Лоскутное шитье из полосок

  • автор:

annavalter

Решила не отказываться от традиции воскресного поста, хотя и написала уже целых два на этой неделе. Но они — отдача долга за пропуск прошлого воскресенья и, чтобы не нарушать план, расскажу вам про еще один способ шитья блоков путем разрезания уже сшитого.
Технику эту, конечно, придумала не я. Чуть больше года назад я подсмотрела ее на сайте замечательного петербургского мастера — Елены Александровны Фоломьевой (кстати, сайт всячески рекомендую, там очень много всего полезного и интересного для увлекающихся пэчворком http://folomyova.narod.ru/)
Итак, приступим. Нам нужно для наших манипуляций получить квадраты из треугольников размером строго 20х20 см. Учитывая, что вы уже знаете, с каким припуском вам удобнее шить, рассчитайте сами размер исходных квадратов. Да, и ткани должны быть зримо отличающихся цветов.
У меня была прекрасная японская ткань в моей любимой синей гамме:

Как сшивать такие квадраты вы все прекрасно знаете, поэтому этот этап пропустим. Квадраты сшили, разрезали и заутюжили припуски на темную сторону.

Теперь очень аккуратно и точно выравниваем квадраты до точного размера 20х20 см. Для этого помним, что необходимо линейку для пэчворка уложить разметкой линии угла в 45 градусов на центральную линию и уже после этого вымерить 20 см. Должно получиться вот так:

Таким образом подготавливаем все наши квадраты (у меня их, кстати, было 8 штук):

А теперь самое интересное. Начинаем их разрезать на полосы шириной 5 см.

Обратите внимание: первые четыре квадрата, которые я разрезала, были повернуты одинаково (помните, сколько было путаницы с разрезанием квадратов для блока «Победа Нельсона»? Поэтому запомните положение квадрата, который вы разрезаете):

И теперь вы поняли, почему блоки должны быть точно 20х20 см. — в противном случае, ваши полосы будут неодинаковыми.
Меняем местами первую и четвертую полосы:

А теперь делаем то же самое со второй и третьей полосами:

Сшиваем получившиеся полоски (я обычно шью попарно: первую со второй и третью с четвертой, а потом соединяю их между собой). Я шила на ширину квилтерской лапки (0,6 см.) не отмечая линии — ведь это тоже быстрый способ сборки одеяла! — но булавками пользовалась всегда! Получился вот такой блок:
Я сшила еще три квадрата таким способом, строго следя за тем, чтобы они лежали так же как и первый. Включите ваше воображение и продлите ряды блоков справа от моих. Так вы сможете получить одеяло с вот таким узором:
Или таким:
А можно расположить их под углом 90 градусов, дошить нужные полоски и получить квадраты, из которых вполне можно сшить подушку.
Здесь я подложила кусочки синей ткани под блоки, чтобы создать иллюзию этих дополнительных полосок:
А можно поменять цветность этой, скажем так, снежинки может у кого-то голова грязная, чего ему белую пачкать. Ткани по краям доставлять не стала, вы вполне можете их «домыслить» (кстати, эти полоски можно сделать и другого цвета — получится интересный акцент):
Напомню, что эти блоки мы получили, разрезав квадраты в одном направлении. Давайте посмотрим, что может получиться, если разрезать их по-другому. Заранее разложим квадраты в нужном нам порядке:
Разрезаем:
Делаем все те же магические пассы руками:
Сшиваем и раскладываем. Вот так:
Или так:
Или даже так (пусть внизу будет как бы негатив верхнего ряда):
Ну и надеюсь, вы свое воображение еще не выключили, так что представляем дальше:
Таким методом я сшила одеяло и две подушки для своей подруги, правда цветов использовала значительно больше:
Что я буду делать с нашитыми сегодня блоками, понятия не имею, но что-нибудь придумаю, чего и вам желаю!

Лоскутное шитье или пэчворк из полосок ткани

Лоскутное шитье, лоскутная мозаика или пэчворк (от англ. patchwork) — это вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшиваются кусочки ткани и создается цельное изделие. Изготовление вещей из обрезков, аппликации из ткани, стеганые детали, изделия в стиле пэчворк с давних времен существовали независимо друг от друга во многих странах мира. Такое совпадение возникало из-за того, что при работе с тканью у человека появлялась потребность применять накопленные обрезки, и таким образом, лоскутное шитье набирало обороты в разном виде.
Искусство лоскутного шитья или пэчворк в наши дни переживает второе рождение. Потому что это непросто способ проведения свободного времени, но и настоящее искусство. Рукодельницы, которые желают заняться шитьем в стиле пэчворк должны обладать не только художественным чутьем, но и секретами мастерства.

Особенности лоскутного шитья из полос

Техника лоскутного шитья из полос имеет ряд отличий от изделий, которые выполняются в стиле пэчворк из лоскутков ткани.

от вид рукоделия скорее похож на аппликационные изделия. Кусочки ткани сшиваются не поочередно, линиями, а пришиваются друг к другу, по краям.
Лоскутный пэчворк с использованием полосок ткани — очень распространенный и излюбленный способ сборки лоскутков среди мастериц. Он дает возможность экономно использовать кусочки материи, является совершенно безотходным и легким в выполнении. Есть много способов создания изделий из полос. Они сшиваются в виде квадратных и прямоугольных блоков, а также в длинные ленты, из которых впоследствии можно вырезать необходимые детали, и сшить неповторимые вещи. Считается, что чем уже полоски ткани, тем интереснее и оригинальней выходит работа. Весь секрет заключается в правильной подборке полос. Необходимо подобрать определенную гамму, например, от светло-бежевого до темно-коричневого. Их количество должно немаленьким.

Основы техники лоскутного шитья из полос

Для создания изделия из полос в стиле пэчворк необходимо взять несколько оттенков ткани, например, три или четыре. Сделать из них заготовки, нарезав на длинные полоски (если ваши обрезки не позволяют это, как вариант, их можно сшить из коротких), ширина каждой 5-6 см плюс припуски на швы. После чего сшить получившиеся полосы по длинной стороне, и из готового полотна вырезаем одинаковые квадраты (как показано на фото 1).

Затем составляем подходящий орнамент. Можно также скомбинировать с цельными квадратами (фото 2).

Техника шитья из полос «Елочка» («Паркет») в стиле пэчворк

Для этого вида лоскутного пэчворка вам понадобится основа, которая будет иметь форму квадрата и нарезанные полосы ткани. Начинаем с того, что к основе пришиваем полоску, с которой будет начинаться первый ярус. Длину можно брать произвольную, потому что после того, как она будет пришита, излишек ткани нужно обрезать. После следует сразу же разутюжить шов. Вторая полоса пришивается к другой стороне основы, прихватывая при этом первую. Таким образом, второй шов размещается перпендикулярно первому. Получившейся шов снова отутюживаем. Так у нас вышел первый ярус «Елочки».
Затем также пришиваем к первой полосе третью, ко второй — четвертую, таким способом размещаем еще полосы, изготавливая необходимый элемент.
Для того, чтобы орнамент у вас получился аккуратным и красивым, соблюдайте несколько рекомендаций:

  • Ширина полосок каждого яруса должна быть обязательно одинаковой.
  • Размер шва у всех полос необходимо делать одинаковый (приблизительно — 0,5-0,7 см).
  • Ни в коем случае не нарушайте порядок пришивания полосок друг к другу.

Техника сшивания полос «Бревенчатая изба»

Этот орнамент имеет ряд иных названий, например, «колодец», «американский квадрат», «лабиринт». Особой чертой этой техники является сборка цветных полос по кругу так называемого «очага» в виде небольшого квадрата, располагаемого по центру. Он символизирует очаг в доме, и, как правило, квадрат делают красного или желтого цвета. Оттенки полос («бревнышек») тоже выбирают неспроста: светлые символизируют освещенные углы избы, темные — теневые. Как правило, блоки разделяют на светлую и темную части вдоль диагонали. Работа начинается с того, что пришивается к лицевой стороне квадрата полоса, которая прикладывается также лицевой стороной. После этого нужно обрезать выступающие края ткани, если такие имеются. Затем отворачиваем полоску, и добавляем с правой стороны вторую (такой же точно ширины, что первая) и также подрезаем лишние края. Пришиваем третью полосу, и укорачиваем выступающий конец. Таким образом, проделываем подобные действия до тех пор, пока наш блок не станет заданного размера.

Наряду с вышеприведенными видами лоскутного пэчворка из полос существуют и другие. Поэтому каждая рукодельница как начинающая, так и опытная, может выбрать для себя наиболее подходящую и создать симпатичные вещицы!

ЛОСКУТНЫЙ КЛУБ. Разрезалочки. Звезда

В пэчворке есть огромное количество всяких интересных техник, некоторые из которых вполне могут назваться фокусами и иллюзиями. Сегодня я как раз и хочу вам рассказать об одном из таких кунштюков.
Мы с вами шьем сэмплер — непростой квилт, каждый блок которого отличается от другого. Но таких одеял, как правило, шьют не много — очень уж долгое и трудоемкое занятие. Все же пэчворк, как прикладное рукоделие, на мой взгляд, предназначен для изготовления нужных в быту уютных и теплых вещей. А представьте себе, сколько времени ждать от рукодельницы такое одеяло! Это ж или замерзнешь, или сама несчастная квилтерша будет шить от зари до зари.
Конечно же, есть особая прелесть и, я бы даже сказала, умиротворение в неспешном, вдумчивом шитье каждого уникального блока (я, к примеру решила обязательно сшить один из самых известных американских квилтов-сэмплеров XIX века «Dear Jane» и даже сшила пару рядов; глядишь, лет через дцать закончу).
Но квилтерская мысль не стоит на месте, и сегодня уже придумана масса способов быстро сшить лоскутный верх одеяла. Одна из разновидностей подобных способов так называемые «разрезалочки». Сегодня мы посмотрим, как шьется блок «Звезда».
Разумеется, придумала эту технику не я. В сети есть замечательный ресурс, который я горячо рекомендую всем любителям лоскутного шитья — www.missouriquiltco.com. Там, во-первых, отличнейшая коллекция тканей и различных приспособлений для пэчворка, а во-вторых, потрясающие видео-уроки, которые проводят сотрудники этой компании. Они, конечно, на английском, но все наглядно и понятно.
Итак, что же мы будем делать?
Для начала раскроим два квадрата из тканей контрастных оттенков (я взяла батик зеленого и светло-желтого оттенков)
Сложим два квадрата лицом к лицу и прострочим на ширину лапки по периметру. Кстати, эти быстрые техники шьются без булавок, а швы прокладываются на ширину лапки — главное, не тянуть ткань, чтобы не провоцировать деформацию деталей. Мне это не особо привычно — я всегда шью по булавкам — поэтому первую строчку делала все же скрепив квадраты двумя булавками, а потом взяла себя в руки и шила совсем без подстраховки.
Далее начинаем веселиться. В данном случае — резать наши тряпочки.
Сначала разрезаем наш сшитый квадрат по диагонали двумя линиями. Важно, чтобы вы выдержали перпендикуляр, то есть угол в 90 градусов в месте пересечения разрезов (пусть даже уголки квадрата немного не лягут в линию разреза). В этом нам помогает линейка, которую после первого разреза и для совершения второго я положила ровно на первый. Кстати, незаменимую помощь в таких разрезалках оказывает вращающийся раскройный коврик.
У получившихся в результате разрезания квадратов припуски заутюживаем на темную ткань. Это нам позволит в дальнейшем проще стыковать детали при сшивании. У нас получились вот такие квадраты (мне даже лень хвостики отрезать, мы же помним, что это быстрая техника)
Теперь складываем из них вот такой блок:
Сложили и сшили (заметьте, я ничего не скалывала булавками, а центр все же совпал):
А теперь еще интереснее: режем и этот квадратик) Для этого замеряем размеры четырех квадратов, из которых у нас получился большой блок. У меня вышло примерно 15,8 см. Вычисляем 1/3 от этой величины — 5,3 см. И от центра блока откладываем 5,3 сантиметра во все четыре стороны и делаем четыре разреза. Вот так:
Разворачиваем квадрат и разрезаем еще раз:
А потом еще два раза но уже делаем перпендикулярные разрезы:
Вот что в конечном счете у нас должно получиться:
Как видите, обычная шахматка 3х3 детали.
А вот теперь уже сам кунштюк. Центральный квадрат не трогаем, а переворачиваем на 180 градусов серединные квадраты каждого ряда (горизонтального и вертикального), обрамляющего центр. Вот так:
Уже интересно, но мы еще и угловые квадраты перевернем на 180 градусов. Получим:
И теперь сшиваем квадраты в уже новой последовательности как обыкновенную шахматку. Сначала в ряды:
Кстати, если припуски на швы норовят загнуться в противоположную от лапки сторону, а вам это не надо, то аккуратно при подходе иглы придержите их небольшим тупым шилом или пинцетом (я пользуюсь очень смешной и удобной палочкой, которую купила в интернет-магазине мастера Ухтышки и которая называется дословно «та фиолетовая штучка»)
А потом ряды сшиваем друг с другом и получаем вот такую красоту:
Да, я вижу, что не все уголки идеально совпали, но уверяю вас, когда блоки соберутся в большое одеяло, посадятся на утеплитель и простегаются, никто эти маленькие нестыковки и не заметит. В этом прелесть больших одеял, быстрых техник, утеплителей и ухудшающегося с годами зрения
Шила я эту звезду сегодня впервые и, откровенно говоря, у меня тоже ручки тряслись — так мне хотелось побыстрее увидеть готовый результат, которым я осталась весьма довольна (а заодно и подготовила пять оттенков батика + фоновую ткань для будущего одеяла, чего уж…).
Теперь подведем итог:
Расхода ткани много. По сути, из двух квадратов 25х25 получается блок размером ~ 27,5 х 27,5 в готовом виде. С другой стороны, легко подсчитать расход ткани на одеяло.
Шьется быстро, за неделю-другую вполне можно собрать блоков, к примеру, 40 и получить полотно ~ 137,5 х 220 см., т.е. целое одеяло.
Это была сложная «разрезалочка», так сказать «разрезалка второго уровня» (мы же дважды резали сшитый блок), есть и проще.
Интересно ли вам? показывать ли другие способы быстрых одеял?
P.S. Посмотрела время на фотографиях — вышло 45 минут. На самом деле шьется такой блок минут за 20 максимум, я просто провозилась с фотографиями (видно, не видно? снимать, не снимать? понятно, не понятно? и т.д. и т.п.)

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения X-dranik

(Взято от сюда http://www.stranamam.ru/post/9083469/.Слова АВТОРА)

Мой пост сегодня будет близок тем, кто ищет себя в творчестве, и, не останавливаясь на достигнутом, осваивает все новые и новые техники лоскутного шитья. Вспоминаю свой первый опыт в пэчворке, который я начала с изучения техники «Шитья по бумаге», или Paper Piecing», о котором кстати, всегда вспоминаю с нежностью, и отношусь весьма трепетно, как к первой любви.Тогда мне казалось, что я уже все что можно, знаю о пэчворке. Учиться более нечему, думала я, ежели освоила шитье по бумаге. Это были такие наивные и детские представления, о которых я сейчас вспоминаю с улыбкой, потому что только теперь я поняла, что пэчворк постичь невозможно, он бесконечен! Изучая постепенно разные техники в лоскутном шитье, я нашла очень интересный сайт, где почерпнула для себя много нового. Сегодня я расскажу о своем опыте в шитье блоков «Заснеженные горы». Возможно, по-английски это называется по-другому, но очень близко по сути. Эта лоскутная техника тоже относится к моим любимым «разрезалкам». Любимым не только потому, что такие блоки шьются быстро, но и потому, что таят в себе просто невообразимое количество разных вариантов их составления.
А все началось с простого — я решила провести ревизию своих лоскутов, все рассортировать по полочкам, и привести в порядок свои запасы. В процессе я обнаружила, что у меня есть много разноцветных лоскутов разного формата. Ни четверти, ни полосы. Ни то, ни се. Я решила их пустить в дело. Для шитья блоков «Заснеженные горы» это был самый подходящий вариант. Блоки шьются на удивление просто. Для шитья используются разноцветные квадраты. Основное правило — квадраты должны быть и темные и светлые. Собирая эти темные и светлые квадраты, сшивая их особым образом, потом разрезая заготовки, получается довольно интересный результат. То, что получилось у меня, я покажу ниже в фотографиях. Итак, я нарезала квадраты остатков разноцветных тканей размером 8,5х8,5 дюймов, или если по-русски, то 21,5 х 21,5 см. Вот они, мои красавцы.

Сортируем квадраты — темные в одну сторону, светлые — в другую. Складываем попарно два квадрата — темный и светлый лицом друг к другу, проводим любым маркером диагональ. Не бойтесь маркером испачкать ткань — как раз по отмеченной линии будет разрез.
Вдоль отмеченной диагональной линии делаем две строчки — справа и слева от линии. Прошу прощения за качество строчки, пока наладила машинку, пришлось заменить нитки, но фотографии с ровными строчками переделывать было уже лень.

Затем разрезаем по линии.Заглаживаем швы на темную сторону, и получаем два квадрата из треугольников.Затем складываем две заготовки таким образом, чтобы темный треугольник был к светлому, и светлый — к темному, лицом друг к другу, вот таким образом.

Выравниваем, обрезая все лишнее, чтобы квадрат был размером ровно 8х8 дюймов, или 20х20 см. Почему получившиеся квадраты должны быть именно таких размеров? В принципе, все равно, какого размера вы будете делать блоки, самое главное, чтобы сторона этих квадратов была кратна четырем.

В нашем случае, 8 дюймов (20 см) ровно делится на четыре. Это как раз то, что нам нужно.

Итак. Сшитые заготовки, сложенные как на фото выше, режем на 4 равных отрезка по 2 дюйма каждый.

Затем снимаем поочередно верхние полосы, разворачивая их на 180 градусов, меняя местами, и складываем на стол. Вот что получается. Поначалу, глядя на картинку, я долго соображала, как же их надо сложить, чтобы получился такой рисунок. Поверьте мне, стоит один раз попробовать, и все станет ясно. Поэтому лучше, как говорится, один раз самой сшить, чем сто раз увидеть, как это делают другие.

Если вы сошьете четыре таких блока, получив в итоге 4 прямоугольника, то сможете сделать несколько комбинаций, вроде этих.

вот сшив таким образом свои разноцветные квадраты, (повторю — основное правило — чередовать, то есть, складывать попарно темный и светлый квадрат), я получила вот такие блоки, сложив их разными способами, у меня получилось несколько разных вариантов. Потом мне все это показалось аляповатым, и я решила убрать розово-малиновые блоки, и получила в итоге вот такую скучную картину… Я думаю, что мой творческий поиск на этом не остановится, я продолжу эксперимент, и все же найду самый лучший вариант, сложу блоки как надо, и закончу свой проект. Надеюсь, что из этих блоков в скором времени получится покрывало на диван в гостиную.

А вот примеры готовых покрывал, сшитых в этой технике. Надеюсь, они понравятся вам также, как понравились мне.

Ну и вот мое любимое, по образу и подобию которого я хочу сшить себе похожее покрывало. Это покрывало сшила Бонни K Hunter, и ее блог вы можете почитать вот по этой ссылке. http://quiltville.blogspot.ca/2005/06/scrappy-mountain-majesties.html

Спасибо ей огромное за мастер-класс, который она опубликовала на своей страничке, и по которому я научилась шить этот замечательный лоскутный блок.

И возвращаясь к началу своего повествования, скажу так.
Друзья мои! Будьте натурами, увлеченными творчеством, любите пэчворк, постигайте новые техники, добивайтесь хороших результатов, изучайте свое любимое дело и никогда не останавливайтесь на достигнутом!
Вдыхайте и осязайте красоту пэчворка всеми фибрами своей души, и вам откроются необъятные просторы и вселенская красота, которую вы сможете сделать своими руками!

Желаю всем большого вдохновения и легкого и интересного шитья!

Текст книги «Пэчворк и квилтинг»

«Бревенчатый домик»

А теперь я хочу познакомить Вас с самым знаменитым, любимым, распространенным, удобным, многофункциональным и так далее (список достоинств можно продолжать еще две страницы) блоком из полос, широко известным во всех уголках мира под различными агентурными кличками: «Сруб», «Изба», «Американский квадрат», «Очаг», «Колодец», «Хижина», «Бревенчатый домик», а также (в иностранной литературе и Интернете) под названием «Log cabin» (см. вкладку с. 2, 5 вверху). Его можно увидеть в орнаментах Египта, в одежде старообрядцев в глухих уголках России, на английских покрывалах позапрошлого века. Блок этот, являясь ветераном лоскутного шитья, уже не одно столетие уверенно лидирует в геометрическом пэчворке и вдохновляет на эксперименты все новые поколения мастериц. Художественные возможности его практически неисчерпаемы! Квилты, сшитые с применением различных схем этого блока, совершенно не похожи один на другой. И нет, наверное, в мире квилтера, который хотя бы раз в жизни не сшил хотя бы одно изделие по схеме «Log cabin».

В классическом виде этот блок символизирует бревенчатую избу с бревнами-полосками и очагом в середине. Огонь, освещая дом, давал глубокие тени в углах, поэтому традиционно вокруг центрального красного квадрата нашивались полоски тканей – с одной стороны темные, с другой – светлые (рис. 30) (см. вкладку, с. 7 вверху). В русских деревнях центральный квадратик иногда делали синим, полоски – с мягким переходом от темных к светлым и тогда «изба» превращалась в «колодец» (рис. 31).

Рис. 30

Рис. 31

Как мы договаривались в начале книги, в первую очередь рассмотрим классические схемы сборки этого блока, выучим основные правила, а затем, уже осознанно, начнем их нарушать. Кроме того, на примере любимого блока я познакомлю Вас с хитростями скоростных методов сборки всех подобных (в том числе и предыдущего) блоков, здорово экономящих квилтеру время, силы и, что немаловажно, нитки.

Итак, для того чтобы сшить некоторое количество блоков «Бревенчатый домик», нужно накроить заготовок – квадратиков для центров блоков и полос. Напоминаю, что полосы мы режем на всю длину имеющегося материала, думая только об их ширине. Конечно, перед тем как кроить все это, мы обязательно начертим эскиз блока, точно выясним размеры деталей, продумаем цветовое решение. Кстати, о цветовом решении: от него зависит очень многое! Традиционная диагональная цветовая разбивка, о которой мы уже говорили, позволяет впоследствии собрать из таких блоков одеяла с различными узорами (рис. 32 а, б, в,). Кроме того, можно каждый ярус блока выполнить из одной ткани и получить контрастные «рамки» (рис. 33), (см. вкладку, с. 7 вверху), можно сделать плавный переход от темной середины к светлым краям, получив эффект «ямы», или, наоборот, от светлой середины к темным краям, получив эффект «горки» (рис. 34).

Рис. 32 а

Рис. 32 б

Рис. 32 в

Рис. 33

Рис. 34

Так же, как в предыдущей схеме, начальным элементом сборки является квадрат, на котором делается основной цветовой акцент. Полоски последовательно притачиваются к центральному квадрату по кругу. Главное – все время придерживаться выбранного направления: либо по часовой, либо против часовой стрелки. Закончив первый ярус, не меняя направления, продолжаем наращивать первоначальный квадрат вторым, третьим, четвертым ярусами полос, постепенно доводя блок до нужного размера (рис. 35). Вот так все просто!

Рис. 35

Вторая схема сборки отличается от первой порядком пришивания полос и, следовательно, цветовыми решениями. Американцы называют такую схему «Ступени в суд» или «Песочные часы». Для начала, конечно, к центральному квадрату притачивается полоска, а вторая полоска пришивается с другой стороны квадрата, то есть, если в схеме «Бревенчатый домик» мы каждый раз, чтобы пришить очередную полоску, поворачиваем начальный квадрат на 90°, то в этой схеме – все время на 180° (рис. 36 а, б). Блоки, сшитые по этой схеме, можно объединить в различные композиции (рис. 37 а, б).

Рис. 36 а

Рис. 36 б

Рис. 37 а

Рис. 37 б

Но на одно одеяло, полностью состоящее из «Бревенчатых домиков», нам может понадобиться от 12 до 100 блоков! Как же оптимизировать процесс сборки? Про сборку кусочков «цепочкой» Вы узнали в разделе технологии, но здесь речь о другом – ведь мы договорились, что полосы мы кроим на всю длину и заранее поперек не режем. Как же быть?

Итак, у нас есть некоторое количество центральных квадратиков и полоса, которая станет первой. На лицевую сторону полосы кладем квадратик и прикалываем двумя булавками, затем на небольшом расстоянии от первого – второй, третий и так далее (рис. 38). Прострочите, загладьте припуски на темную сторону, теперь разрежьте полосу на части, подравнивая прямые углы деталей. Лучше не класть квадратики вплотную, а оставлять между ними 1–1,5 см, чтобы иметь простор для выравнивания деталей при разрезании. Полученные детали имеют вид квадрата с полосой с одной стороны. Отутюжив и подровняв с помощью ножниц, а лучше все-таки линейки, подложки и резака полученные детали, берем следующую полосу и прикладываем их к ней таким же образом, но другой стороной квадратиков, в зависимости от задуманной схемы блока прикалываем и прошиваем (рис. 39 a, б). Повторяем этот же прием нужное количество раз, ориентируясь на желаемую схему сборки (рис. 40 a, б).

Рис. 38

Рис. 39 а

Рис. 39 б

Рис. 40 а

Рис. 40 б

Очень разнообразит эти схемы применение комбинированных элементов. Например, блок с цепочками квадратиков, проходящих по одной или двум диагоналям (рис. 41). В этом варианте сборка, конечно, усложняется: маленькие квадратики вначале притачиваются к заранее отмерянным полоскам, а затем пришиваются по обычной схеме. Здесь главное – точность сборки «замка» (это понятие мы рассматриваем в разделе технологии сборки квадратов, не поленитесь посмотреть), где все уголочки должны сойтись! Ну и полоски желательно кроить чуть длинней, чем нужно – на всякий случай, лучше потом отрезать лишнее (рис. 42 а, б).

Рис. 41

Рис. 42 а

Рис. 42 б

«А что же там у нас с нарушением правил», – спросите Вы? Конечно, будем нарушать, а как же! Здесь самый интересный эффект дает, пожалуй, смещение центра блока, которое происходит автоматически, когда мы пришиваем в одном ярусе с одной стороны все время две широкие полосы одного цвета, а с другой – две узкие полосы другого, желательно контрастного цвета (рис. 43).

Рис. 43

В результате диагональная линия в блоке получается плавной и скругленной, что дает возможность получить из нескольких таких блоков множество разнообразных и совершенно неожиданных мотивов – круги, сердечки, веночки и т. д.

Кроме того, к блоку «Бревенчатый домик» можно применить все ранее перечисленные нарушения (различную ширину полос, их непараллельность, трапециевидность и т. д.), нарушить порядок пришивания полос и посмотреть, что из этого получится (рис. 44)!

Рис. 44

Основным же нарушением можно назвать применение в качестве центра блока не квадрата, а какой-нибудь альтернативной фигуры – трапеции, треугольника, прямоугольника, ромба (рис. 45 а, б, в), ассиметричного четырехугольника. А еще, скажу Вам по секрету, если Вам, как и мне, претит строгость и симметрия, можно сознательно вместо ровных полос пришивать трапециевидные элементы (или, проще говоря, неровные полосы). Тогда схема будет предположительно называться «пьяные квадраты», а конечный результат станет совершенно непредсказуем. Главное в данной ситуации – сделать заранее шаблон квадратного блока конечного размера и в конце концов подровнять все получившиеся блоки по нему. Хотя признаюсь Вам честно, это – уже «высший пилотаж», потому что – попробуйте и убедитесь – руки сами норовят выкроить одинаковые полоски и пришить их строго параллельно.

Рис. 45 а

Рис. 45 б

Рис. 45 в

Рис. 45 г

Скоростные методы шитья из полос

Принцип скоростного шитья заключается в следующем. Полосы ткани мы последовательно стачиваем по длинным сторонам машинной строчкой с мелким шагом, получая довольно длинные заготовки. А затем разрезаем их на какие-либо новые фигуры – треугольники, прямоугольники, квадраты, полоски. После чего полученные фрагменты снова стачиваем, компонуя, как правило, со сдвигом или поворотом относительно друг друга и получая при этом совершенно новые, интересные, а подчас и неожиданные узоры. При разрезании не забывайте учитывать припуски на последующие, сборочные швы.

Так, если стачать четное количество полос одинаковой ширины с чередованием двух расцветок, разрезать их на прямоугольники перпендикулярно шву стачивания с интервалом, равным изначальной ширине полос, и снова стачать полученные фрагменты с поочередным поворотом на 180°, то получится «шахматный» узор (рис. 46).

Рис. 46

Если соединить три-четыре полосы разной ширины и контрастной расцветки, разрезать перпендикулярно шву стачивания на прямоугольники разной или одинаковой ширины, а затем вновь стачать, перевернув каждый второй фрагмент вверх ногами, получится ступенчатый узор (рис. 47). Так же сшив несколько полос, желательно различной ширины и контрастных цветов, и разрезав полученную полосу вертикально на одинаковые (или, опять-таки, разные) прямоугольники, а потом стачав их со сдвижкой по вертикали, мы получим так называемый «индейский бордюр», который хорошо использовать в качестве отделочных или разделительных полос или для каймы (рис. 48). «А как же зубчики, получающиеся при стачивании с вертикальным сдвигом?» – спросите Вы. Зубчики просто обрезаются под линейку. А как же скошенный край? Для того чтобы «индейский бордюр», стал уж совершенно адекватной и ко всему применимой полосой с прямыми углами по краям, нужно разрезать его вертикальной линией посередине, а затем стачать наклонные стороны.

Рис. 47

Рис. 48

Особенно удачным из всех узоров скоростного шитья из полос мне представляется узор «Рогожка», который в Америке почему-то носит название «Ограда». Но мы не будем спорить о нюансах художественного восприятия, а займемся непосредственно техникой, в которой можно быстро сшить красивое лоскутное покрывало. Итак, набираем некоторое количество длинных полос, если их невозможно накроить одинаковой длины, отдельные полосы можно сделать стачными. Сшиваем их вместе, применяя все ранее полученные знания (то есть, чередуя направление швов в шахматном порядке и заутюживая припуски после каждого шва, лучше – в одном направлении). На следующем этапе, если нет специализированных инструментов, делаем шаблон квадрата, со стороной, равной ширине получившейся полосы. И выкраиваем из полосы квадраты по этому шаблону. Если же инструменты есть – укладываем хорошо отутюженную полосу на подложку, и, выровняв горизонтальный край полосы по разметке, быстро разрезаем полосу на квадраты с помощью ножа и линейки. Подготовив необходимое по эскизу количество квадратов, приступаем к сборке схемы. Для этого стачиваем квадраты в ряды, поворачивая каждый последующий относительно предыдущего на 90° (рис. 49). Затем, соблюдая правила сборки полотна из квадратов (смотрите чуточку ниже), стачиваем получившиеся ряды между собой. Утюжим… А симпатичный заборчик получился, правда?! Различное расположение цветовых полос в первоначальном наборе может дать интересные и неожиданные эффекты. А вот нарушать (в смысле правил) тут нечего. Хотя. Запросто можно попробовать соединить технику «Пестрая дорожка» и «Рогожка». То есть сначала набрать полосу из полосок разной ширины и длины, а затем разрезать ее на квадраты и стачать с поворотом (рис. 50). Получится очень высокохудожественное полное безобразие! 🙂

Рис. 49

Рис. 50

Замечу в самом конце раздела, что все эти ускоренные методы придумывались, конечно, в расчете на наличие у мастерицы ножа, линейки и подложки, которые сами по себе уже очень ускоряют и облегчают работу. Но даже если у Вас их пока нет, схему «Рогожка», например, можно сшить и по-другому, используя технику шитья по основе или по бумаге, заготовив нужное число квадратов и нашив на них полоски не по диагонали, а по горизонтали (рис. 51). И тут, конечно, я предложу Вам немножко похулиганить и внести в строгую схему элемент художественного хаоса. Так вот, при желании, полоски можно сделать слегка (!) непараллельными (рис. 52).

Рис. 51

Рис. 52

Сборка лоскутного полотна из квадратов

Эту технологию применяют не только и не столько при сборке мелкой лоскутной мозаики из квадратов (тем более что я обещала научить Вас собирать полотнища из квадратов ускоренными методами, а раз обещала – научу). Скорее, она пригодится Вам для сборки отдельных блоков в полотно, поскольку основное и практически непреложное правило лоскутного шитья гласит: «лоскутки – в квадраты, квадраты – в полосы, полосы – между собой». Исключения в этом правиле есть, и немало, но в формате этой книги мы о них говорить не будем.

Итак. Качество лоскутного полотна из квадратов в первую очередь зависит от точности кроя составляющих его деталей-квадратов. Если Вы пользуетесь роликовым ножом и подложкой – нет проблем, они специально созданы для достижения максимальной точности кроя в лоскутном шитье, но если ножницами – дело уже несколько осложняется. Но повода напрягаться пока что нет. Маленькие квадратики классики жанра советуют нам выкраивать по шаблону, и тут мы их слушаемся безоговорочно, так почему бы не применить этот метод к большим квадратам? Вывод: до начала сборки полотна из квадратных блоков все их необходимо выровнять по единому шаблону, сделать абсолютно одинаковыми по размеру!!! Предварительно хорошенько отутюжив или отпарив и остудив, поскольку только что вынутая из-под утюга горячая ткань склонна к деформации.

Теперь сложите квадраты попарно, проверьте идентичность размера и сколите булавками. Стачайте «под лапку». Для стачивания блоков размером около 20–30 см между собой размер стежка можно увеличить до 3–3,5 мм. Заутюжьте припуски на швы на одну, как всегда, желательно, темную сторону. Теперь из сшитых попарно блоков соберите ряд, повторяя предыдущие операции (сверка размеров квадратов, скалывание булавками, стачивание и заутюживание швов) (рис. 53). Для сборки второго ряда проделайте все те же операции с той только разницей, что во втором ряду все припуски на швы должны быть заутюжены в другую сторону (рис. 54). А в третьем – как в первом и так далее в шахматном порядке (рис. 55). И теперь самое главное! Сложите первый и второй ряды лицом к лицу и проверьте, совпадают ли они по длине (я уже говорила, что погрешность в один миллиметр на каждом шве может дать целый сантиметр на десяти последовательно пришиваемых деталях). Если все в порядке, начинаем скалывать ряды между собой. Заутюженные в разных направлениях вертикальные швы при складывании вместе образуют некое подобие «замка», которое Вы легко нащупаете пальцами и которое не даст блокам сдвинуться под машинкой относительно друг друга (рис. 56). Наличие этого самого «замка» – абсолютно непреложное правило сборки деталей и блоков с прямыми углами! Чтобы все уголочки на лицевой стороне изделия сошлись, нужно тщательно сколоть каждый «замок» ряда двумя булавками, удерживающими на должном месте не только собственно «замок», но и припуски, норовящие завернуться при стачивании (рис. 57).

Рис. 53

Рис. 54

Рис. 55

Рис. 56

Рис. 57

Если же по какой-либо совершенно непонятно Вам, как правило, причине, ряды получились неодинаковой длины, нужно, постепенно скалывая хорошо сходящиеся квадраты и «замки», поискать ошибку. В основном, она кроется в каком-то одном шве, который и следует немедля перепороть, разутюжить, сколоть и стачать снова, учтя предыдущую промашку. Лучше делать все это, ориентируясь по уже сколотому «до» и «после» «виновника неприятностей» остальному полотну. После приведения всех «замков» к общему знаменателю аккуратно стачиваем два ряда, следя за тем, чтобы припуски вертикальных швов ложились под иглу, не заворачиваясь, поскольку любое нарушение этих вот простых правил стачивания потянет за собой перекос лицевой стороны изделия. Вынимаем булавки и утюжим получившееся полотно по лицевой стороне и по изнанке, опять заутюживая припуски на одну сторону. Таким же путем притачиваем последующие ряды. И вот уж тут никаких нарушений правил!

Ускоренная сборка полотна из квадратов. «Вокруг света»

Единственный самостоятельный узор, выполняющийся собственно из квадратов, называется «Вокруг света» (см. вкладку, с. 2) и шьется с применением ускоренной техники. Для этого узор разбивается на 4 части (рис. 58). Вертикальные и горизонтальные ряды четырех зеркальных частей составлены из расположенных в одном порядке квадратиков, со сдвигом на один. Пронумеруйте квадраты одной полосы и подберите ткани нужных оттенков. Тканей должно быть много, чем больше, тем лучше. Но если много нет – не расстраивайтесь, этот узор можно сшить и в два-три контрастных цвета. Возможны различные варианты цветового решения, но их нужно продумать (а еще лучше – прорисовать) заранее. Особенно выразительно будет выглядеть рисунок, например, из пяти оттенков одного и пяти оттенков другого, желательно, контрастного цвета, если самый темный квадратик одного цвета будет рядом с самым светлым квадратиком другого.

Рис. 58

Теперь нарезаем из выбранных лоскутков полоски одинаковой (вот здесь это – правило, которое не нарушают!) ширины и сострачиваем их в полотно в порядке цветовой очереди. Сшиваем полотно в цилиндр, стачав первую и последнюю полоски набора лицом к лицу. Плоско заутюживаем и строго перпендикулярно нарезаем полотно на кольцевые заготовки, равные ширине исходной полосы. Затем в каждой заготовке распускаем один шов между полученными квадратиками, со сдвигом на один и выкладываем на столе получившийся узор (рис. 59). Две из четырех частей полотна будут состоять из числа «колец», равных числу полос в цилиндре, две – на «кольцо» меньше. Теперь переутюжьте припуски на «кольцах» так, чтобы из них можно было собрать полотно, руководствуясь правилами сборки полотна из квадратов. Соберите полотно. Одним словом – «Вокруг света»! Впрочем, мы и тут найдем, что нарушить.

Рис. 59

Если Вы соберете уже готовые четыре полотна альтернативным образом, получится схема, которую мы с ученицами поэтически назвали «Благословляю Вас на все четыре стороны» (рис. 60).

Рис. 60

Другие блоки из полос и квадратов

В традиционном американском пэчворке существует еще масса блоков, скомбинированных из полос и квадратов. Как правило, их можно назвать уже узорами, основанными на тех, что мы с Вами обсуждали на протяжении всей книги.

Например, схема «Елочка», если начальным элементом сделать не квадрат, а треугольник и пришить к нему много полосок, как показано на рис. 61, плавно превращается в «Косичку». Изготовив несколько таких полос-косичек, их можно с таким же успехом, как и все предыдущие блоки-полосы, разделять растром, разрезать и поворачивать относительно друг друга на 90° и 180° (рис. 62).

Основные правила и основные нарушения их можно позаимствовать из схемы «Елочка».

Рис. 61

Рис. 62

Чередуя квадраты разных размеров, также можно получить различные блоки (рис. 63 а, б). Для их выполнения нужно сначала изготовить квадраты, состоящие из маленьких квадратиков, путем применения первого пункта скоростных методов, а затем сшить их с цельными, руководствуясь инструкциями по сборке полотна из квадратов.

Рис. 63 а

Рис. 63 б

Интересен блок, сборку которого можно начать как с середины, так и с краю, да и с любого другого места. При этом полоски в длину нарезаются заранее, и чем Вам удастся при сборке точней сохранить их размер, тем красивей будет рисунок. Итак, Вы начертили блок в натуральную величину, прибавили к ширине полосок припуски на швы. Теперь измеряем длину полос, прибавляем к полученным цифрам припуски и записываем на листочке, полос какой длины, ширины, какого цвета и сколько штук нужно выкроить. Затем собираем темные и светлые полоски согласно схеме по коротким сторонам и в последнюю очередь – по длинным (рис. 64). Не забывайте при сборке полос по длинным сторонам менять каждый раз направление строчки, иначе блок рискует получиться перекошенным.

Рис. 64

Кайма и окантовка

Итак, мы с Вами рассмотрели, какие возможности для полета творческой фантазии дают нам квадраты и полоски. И Вы, конечно, уже запланировали не один стеганый шедевр в этих славных техниках. Но чтобы спроектировать и сшить полноценное лоскутное изделие, мало знаний об изготовлении, собственно, блоков. Нужно иметь твердое представление о том, что такое кайма и окантовка изделия, как и когда его стегать и как спроектировать будущее одеяло, наконец. Вот об этом мы и поговорим в настоящей главе.

Кайма – важная часть лоскутного произведения. Она несет не только художественную, но и технологическую нагрузку. Благодаря красиво подобранной кайме Ваше одеяло (панно) будет выглядеть законченным, а правильно пришитая еще и придаст ему безупречную форму. Не забывайте, что так же, как тщательно продуманная кайма украсит ваше изделие, случайная – легко его испортит. И не торопитесь, так как кайма нередко требует не меньше творческих усилий и поисков, чем само изделие.

В первую очередь кайма, конечно, подбирается по цвету к основному лоскутному узору. Считается, что она должна быть самого темного тона, чтобы, как говорится, «собрать все в кучку». Но это не правило, а всего лишь рекомендация. Ширина же ее либо определяется заранее эскизом, либо может варьироваться для подгонки изделия в нужный размер. Хотя таких неожиданностей лучше избегать.

В зависимости от Вашего замысла кайма может быть широкой и узкой, одноцветной или наборной. Хорошо смотрится кайма, состоящая из 2–3 рядов различной ткани или из двух рядов однотонной ткани с лоскутным узором посередине (рис. 65).

Рис. 65

А если Вам кажется, что кайма будет для данного изделия лишней? Бывают случаи, когда визуально ограничивать получившийся орнамент не хочется. В таком случае после простегивания делают узкую окантовку косой или прямой бейкой в тон тканей, прилегающих к краю, только для того, чтобы закрыть срезы.

Если запроектированная кайма имеет небольшую ширину, ее пришивают по принципу косой бейки (рис. 66) и обходятся без узкой окантовки. Это можно сделать двумя способами. Для того чтобы получить кайму шириной, скажем, 5 см, выкраиваем (обязательно по долевой!!!) полосу шириной 14 см. Если Вы хотите ужесточить край изделия, приложите кайму лицевой стороной к изнанке квилта на расстоянии 4 см от края и притачайте. Отверните и проутюжьте. Затем загните кайму на лицевую часть работы, аккуратно подверните, приколите булавками и лучше прометайте. Или даже приутюжьте. А затем аккуратно пристрочите по самому краю. Этот способ окантовки больше подойдет для панно.

Рис. 66

Второй способ проще, и края квилта остаются мягкими. Приложите кайму на расстоянии 4 см от края лицом к лицевой части изделия и пристрочите. Отогните и проутюжьте. Загните на изнаночную сторону, подверните, приколите почаще булавками и пришейте потайным швом вручную (рис. 67 а, б).

Рис. 67 а

Рис. 67 б

Такими же двумя способами края изделия окантовываются косой или прямой бейкой, только она выкраивается гораздо уже. В крупных изделиях ширина рулика составляет 1,3–1,5 см, для такого канта полоса кроится 6,5–7 см. Для небольших изделий достаточна ширина рулика 1 см, соответственно, полосу кроят шириной 5 см.

Если Вам необходима длинная косая бейка, удобно будет воспользоваться одним быстрым и простым способом раскроя ткани на полоски по косой.

В американской литературе этот способ встречается под веселым названием «коренной зуб». Из квадратного куска ткани со сторонами 90 см получится приблизительно 13,5 м бейки шириной 4 см или 11 м бейки шириной 6,5 см. Читайте подробные инструкции, смотрите внимательно картинки – и все просто!

1. Вырежьте из ткани, которую Вы приготовили для окантовки, квадрат со сторонами 90 см, ориентированный строго по долевой.

2. Разрежьте квадрат по диагонали, получив два треугольника. Для удобства я обозначу стороны буквами, чего и Вам желаю (прямо на изнанке ткани).

3. Сложите стороны А и В лицевыми сторонами внутрь, формируя фигуру коренного зуба. Стачайте (рис. 68).

Рис. 68

4. Разверните «зуб». У Вас получится параллелограмм. Разутюжьте шов.

5. Пользуясь прозрачной линейкой, начертите по изнанке ткани линии, параллельные сторонам с косой нитью от стороны С к стороне D (рис. 69). Ширина полосы для одеяла – 6,5 см.

Рис. 69

6. Осторожно сверните лицевыми сторонами вместе стороны С и D, формируя цилиндр. Правый край спустите вниз по одной из косых линий, таким образом левый останется приподнятым на ширину одной из косых полос. Совместите начерченные линии и сколите булавками (рис. 70 а).

Рис. 70 а

7. Стачайте края цилиндра. Разутюжьте шов.

8. Начните резать ткань с верхнего выступающего конца вдоль начерченной линии. Режьте по спирали до самого низа, поворачивая цилиндр (рис. 70 б).

Рис. 70 б

9. 11 метров косой бейки готовы! Осталось оформить ими квилт.

Оформление углов широкой каймы делится на три основных вида: «Песочные часы», угол с квадратной вставкой и угол со швом 45°.

Самый простой вариант оформления углов каймы – пришивание полос, перекрывающих друг друга, как в схеме «Песочные часы» (рис. 71). Этот метод хорош, если кайма делается из ткани с мелким рисунком, на котором не будет сильно заметен шов.

Рис. 71

Для того чтобы Ваша работа получилась идеально ровной, промеряйте ее длину и ширину посередине полотна и выкроите две длинных и две коротких полосы, ориентируясь на полученный размер. Почему мерить нужно посередине? Потому что, как бы Вы ни старались, зачастую к краям квилт несколько «плывет» и наиболее точные параметры длины и ширины получаются из срединных замеров. Уточню, что две короткие полосы Вы должны выкроить, прибавив к ширине квилта ширину пришиваемых в первую очередь длинных полос каймы. Почему в первую очередь пришиваем длинные, а не короткие, спросите Вы? Это не правило, а рекомендация.

Далее независимо отметьте на полосах каймы и на соответствующих сторонах изделия середину, после чего сколите их вместе, ориентируясь на метки. Если между длиной полосы каймы и длиной соответствующей стороны изделия имеются небольшие расхождения (теперь Вы понимаете, почему измеряли посередине?), не пугайтесь, просто распределите погрешность равномерно по всей длине с помощью большого количества булавок. При стачивании большую сторону нужно положить на транспортер, чтобы она автоматически припосадилась. Еще перед пришиванием каймы хорошо проверить прямые углы собранной лоскутной части изделия при помощи большого треугольника – это весьма облегчит Вам работу. Погрешность в 2 см при стороне изделия 1,5 метра допустима и припосаживается каймой. Если погрешность больше – ищите ошибку сборки, так как припосадить ее нельзя, а срезание «лишнего» повредит основному рисунку.

Если Вы планируете оформить углы каймы в виде квадратов, отличающихся по цвету или наборных (рис. 72), то квадраты эти заранее нужно притачать к коротким полосам каймы, затем притачать длинные, а затем сборные (рис. 73). Предварительная работа по промерам аналогична первому способу.

Рис. 72

Рис. 73

Если в кайме используется ткань с линейным орнаментом или однотонная, угол лучше оформить швом 45°. Выглядит такое оформление очень элегантно, но требует большой аккуратности исполнения.

Итак, за дело! К промерянной по средним линиям длине полос прибавляем удвоенную их ширину и еще 3 см. Отмечаем середину и обязательно в этом случае конечные точки квилта на полосах каймы, совмещаем метки, подгоняя погрешность, скалываем. Притачиваем все четыре полосы на машине, не доходя до края квилта 0,7 см. Две полосы должны встретиться друг с другом в одной точке угла (рис. 74). Далее складываем угол лоскутного изделия пополам лицевой стороной внутрь. Совмещаем линии швов пришива каймы и края каймы (рис. 75). Скалываем булавками и при помощи линейки рисуем линию шва, продолжающую линию сгиба. Стачиваем, обрезаем излишек ткани и разутюживаем шов.

Рис. 74

Рис. 75

Теперь осталось сложить сэндвич из трех слоев – подкладки, прокладки и лоскутного верха, простегать и окантовать изделие косой бейкой.

Оговорюсь, что широкая художественная кайма пришивается к лоскутной части изделия до состегивания вместе трех слоев. Если же кайма составляет не более 5–6 см в ширину и технологически занимает место окантовки, ее пришивают уже после стежки.

Уголки у такой каймы и прямого рулика заделывают как показано на рис. 76.

Рис. 76

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *