Мезенская роспись для начинающих

  • автор:

Содержание

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Stephanya Мезенская роспись




Мезенская роспись — одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.


Символика узора
Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто «нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу («Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак «инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии («коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.
Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.
Узоры в прямой клетке
Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.
Простые элементы
Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.
Узоры в косой клетке
Ленточный орнамент
Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.
Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи
Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.
Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи
К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Что скрывают символы древней мезенской росписи, возникшей на основе наскальных рисунков Русского Севера



Огромная страна Россия, населенная разными народами и народностями, во все века славилась многообразием традиций и различными культурами, которые отражали жизнь народа, его духовный и культурный уровень. Так, к примеру, традиционную культуру Русского Севера невозможно представить без мезенской росписи, возникшей в деревне Палащелье на берегу реки Мезени, протекающей по границе тайги и тундры. И хотелось бы отметить, что роспись эта — не просто обычный декоративный орнамент, она является иероглифической письменностью северян.

По стилистике и технике этот уникальный промысел, несколько веков служивший для украшения деревенского быта, можно отнести к самому архаическому виду графической росписи, дошедшей до наших дней из древних времен.

Происхождение, развитие, исчезновение и возрождение народной росписи


Старинные прялки. (Древнейшая прялка с палащельской росписью датирована 1815 годом).

Истинное происхождение этой уникальной росписи учеными не установлено, и остается загадкой по сей день. Одни относят композиционные сюжеты росписи к языческим верованиям, то есть к основам шаманского культа северных народов. Иные считают, что корни этой росписи намного глубже, проводя параллель между мезенской росписью и наскальными изображениями Заонежья, которые были обнаружены столетие тому назад. А некоторые искусствоведы даже находят в мезенской росписи сходство по стилю и по технике со старинными росписями народов Индокитая и Средней Азии.

Древняя мезенская роспись.

Но, как бы там ни было, очевидно, что истоки ее символов исходят от мифологического восприятия мира древними северянами. Многоярусность композиций уже говорит о шаманских традициях, согласно которых мир разделен на три части: подземную, наземную и небесную. А сам орнамент, состоящий из символов, как слова из букв, можно было прочесть: нижний и средний ярусы, заполненные оленями и конями, говорили о мире мертвых и живых, а верхний — птицами, рассказывал о духах предков, оберегающих своих потомков. Эти миры разделялись горизонтальными орнаментальными лентами и трактовались по ярусам снизу вверх.

Древняя мезенская роспись.

И хотя основы декора подобных росписей встречаются еще в рукописях XVIII века, наивысшего пика в своем развитии этот промысел достиг в XIX столетии. Именно в те годы роспись домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин достигла своего апогея. И нужно отметить, что тонкости и секреты древнего ремесла были сосредоточены на мужском населении Палащелья и передавались от отца сыновьям.

Палащельская (мезенская) роспись.

Революционные события 17 года внесли свои коррективы во все сферы жизни страны, не обошли они стороной и палащельских мастеров. В 20-х годах промысел начал постепенно угасать, и секреты мастерства чуть не были утеряны. Однако в 1960-х годах наработки старых мастеров Григория и Василия Аксёновых, Василия Федотова, работавших на рубеже XIX-XX века, были возрождены их потомками. Последователи в лице Степана Фатьянова и его сына Ивана в деревне Селище и Федора Федотова в деревне Палащелье буквально воскресили древнюю роспись, позабытую в военные годы.

Сюжеты, образы, материалы


Палащельская (мезенская) роспись.

В росписи отразился быт и жизнь северного народа, промышлявшего охотой, отсюда и главные образы декоративной палащельской росписи — птицы, лошади и олени, а цветовая гамма, взятая за основу — карминово-красная и черная. Нужно отметить, что краски в старину изготавливали из природных материалов. Черный получали, смешивая сажу с раствором древесных смол, а красный — из месторождений прибрежной коричневой глины. Намного позже глина была заменена суриком, что сделало работы мастеров более яркими и привлекательными.

Палащельская (мезенская) роспись.

Орнаментальный декор наносился на отшлифованные негрунтованные древесные изделия перышками из глухаря или тетерева, деревянными палочками либо самодельными кистями из человеческих волос или беличьего ушного ворса. Для придания изделиям ярко-желтых оттенков их пропитывали льняным маслом, а для долговечности и сохранности рисунка их покрывали олифой, которая к тому же придавала благородный золотистый цвет фону.

Палащельская (мезенская) роспись.

Основным предметом обихода с давних времен были прялки, на которых мастера изображали фризы со стилизованными схематичными образами оленей, лошадей, птиц, разделенными ленточным орнаментом, состоящим из геометрических фигур.

Шкатулки в стиле мезенской росписи.

И нужно отметить, что каждый палащельский мастер в своей работе использовал свои сочетания элементов, хотя основной стиль росписи соблюдался всеми в обязательном порядке. Так, в верхней части изделия, обычно размещались «окна», изображенные в виде квадратов. Средина и нижняя часть прялки, в промежутке между ленточным орнаментом, заполнялась изображением коней и оленей, или же бытовыми сценками.

Современная мезенская роспись.

Как правило, на мезенских прялках изображался один ряд оленей и ниже ряд коней, но иногда встречались изделия с большим количеством ярусов и сложным орнаментом. И что интересно, хотя все предметы орнамента изображены в статике, благодаря многократному повтору элементов, у зрителя возникает ощущение динамики.

Современная мезенская роспись.

Мезенская роспись, невзирая на схематичность элементов, насыщена огромным символизмом. В свои узоры старинные мастера вкладывали целые рассказы и легенды, таким образом, оставляя потомкам послания и пожелания. Ибо каждый образ, элемент и завиток орнамента имел свое определенное значение. И даже его расположение в узоре играло немаловажную роль. Так, красный конь олицетворял собой солнце, а расположенные друг за другом кони обозначали движение дневного светила по небосводу.

Палащельская (мезенская) роспись.

Все птицы — гуси, лебеди и утки обозначали собой души умерших родственников, которые летают поблизости от своих потомков и приходят на помощь в трудную минуту. Ель считалась символом мужской силы. Небесными роженицами, дарящими жизнь всему на земле, были оленихи.

Палащельская (мезенская) роспись.

Ствол мифологического древа жизни расписывали ромбами, обозначающими бесчисленные рода предков, а корни, завитые в спирали, олицетворяли подземный мир. Солярный знак, венчающий верхушку древа, выступал символом мира небесного, а его завитые корни обозначали подземный мир. Использовалась мастерами также многочисленная символика плодородия земли — это и вспаханные поля, цветы, плоды и семя.

Палащельская (мезенская) роспись.

К слову, выбор даже самого дерева для изделий также имел огромное значение. Прялки, как правило, были изготовлены в основном из ели или березы. Изделия из еловой древесины изготавливались на продажу. Они отличались светлым оттенком и хвойным запахом. Изделия же из березы в давние времена считались более дорогими, так как ее древесина имела более однородную основу и обладала высокой прочностью.

Современная мезенская роспись.

В историю мезенской росписи, благодаря сохранившимся подписям на обратной стороне прялок и других изделий, вошли имена мастеровых династий: Аксёновы, Кузьмины, Новиковы, Федотовы, Шишкины.

Современная мезенская роспись.

В наше время мезенская роспись широко применяется в сувенирной продукции, изготавливаемой на предприятиях «Декор Севера» и «Беломорские узоры» в Северодвинске и Архангельске, где мастерами являются преимущественно женщины. И теперь современные материалы и инструменты дают возможность мастерам выполнять более утонченные изображения, имитирующие традиционную крестьянскую мезенскую роспись. Спросите, почему имитирующие? Да потому, что, к сожалению, сакральное содержание символов, а точное их происхождение и взаимная связь на сегодняшний день уже практически утеряны.

Современная мезенская роспись.


Современная мезенская роспись.


Современная мезенская роспись.

Не только уникальной росписью славится народный промысел России. Уникально в своем роде и производство изделий из дулевского фарфора, который также получил свое развитие в ХIХ веке.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Мезенская роспись – что это такое, история возникновения, на каком материале выполняется, основные цвета и элементы

Среди древних народных промыслов есть забытые техники и те, что используются мастерами в наши дни. В числе последних и мезенская роспись, отличающаяся необычными орнаментами и символичностью каждой детали узора. Она украшала предметы быта крестьян с рождения и до самой смерти.

Что такое мезенская роспись?

Стремление украсить свое жилище и предметы быта в нем можно заметить еще в те времена, когда люди жили в пещерах. С развитием цивилизации народные промыслы использовались еще активнее, существенно отличаясь друг от друга в зависимости от региона, в которым жили мастера. Мезенская роспись – это одна из таких самобытных техник нанесения узора на домашнюю утварь родом из северных регионов России.

Мезенская роспись – история

Первые найденные упоминания промысла в документах историки датируют XVII в. Хранящиеся в музеях, экспонаты были изготовлены несколько позже, а самая старинная прялка была расписана в 1815-1820 г. Техника зародилась в Архангельской области на побережье реки Мезень в селе Палащелье, поэтому второе название промысла – палащельская роспись. Расположение деревни в северном регионе между двумя крупными реками (Северной Двиной и Печорой) на границе тайги с тундрой наложило отпечаток на используемые образы и их символическое значение.

Изначально мезенская или палащельская роспись была уделом мужчин, передававших свои секреты по наследству только сыновьям. Точное происхождение росписи ученым до сих пор неизвестно. Есть предположения, что рисунки были заимствованы из древних языческих верований народов Севера, Средней Азии и территории Индокитая. Другие же отождествляют их с найденными карельскими петроглифами – одними из самых древних наскальных рисунков, найденных на планете Земля.

Особенности мезенской росписи

Техника считается самобытной благодаря наличию особых черт:

  1. Использование черного и красного цвета в орнаменте, пробелы между которыми после обработки становятся золотыми.
  2. Стилизованные, несколько схематичные изображение живых существ.
  3. На большинство предметов мастера наносили большое количество дробных геометрических узоров.
  4. Символика мезенской росписи предполагает на одном предмете быта рассказ целой истории, предания. Часто ремесленники делились на изделиях своими мыслями и посланиями потомкам и родственникам, шифруя их незамысловатыми узорами.
  5. На внутренней стороне изделий мезенская роспись в полосе имела более вольное содержимое. Часто автор указывал там свое имя и заказчика, дату создания и даже стоимость утвари.

На каком материале выполнялась мезенская роспись?

Поскольку во время зарождения и расцвета промысла не было большого разнообразия материалов для предметов обихода, мезенская роспись выполнялась по дереву, которое было единственно доступным для крестьян. Использовали в основном хвойные породы – ель, сосну, а еще березу, которая стоила дороже из-за своей более плотной и ровной текстуры. Мезенской росписью покрывали:

  • прялки;
  • ковши;
  • сундуки;
  • короба;
  • батины;
  • хлебницы и другие предметы домашней утвари;
  • фасады изб.

Мезенская роспись – элементы росписи

Все элементы, из которых состоит мезенская роспись, несут в себе глубокое символическое значение. Любая деталь и ее расположение трактуются определенным образом:

  1. Лошади изображались красными, олицетворяя солнце. Несколько животных в ряд читались как движение светила по небосводу.
  2. Птицы, например, дикие гуси и утки, были символами умерших родственников. Они всегда летают рядом с живыми, чтобы помогать в трудностях и отгонять злых духов.
  3. Мезенская роспись, олень точнее олениха в которой отождествляется с небесной роженицей, часто содержит изображение сотворения всего живого на земле.
  4. Знаками плодородия в узорах считались цветы, корни, плоды и семена деревьев, обработанные поля.
  5. Если изображалось большое дерево, то оно символизировало род мастера или заказчика. Корни его являлись олицетворением подземного мира, а ромбы на стволе – родами предков.
  6. Воплощением мужественности и силы в палащельской росписи считается изображение ели.
  7. Многие предметы быта были расписаны так называемым ярусным способом. Ярусов чаще было три. Каждый сегмент символизировал тот или иной мир – живых, подземный и небесный. Расположение узора говорило о скорости и порядке течения событий в повествовании.

Мезенская роспись – основные цвета

Выполнялась мезенская роспись на доске всегда только в двух цветах:

  1. Черный оттенок крестьяне получали смешивая сажу с раствором лиственной смолы для придания нужной консистенции.
  2. Красный цвет назывался «земляной краской» за то, что его изготавливали из найденной на побережье реки Мезени охристой глины. Позже красный пигмент научились выделять и из сурика.
  3. Незакрашенные места в промысле всегда имели золотистый оттенок из-за финального покрытия изделия олифой.

Мезенская роспись – чем рисовать?

В древности мастера наносили орнамент мезенской росписи в несколько этапов:

  1. Сначала узор рисовали специальной красной краской и деревянной палочкой с измочаленным концом, которая называла тиска.
  2. Прорисовали изображение и обводили орнаменты черным красителем с помощью пера глухаря или тетерева или своеобразной кистью с щетиной из человеческого волоса.

Мезенская роспись – техника выполнения

Как в древности, так и сейчас выполняется мезенская роспись поэтапно:

  1. Изготовлением заготовок утвари могли заниматься все члены семьи художника и даже он сам. В редких случаях готовые изделия приобретались у других ремесленников.
  2. Предварительно изделие ничем не покрывали и не грунтовали. Деревянная поверхность должна быть натуральной, очищенной от грязи и высушенной до естественных пределов.
  3. На древесину очертания узоров наносились красной краской специальной деревянной тиской преимущественно в один мазок.
  4. После создания композиции и очертаний, мастера переходили к более точной прорисовке деталей самодельными кистями или перьями.
  5. Когда узор был полностью нанесен, изделие оставляли при комнатной температуре для высыхания красителей.
  6. В завершение мезенская роспись покрывалась олифой для придания насыщенного золотистого цвета и льняным маслом для мягкости.

Современная мезенская роспись

До наших дней промысел дошел благодаря стараниям потомков древних мастеров по фамилии Федотовы и Фатьяновы, проживающих в соседних селах Палащелье и Селище Архангельской области. Умельцы по имеющимся изделиям восстановили роспись, утерянную в годы великой отечественной войны. Изменилось только традиционные материалы для нанесения на современные кисти.

Мезенская роспись, символы которой конь, олень и дикие птицы, была поставлена на промышленное производство на двух крупных заводах, мастерицами на которых трудятся в основном женщины:

  1. Архангельском экспериментальном предприятии «Беломорские узоры», выпускающем сувенирную продукцию с городской росписью, стилизированную под палащельскую;
  2. Северодвинском заводе «Декор Севера», изготавливающим деревянные изделия с современной палащельской росписью.

Мезенская роспись – изделия

Современная мезенская роспись птицы, животные, орнаменты и растительные элементы наносится на деревянные изделия домашнего обихода для самых разных нужд:

  • украшения: бусы, серьги, браслеты, кулоны;
  • шкатулки;
  • гребни для волос;
  • декоративные тарелки и ложки;
  • туески и короба для сыпучих продуктов;
  • солонки, наперстки;
  • прялки;
  • детские игрушки: матрешки, лошадки;
  • елочные украшения.

Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента

Мезенская роспись — одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.

Символика узора

Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса — три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус — птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.

Узоры в прямой клетке

Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.

Простые элементы

Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.

Узоры в косой клетке

Ленточный орнамент

Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи

Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.

Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи

Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.

Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи

К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Искусство детям. Мезенская роспись

Данное методическое пособие выпускается в рамках серии рабочих тетрадей «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». Серия предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на уроках труда и изобразительного искусства. В тетради даны некоторые приемы мезенской росписи по дереву. Материал изложен по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов росписи и упражнений на повтор до занятий на импровизацию.
Тетрадь с успехом может быть использована учителями, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, педагогами художественных школ, руководителями кружков и различных студий, а также родителями на домашних занятиях с детьми.
Работу с тетрадью необходимо сопровождать показом предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Это не только сделает занятие более доступным и интересным детям, но и позволит непосредственно прикоснуться к живому источнику родной культуры.
Для работы необходимо иметь: черную тушь; гуашевые краски темно-красного и черного цвета; перья чертежные (можно заменить гелиевой ручкой); кисти беличьи № 1, №3, №6; банку с водой; мягкую салфетку для снятия лишней краски с кисти.
Занятие 1. Мезенские прописи
Цель. Знакомство с мезенской росписью и освоение простейших элементов росписи — прямых и волнистых линий.
Организация занятия. Перед тем как дети приступят к практическому занятию, необходимо рассказать им о промысле, его истории, географии, показать образцы, выполненные народными мастерами, или их изображения.
Выполнение задания. Дети стараются воспроизвести представленные образцы. Для облегчения задачи задание дается в квадратных формах.

Занятие 2. Узоры в прямой клетке
Цель. Знакомство с простым геометрическим орнаментом.
Организация занятия. Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.
Выполнение задания. Дети повторяют предложенные узоры в квадратах.

Занятие 3. Простые элементы
Цель. Освоение простых элементов мезенской росписи — спиралек и зигзагов.
Организация занятия. Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.
Выполнение задания. Дети выполняют упражнения на повтор представленных на образцах элементов росписи. Все спиралевидные элементы воспроизводятся без отрыва руки.

Занятие 4. Узоры в косой клетке
Цель. Освоение традиционных мезенских орнаментов.
Организация занятия. Рассмотреть с детьми построение орнаментов в косой клетке. Обратить внимание на ритмическое чередование элементов узора.
Выполнение задания. По намеченным линиям дети копируют элементы узора и заполняют ленту до конца страницы.

Занятие 5. Ленточный орнамент
Цель. Знакомство с ленточным орнаментом.
Организация занятия. Следует обратить внимание детей на то, что при явной простоте геометрического узора он, благодаря различным сочетаниям и изменению масштаба (размера), дает широкий простор для построения разнообразных орнаментов.
Выполнение задания. Дети вначале кистью наносят границу полосы, а затем при помощи пера (или кисти) воспроизводят орнамент черной краской.

Занятие 6. Роспись поставка
Цель. Декоративное оформление поставка геометрическим орнаментом.
Организация занятия. Необходимо заострить внимание детей на том, что орнамента отдельно от предмета, на котором он расположен, не бывает. Расположение и характер орнамента определяются формой вещи. Дети рассматривают в тетради рисунок коробухи, называют элементы геометрического орнамента, из которого построен декор. А начать занятие можно с пояснения хозяйственного предназначения различных предметов крестьянской жизни — поставок, коробух, солонок, туесов и т. п.
Выполнение задания. Дети самостоятельно составляют геометрический орнамент и расписывают поставок.

Занятие 7. Уточки и лебеди
Цель. Знакомство с декоративным изображением птиц в традиционной мезенской росписи.
Организация занятия. Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.
Выполнение задания. Дети копируют предложенные варианты изображения птиц. В альбоме показана последовательность исполнения росписи наиболее распространенных образов — уточек и лебедей. Каждое последующее изображение птицы отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.

Занятие 8. Роспись коробухи (крышка)
Цель. Декоративное оформление крышки коробухи орнаментом с изображением птиц.

Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи на круговой форме. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать другие узоры, сделанные на круге.
Выполнение задания. Дети самостоятельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на круглой форме. Затем по опорным линиям производят роспись крышки коробухи.

Занятие 9. Цветы и деревья
Цель. Знакомство с декоративным изображением деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи.
Организация занятия. Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.
Выполнение задания. Дети копируют предложенные варианты изображения цветов и деревьев.
Занятие 10. Роспись утицы
Цель. Декоративное оформление утицы узором с мотивом дерева (цветка).
Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи ковша. Хорошо, если есть возможность продемонстрировать другие предметы с изображением цветов и деревьев.
Выполнение задания. Дети самостоятельно придумывают (или копируют) и карандашом размечают основные элементы узора на ковше другой формы. Затем по опорным линиям производят роспись ковша.
Занятие 11. Олени и кони
Цель. Знакомство с декоративным изображением животных в традиционной мезенской росписи.
Организация занятия. К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Выполнение задания. Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.
Занятие 12. Роспись доски
Цель. Декоративное оформление доски зооморфным орнаментом.
Организация занятия. Дети рассматривают в тетради рисунок, на котором представлен образец росписи туеса с изображением оленей; кроме того, на последней странице есть рисунок мезенской прялки. Хорошо, если есть возможность показать и другие образцы росписи с изображением животных.
Выполнение задания. Дети самостоятельно расписывают доску. При необходимости можно предварительно произвести разметку карандашом. Однако было бы очень хорошо завершить данный цикл обучения росписи декорированием реальной разделочной доски, которую можно изготовить в школьных мастерских или же купить на рынке, вернисаже.

СЕВЕРНАЯ ГРАФИКА МЕЗЕНИ

На Русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, связанные с обработкой дерева: изготовление орудий труда, бытовой утвари, прялок, посуды, детских игрушек, украшенных резьбой и росписью. Опытный глаз крестьянина сразу мог определить, из каких мест попала на ярмарку та или иная вещь. Вот эта прялка расписана на берегах Северной Двины, а эта мастерами с Пинеги, а эту красавицу, самую маленькую по размеру и необычную по росписи, сделали в селе Палащелье, что стоит на высоком берегу Мезени. Уже позднее своеобразные приемы росписи получили у искусствоведов название — мезенская роспись. Это самобытная манера росписи по дереву, выполненная в оригинальной графической технике, — по первоначальному красному замалевку, черным цветом наводятся контуры и прописываются дополнительные элементы. Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Необычность росписи, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках. Сравнивая стили народных росписей по дереву в различных областях России, один известный ученый назвал мезенскую роспись «таинственной и крайне любопытной», указав на ее связи с древними греческими стилями.
Наиболее интересным объектом исследования и, пожалуй, самым емким является обычная крестьянская прялка, которая при глубоком изучении раскрывает такие глубины русской и мировой культуры, что буквально захватывает дух.
Основными образами мезенских прялок являются птицы, кони и олени, которые входят в крут древнейших образов русского фольклора, получивших наибольшее отражение в обрядовой поэзии и хорошо знакомых детям по волшебным сказкам.
Характерная особенность мезенской росписи — наличие полос или ярусов. Почти на каждой мезенской прялке выделяются три таких яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем — птицы. Как правило, в среднем ярусе к изображениям животных присоединяются изображения птиц, тогда как в верхнем ярусе присутствуют одни только птицы. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствовали трем мирам — подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих нардов мира. Как известно, герои русских волшебных сказок также путешествуют по разным мирам, Ярусы-миры как на лицевой, так и на тыльных сторонах прялок разделяются горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором. Несмотря на то, что геометрические узоры составляются из однотипных и даже однообразных элементов, на каждой прялке такой узор выглядит необычным, придающим оригинальность всей прялке. Эффект достигается тем, что каждый раз мастер сочетает элементы геометрического орнамента по-разному.
Изображения, помещаемые на внутренней стороне прялок (так называемые «бытовые сцены»), чаще всего являются вариантами широко распространенных мировых сюжетов. В сценах охоты на птицу, восседающую обычно на верхушке дерева, проглядывает мировое дерево, или «древо жизни», которое обычно изображалось с двумя, тремя или пятью птицами на ветвях. Нередко можно встретить на прялках еще один сюжет — «выезд в санях» или на повозках, запряженных одной или парой лошадей. Примечательно, что зачастую из двух лошадей одна имеет темную, а другая светлую окраску, нередко лошади следуют друг за другом, олицетворяя, по всей видимости, потусторонний и существующий миры. Интересно, что подобные образы несложно отыскать у многих народов мира, в том числе и у славянских. Еще один мотив мезенских прялок — «всадник на черном коне». По мнению некоторых исследователей народного творчества, этот мотив также уходит глубоко корнями и отображает различные мифологические сюжеты, изображающие бога-всадника. Можно с большой долей уверенности утверждать, что рассматриваемые сюжеты мезенской росписи нужно трактовать не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе.
Таким образом, мезенская прялка и традиционная народная роспись — это живая нить, уводящая нас в глубину веков. Изучение сюжетов, мотивов и приемов росписи — весьма захватывающее и увлекательное занятие, которое позволит детям непосредственно прикоснуться к живой истории Отечества, познакомиться с мировым культурным наследием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *