками было предметом повседневного быта. Хочу, чтоб дети наши видели лапти не только на картинках и в музеях, а в своем домашнем интерьере, чтоб лапоть не превратился в самый дефицитный предмет театрального реквизита, без которо­го нельзя играть пьесы из русской истории.

Для изготовления любого изделия требуется материал и инструмент. О материале расскажем ниже. Сейчас коротко об инструменте. Требуется нож, кочедык и мялка для лыка. Нож всегда найдется, а кочедык придется сделать самому, потому что ни в одном хозяйственном магазине во всей Руси, не говоря о сопредельных странах, кочедыка вы не купите. Продавцы даже не поймут, о чем вы спрашиваете. Они и слово-то «кочедык» помнят, наверно, по скороговорке: «Выковырни лычко из-под кочедычка».

Кочедык можно отковать или выточить из десятимиллиметрового железного прутка. Изгиб его показан на рисунке 157. Еще проще сделать кочедык из сучка крепкого кустарника с подходящим отростком.


Рис. 158, Колодки для лаптей (верхняя) и для бахил

Потребуются еще колодки. Колодки для лаптей и бахил не различаются на левые и правые — одна на обе ноги, как для валенок. Они очень простые, особенно для лаптя. Сделать их можно из чурки любого дерева. А еще проще из пеноиласта. Этот материал легко обрабатывается ножом и стамеской. Колодки делаются цельные и разъемные (рис.158). Разъемную легче вынимать из готовой бахилы. Размер колодок определите сами. Советую не делать слишком большие. Ведь все равно носить ни лаптей, ни бахил не будете. Сделайте длиной 10-12 сантиметров. На таких колодках у вас получатся красивые лапоточки и бахилочки. Длину разъемной колодки можно увеличить, нашив к носочной или задниковой части дощечки или картонки соответствующей толщины, которые удлинят колодку. Слишком много удлинять не следует, так как при прежней ширине колодка получится непропорционально вытянутой

Материалом для лаптей служит лыко. Кое-где за неимением лыка плетут из бересты. Но это довольно сложно, так как берестяное лыко имеет длину не более окружности дерева, с которого оно снято. А липовое лыко цинуется (нарезается) узкими полосками вдоль луба. Длина его равна длине лутошки, с которой снято лыко.

Добыть лыко можно в лесной чащобе. Но ни в коем случае не надо трогать одиноко растущие липки. Липа — хорошее и полезное дерево, любимое пчелами. Липовый цвет — прекрасное лекарство из лесной аптеки. Губить липу потому, что она вам показалась подходящей для лыка, не надо. Другое дело, .если вы оказались в зарослях липняга. Там молодые липы Угнетают друг друга. Они тянутся к свету. Стволы их тонкие и высокие. Именно такие и нужны для лыка. Срезая одно деревце из двух-трех плотно стоящих, вы не нанесете ущерба липовой роще. Да при такой скученности и не будет никакой рощи. Некоторое разрежение поможет деревцам-лидерам вырваться, на простор.

Хотим поделиться одним наблюдением. Раньше почти в каждом доме были лапти. Из луба старых лип плели рогожи. В рогожных кулях перевозилась половина грузов. Но не скудели липовые рощи. С тех пор, как перестали плести кули и лапти, прошло полвека, однако липнягов не прибавилось, наоборот, они перевелись. Например, в окрестностях города Владимира ях не встретишь. Но сохранились и будут жить в веках поговорки и речения о липовом лыке. Вспомним некоторые.

» Мы тоже не лыком шиты».—Знаем дело и имеем достоинство.

«Не всякое лыко в строку». — Не упрекайте за пустяшный промах.

«Ободрал как липку». — Взял непомерно высокую цену.

«Поменял ремешок на лычко». — Взял плохое вместо хоро­шего.

«Надрал лыка». — Строго расправился.

«Лыка не вяжет». — Пьян. Говорит заплетающимся языком.

Мы привели лишь малую толику, еще не вышедших из употребления. А сколько уже забытых. Обилие речений с упоминанием лыка говорит о том, что оно хорошо послужило русскому человеку.

На рогожу, на решета идет старый луб, а на лыко только луб молодой липки. Ствол ее должен быть тоньше чайного стакана — в рюмочку, как говаривали старые мастера.

По лыко ходят весной, когда тронется сок, в до середины лета. Ободрать липку, чтобы она годилась на лыко для лаптей, надо с толком. Ствол срезается низко. Древесина липы мягкая. Если ножик острый и вам удалось слегка наклонить липку, то она срезается с одного-двух взмахов. Затем кочедыком или заточенным концом трехгранного напильника вспарывают луб от комля к вершине. На.вершине вылущивают из луба лутошку и с сочным похрустыванием вынимают ее, лутошку, до самого комля. Лыко не сдирают частями, а именно вынимают из него лутошку, стараясь сохранить луб целиком. Когда вылущится комелек, у вас получится как бы два ствола: один беленький потоньше (лутошка), другой сохраняет вид липки, только что срезанной с корня. Лыко надо скатать в баранку вершинкой внутрь и связать. На пару лаптей требуется не более трех стволов.

Белые лутошки не бросайте. Вершинки с лиственными вет­ками — прекрасный корм для коз, овец и кроликов. А из луто-шек можно что-нибудь смастерить. Они легко режутся.

Циновать лыко можно сразу, придя из леса, а также спустя долгое время. Но тогда «баранки» придется замочить в ведерке. На один лапоть (бахилу) требуется шесть лык шириной, примерно, 12 мм и длиной около полутора метров. Цинование — ответственная операция. Сначала нарезайте лыко, начиная от комля, стараясь соблюдать заданную ширину. Конечно, не надо, каждую секунду измерять ширину линейкой, но на глаз ширину держать. Это не так просто. Нож, попадая в трещины, образовавшиеся при вылущивании лутошки и скручивании лыка в баранку, то как бы проваливается, то спотыкается. Трещина его ведет не всегда туда, куда надо. Поэтому нож в руках держите твердо, чтобы он не срывался. Движение ножа вдоль лыка осложняется тем, что общая лента лыка у комля гораздо шире, чем у вершинки. По форме это очень вытянутая вверх трапеция. Чтобы не пересекать продольные волокна, вы где-то к середине срежьте клинышек. Из него потом выйдет короткое лыко, которое тоже пригодится. Из одной «баранки» обычно выходит четыре длинных лыка и два коротких. При циновании встретятся на самом неподходящем месте дырки от сучков или впадины от скрытых почек. Если это на средине длины, то не большой изъян. Пусть в этом месте лыко будет наполовину уже. Потом закроется вторым слоем. Если дырка от сучка рвет лыко пополам, то ничего не поделаешь, придется делать два коротких лыка. Плетут же из коротких берестяных лык. Но воспользуйтсь этим случаем, срежьте тут клин, устра­няющий косину.

Потом все нацинованное надо промять на мялке (рис.157 справа). Мялка делается из пяти тонких дощечек. Две из них (вторая и четвертая — с какой стороны не считай) в два раза короче боковых и средней. Дощечки свинчивают двумя шурупами, предварительно обработав кромки. В нижней части, где шурупы, кромки стесывают так, чтобы получилась ручка. А внутри образовавшегося трезубца их закругляют.

Продернутое через мялку лыко становится более мягким. Оно невидимо глазу слегка расслоится. Легче будет снимать паздиру — верхний коричневый слой. Снимая, не слишком истончайте белое лыко. Ближе к вершине и вовсе можно не трогать коричневый слой, удалив с него только почки и другие шероховатости, как бы слегка построгав его. Так выравнивается лыко по толщине в комлевой и вершинной частях.

Для большого лаптя и бахил нужно шесть лык. Для маленьких достаточно четырех.

Чего будем плести, лапоть или бахилу? Лапоть попроще. Но мы начнем с бахилы. Кто сплетет бахилу, тот запросто сплетет и лапоть.

Мы все время говорили про лыко. А как быть жителю степного края? Где ему взять лыко, если захочется сплести лапоточки или бахшючки? Так вот мы вам откроем свой секрет. Научиться плести лапти можно и без лыка, то есть пользуясь не натуральным лыком, а заменителем. Им может служить крафт-бумага. Добыть ее совсем не трудно. Из крафт-бумаги делают мешки для перевозки почты, сухофруктов, цемента. По прочности крафт-бумага, конечно, уступает лыку. Но ведь вы не собираетесь ходить в лаптях. Вам важно овладеть древним ремеслом. А настоящие лыковые лапти и более изящные бахилы сплетете, когда окажетесь в краях, где растет липа. Сплетете уже со знанием дела.

Учиться на заменителе лыка даже приятнее, чем на натуральном. Во-первых, добыть «сырье» можно в любое время года, во-вторых, нарезать полоски из бумаги проще, чем из лыка. Они получатся у вас ровные, так как нарежете их по линейке, в-третьих, плести из бумажного лыка проще: не надо следить за тем, чтобы крепкий белый слой был повернут на лицевую сторону.

Бумажное лыко готовится в три-четыре слоя. Отрезаете полоску, скажем, в три сантиметра шириной и сгибаете сперва один сантиметр ширины, потом другой. Склеивать не надо. Лишь заостренные концы склейте, чтобы не расслаивались, когда будете их подсовывать вслед за кочедыком. Если лыко в три слоя покажется тонковато, согните в четыре слоя. По сантиметру с одной и с другой стороны и потом на средине сложите вместе. Так лучше спрячутся внутрь все тонкие однослойные кромки. Потом обязательно протяните на ребре стола или доски, чтобы погасить упругость бумаги на сгибе. Мялка для этого не годится.

При выборе сырья отдавайте предпочтение более светлым, нежели темным тонам. Светлая крафт-бумага по цвету очень близка к натуральному лыку. На некотором расстоянии даже специалист не сразу отличит. Проверено.

Тут важно, что вы, не срезав ни одной липки, можете успешно научиться древнему ремеслу. Больше мы не будем слово «лыко» брать в кавычки, хотя и знаем, что речь идет о заменителе. Для понятия сути плетения не имеет никакого значения исходное сырье. Последовательность операций и все приемы ничем не отличаются.

Итак, начинаем плести. Возьмите шесть лык, если собираетесь плести большой лапоть. Для лаптя требуется широкая проплетка (стелька), а для небольшой бахилы достаточно и четырех лык. Все наши рисунки построены на четырех лыках. Так вам легче будет проследить движение лык, всматриваясь в рисунки.

Рис. 159. Заплетка в четыре лыка

Рис. 160. Заплетка стельки. Начало сгона верхних лык вниз

Берем два лыка в левую руку и два в правую. Переплетите их между собой на середине длины (рис.159). Будем плести проплетку (стельку). Все верхние концы лык сгоните вниз (рис.160, 161). Концов у вас уже будет не четыре, а восемь: четыре в левой руке, четыре в правой. Плетите из них, как плетут обычную косичку. Только косичка плетется в три пряди, а тут надо плести в восемь лык (лапоть — в двенадцать). Берите поочередно лыко справа, лыко слева и переплетайте их со всеми, лежащими на пути.

Скоро вы заметите закономерность: одно лыко, скажем, левое всегда в начале новой строчки ложится сверху, а другое приходит из-под низу. Это говорит о том, что плетете вы пра­вильно, нигде не сбились. Укладывайте лыко к лыку плотно, особенно когда делаете первые шаги с того и другого краяю. Не: надо слишком перетягивать, но я не давать слабинку. И еще вы заметите, что проплетку можно изрядно вытянуть, а можно пустить и пошире. Тогда она сразу станет короче.

Вот проплетка довольно длинная. Пора на нее ставить колодку, чтоб не плести лишнее. Мыс проплетки должен быть чуточку — на поллыка — длиннее колодки. Если не хватает — добавьте, лишнее — расплетите.

Рис. 161. Продолжение сгона лык

Так, проплетка есть. Справа и слева у вас по четыре лыка. Ставим колодку. Находим лыко на самом краю посреди пятки, продеваем под него узкое лычко и привязываем пролетку за гвоздик, торчащий над задником колодки. Теперь обе руки на носок. Формируется носок очень просто. Вы даже удивитесь, как просто затягивается носок бахилы. И к тому же получается довольно красивый. Для мастера это самый приятный момент плетения. А делается это так.

До сих пор вы плели, беря крайние лыки. Теперь возьмите средние, два справа и два слева. Переплетите их между собой. Они сами подскажут, какому лыку ложиться сверху, какому идти вниз. И вы увидите, как первые же четыре клетки, появившиеся в средине проплетки, обозначат носок бахилы. А когда поставите в строки оставшиеся справа и слева пары лык, то тут уж вы поверите в свои силы. Все это показано на рисунках 162, 163, 164.

Когда переплете поверх носка колодки все восемь лык, натяните их равномерно, чтобы все клеточки плотно прилегали к колодке. Затем лыки соберите позади пятки и возьмите в горсть. Видите, у вас уже обозначилась бахила. Отделите вер

хние лыки по одному слева и справа и проплетите их с помощь кочедыка вторым слоем в сторону пятки. Но прежде, чем пустить в ход кочедык, найдите начало той дорожки, которая приведет это лыко точно на средину пяточной кромки, где оно встретится с другим лыком, которое придет с противоположной стороны. Еще раз пройдите глазом по до­рожке и уж тогда под­девайте кочедыком. Если тут ошибетесь, то пятка получится косая. И дальше все пой­дет наперекосяк. Следом проплетите остальные лыки слева и справа.

Теперь обе руки на задник колодки. К нему пришли все восемь лык. Тут, как и при заплетке носка, берутся средние четыре лыка и переплетаются между собой (рис. 166).За ними переплетите все остальные (рис. 167).

Задник сплетен. Теми же лыками плетем бока бахилы.

Рис. 162. Проплетка (стелька)

Берем крайнее верхнее лыко, разворачиваем его под углом 90 градусов, переплетаем между остальны­ми тремя и с помощью кочедыка проплетаем по стельке. Будьте внимательны при первом подковыре кочедыком. Посмотрите, на свое ли место вы привели это лыко. Оно должно лечь рядом с тем лыком, которое ушло на другую сторону задника и готово также переплестись с тремя другими и уйти на стельку.

Так же переплетается второе лыко, но уже между двумя, оставшимися и уходит на стельку рядом с первым. И опять будьте внимательны. В этом месте лыки стремятся занять чужую строку, выскакивая на одну вперед. Третье лыко переплетается с четвертым и еще с натянутыми от носка по бокам лыками и уходит на стельку. Последнее лыко переплетается уже не со свободными, а с натянутыми от носка к пятке. Но вы разберетесь. Кочедык вам поможет. Перебрав все лыки на одной стороне, переходите на другую. Так же все переберите и проплетите по стельке к противоположным сторонам.

Рис. 163.164. Начало и продолжение заплетки носка

На подошве вашей бахилы постепенно нарастает второй слой. Говорят: плетется в две цены.

Носок и задник сплетены. Но еще на боках остаются не переплетенными натянутые наискосок лыки. Чтобы закрыть этот «недоплат», надо бы проплести еще по три-четыре лыка. Смотрите, нужные вам лыки сами пришли сюда и просятся в строку. А если они преждевременно кончились и не пришли, то вы их наставьте. Лыко наставляется (удлиняется) не клеем и ух, конечно, не связывается узлом, а заплетем нового конца. Отступя два-три шажка от того места, где кончается короткоелыко, продевается новое. Продергивая новый конец, постарайтесь не выдернуть его совсем. Остановитесь так, чтоб кончик нового лыка спрятался под клеткой. Кончик короткого лыка отрежьте. Новое лыко его прикроет. Наращивание длины будет совершенно не заметно.

Рис. 165. Затяжка носка бахилы на колодке. 1 — колодка, 2 — проплетка (стелька, 3 — веревочка, скрепляющая стельку с колодкой, 4 — шуруп

Когда проплетете все концы от края до края, резберетесь, какое лыко куда стремится. В первую очередь пустите в дело те концы, которые «просятся» на незаплетенные бока. А из них раньше дайте дорогу тем, что нацелены на носок. Пропустите их туда по одному или по два, не более. Проплетите их между собой над стопой ноги, сгибая под прямым углом, гоните вниз. Этого обычно хватает для полного заплета боков. Если покажется мало, пропустите по третьему лыку. Остается навести крепость и красоту на носок и для пущей прочности дать еще цену на пятку. Остатки концов сами выйдут на носок. Их нужно всего четыре, два с одной стороны и два с другой. При нехватке концов — нарастите. Выведенные на носок концы сгибают и разворачивают вправо и влево так, чтоб получилась одна линия. Образующийся при этом рубчик и придает красоту бахиле.

Рис. 166. так плетут задник. Пунктиром показано, куда пойдут последние три лыка. Рис. 167. Задник почти сплетен. Лыко слева и два справа, оставлены для наглядности, вы уже поняли, куда они пойдут

Пятка укрепляется вторым наплетем до определенного места с поворотом вправо иди влево. Обычно для этого основных лык уже не хватает. Вводятся новые.

Бахила готова! Она похожа на калошу.

Настало время рассказать про лапоть. Теперь, когда вы сплели бахилу, про лапоть рассказывать проще. Вы все поймете с полуслова. Подготовка лык и плетение проплетки идет точно так же. Колодка немножко отличается. Носок у лапоточной колодки широкий, приплюснутый, пятка тоже широкая. Стало быть, и проплетка плетется широкая.

Рис. 168. Носок и задник

Рис. 169. Лапоть на колодке

В плетении проплетки из натурального лыка есть одна особенность. Надо следить за тем, чтобы крепкая (белая) сторона лыка была всегда повернута наружу, а паздирный слой — внутрь лаптя. Это вызывает некоторую трудность в самом начале плетения проплетки при загибании крайних лык. Бумажное лыко вы просто перевертываете на другую сторону, а тут надо, чтобы при повороте лыко было повернуто той же стороной. Лри этом кромки стельки, особенно со стороны пятки, заворачиваются вверх. Эта особенность используется при дальнейшем плетении лаптя. Завернутый вверх край пяточной кромки позволяет упереть в него задник колодки и затянуть носок, который является продолжением проплетки. А затягивается носок лаптя так же, как и бахилы. Все восемь (или двенадцать) лык загибаются на верх колодки и плетут сперва средние четыре лыка, потом остальные. Носок сразу примет форму колодки.

Дальше пойдет по-иному, чем у бахилы. У лаптя бока и задник не наплетаются. Зато сплетается окончательно широкий лапотный носок. После чего все лыки угонятся на проплет-. ку и там плетутся «второй ценой».

Носок лаптя должен быть просторным. Пальцам ног обеспечиватся хорошая защита. Лыко, сплетенное в две цены, предохранит от сучка, от камня и сухих колючек.

Если на этом и закончить, то у вас получится шлепанец, настоящий домашний шлепанец. Но ведь в шлепанцах ходят по дому, а мы говорили, что в лаптях люди ходили за тысячи верст. Значит, надо что-то сделать, чтобы лапоть не спадал с ноги, а пятка на проплетке не виляла туда-сюда. В бахиле для этой цели наплетают бока и задник. А у лаптя, как мы сказали, нет ни боков, ни задника. Вместо них по краям проплетки накручивается из лык валик в палец толщиной. Для этого берут концы лык, складывают их по четыре-пять штук вместе, не свивая, а прямушкой и обматывают, одновременно пришивая к кромке проплетки отдельным хорошо промятым лыком.

Рис. 170. Вот такой у вас получится лапоть

Приглядитесь к кромке. Она немножко загнута вверх. Выберите место, с которого начнете обмотку, и гоните шаг за шагом. Шаги все косые, но идут по порядку. Валик получится ровный. Гоните кругом. Пальцы должны чувствовать, а глаз видеть, когда обкручиваемый пучок «похудеет». Добавьте концов. Не допускайте, чтобы «худоба» пучка наступила сразу. Добавляйте вместо выбывающих новые концы.

Иные мастера не ограничиваются валиком, а для пущей надежности наплетают небольшой задник, всего в четыре недлинных лыка. Их заплетают с того места, где у кожаной обуви начинается каблук. Выбирают такие дорожки, которые пересекаются на кромке проплетки в самом центре пятки. Когда все четыре лыка выйдут на край проплетки, переплетите их между собой, как начинали плести задник бахилы. Только там вы плели в восемь лык, а тут в четыре. Больше не требуется. Высокий задник при ходьбе иногда натирает лодыжку. Лыки сгоните к проплетке. Они войдут в пучки боковых валиков.

Остается сделать ушко для продевания обор. Возьмите узкое тонкое лычко, проденьте его вверху задника, протяните до половины длины и свейте веревочку сантиметра в три длиной. Затем оба конца спрячьте, проплетя по три-четыре шажка в разные стороны. Обозначится ушко. В него продевают оборы, которыми крест-накрест приматывают онучи (портянки).

Вот вы и сплели лапоток, а еще раньше бахилочку. Они не во всем удались. Но ведь это же первая ваша работа. Надеемся, вы убедились, что плести лапти не так уж и просто, как иным кажется. Всякое дело мастера боится.

Сейчас в магазинах, где продаются изделия умельцев, редко, но можно встретить и лапти, и маленькие лапоточки. Еще реже — бахилы. Их охотно покупают иностранцы. Откуда-то пошла мода покрывать лапти лаком. Это от лукавого и так же нелепо, как прикрепить веревочные оборы к лакированным туфлям. Даже сами слова, поставленные рядом: «лакированные лапти» вызывают улыбку своим прямо-таки фельетонным сочетанием. Не будем наводить на лапоть глянец. Он хорош и без него, как свидетель нашей не такой уж далекой истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *