Петриковская роспись шаблоны

  • автор:

Трафареты петриковской росписи

  • Каталог
    • %%РАСПРОДАЖА%%
    • ПРОСТЫЕ НАБОРЫ
    • • ВАШ ТЕКСТ •
    • • Роспись крестиком •
    • • Бордюры •
      • Детские
      • Море
      • Классика и модерн
      • Узоры
      • Фауна
      • Флора
      • Этнос
      • Разное
    • • Обои •
    • • Углы •
    • • Горизонты •
    • • Наборы •
    • • Медальоны •
    • • XXXL •
    • Абстракции
    • Америка
    • Ар Нуво и Ар Деко
    • Арабески
    • Архитектура
    • Ацтеки
    • Бабочки и стрекозы
    • Букашки
    • Викинги
    • Винни-Пух и другие
    • Водный мир
    • Восток
    • Гастроном
    • Греция
    • Деревья
    • Детство
      • Винни Пух
      • Морская сказка
      • Алиса
      • Мини ZOO
      • Замок фей
      • Лесная сказка
      • Детвора
      • Игрушки
      • Узоры
      • Пираты
      • Живой лес
      • Сказки Англии
      • Ноев Ковчег
      • Индейцы
    • Джунгли
    • Динозавры
    • До Колумба
    • Драконы
    • Египет
    • Животные
    • Зима
    • Знаки и лого
    • Зодиак
    • Индия и буддизм
    • Капучино
    • Кельты
    • Классика
    • Коралловый риф
    • Космос
    • Кружева
    • Латинос
    • Ленты
    • Листопад
    • Море
    • Морские иллюзии
    • Музыка и танцы
    • Народные промыслы
      • Это Россия
      • Фолк Арт
      • Гжель
      • Городец
      • Жостово
      • Павло-Посад
      • Петряковка
      • Северодвинская
      • Финифть
      • Хохлома
    • Наследие веков
    • Небеса
    • Ольмеки
    • Пейсли
    • Плитка и мозаика
    • Праздники
      • Halloween
      • Новый Год и Рождество
      • Пасха
    • Предметы
    • Пятница 13-е
    • Ренессанс
    • Рожицы
    • Розы
    • Славяне
    • Сад
    • Силуэты
    • Средневековье
    • Транспорт
    • Узоры
    • Фантазия
    • Феи
    • Фразы и буквы
    • Фрукты
    • Цветы
    • Город Эфес
    • Для страз
    • Трафарет на заказ
  • Краски и пр.
    • Краски для всего
      • Золото и серебро
      • Классические
      • Наборы
    • Клей и пр.
    • Краски по ткани
      • Наборы
      • ОЛКИ по ткани
    • СпецЭффекты
    • Кисти
  • Советы
    • Купить трафарет
    • Типы трафаретов
      • Толщина трафарета
      • Стандарт
      • Объемный
      • Клеевой
      • Пескоструй
    • Трафареты для стен
    • Трафарет + витраж
    • Памятка строителю!
    • Краткая инструкция
    • Обо всем понемногу
      • Первый блин
      • Трафарет на обоях
      • Матирование стекла
      • Рисунок на стекле
      • Фактурный рисунок
      • Объемный трафарет
      • Аэрозоль на авто
      • Аэрозольный снег
      • Витрина магазина
      • Бордюры на мебели
      • Трафарет на ткани
      • Трафарет на майках
      • Ткань и валик
      • Комод из Икеи
      • Кафельная плитка
      • Антитрафарет
      • Обмен опытом
      • Почти аэрография
      • Горизонт на стене
      • Детская веранда 1
      • Детская веранда 2
      • Рисунок крестиком
      • Пол по трафарету
    • Отдельные советы
      • ГОРИЗОНТЫ
      • Переход цвета
      • Оживляем рисунок
      • Цвета в 1 слое
      • Одним движением
      • Потолочный узор
      • Конструктор
      • Стекло и кафель
      • Аэрозоль
      • Бордюр
      • Бордюр в углу
      • Углы
      • Очищаем трафарет
      • Татуировка
      • Краска на время
    • О материалах
      • … краски
      • … кисти
    • ТВ и фестивали
      • О нас на ТНТ
      • Школа Ремонта 1
      • Школа Ремонта 2
      • Школа Ремонта 3
      • Школа ремонта 4
      • Школа Ремонта 5
      • Школа Ремонта 6
      • Школа Ремонта 7
      • Школа ремонта 8
      • Школа ремонта 9
      • Школа Ремонта 10
      • Школа Ремонта 11
      • Школа Ремонта 12
      • Школа Ремонта 13
      • Школа Ремонта 14
      • Фазенда ОРТ 1
      • Фазенда ОРТ 2
      • Фазенда ОРТ 3
      • С Новым Домом 1
      • Про Декор 24
      • Московские Сезоны
    • В журналах
      • Ручная Работа №37
      • Ручная Работа №82
      • Seasons в Октябре
      • Ручная Работа №84
      • Ручная Работа №86
      • Etela-Suomen Sanomat
    • Особые заказы
      • Свой текст
      • Ваш рисунок
      • Сверх… трафареты
    • Видеоуроки
      • Роспись ткани
      • Нужен ли клей?
    • Мастер-класс в поле
  • Примеры
    • Трафареты обоев
    • Бизнес
    • Комплекты
    • Детские комнаты
    • Мебель
    • Стекло
    • Плитка
    • Дом и дача
    • Транспорт
    • Посуда
    • Одежда и ткань
    • Разное

Петриковская роспись

Жители украинского села Петриковка в Днепропетровской области бережно хранят уникальный художественный промысел – петриковскую роспись. Сменялись поколения, стремление местных хозяек сделать свою хату самой яркой и нарядной сформировало со временем вид искусства, вошедший в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Разные были периоды в истории развития петриковской росписи. Её появление связывают с заселением территорий при Днепре и, в частности, формированием традиций в конкретно взятом селе Петриковка, основанном в 1772 году. Местные казачки начали украшать печи, стены хат снаружи и изнутри узорами удивительной красоты. Фасадные росписи не были практичными: дожди смывали художества, но хозяйки вновь рисовали узоры – ещё краше предыдущих!

Каждой хозяйке хотелось выделить свою хату на фоне соседских, поэтому эскизы тщательно продумывались и подготавливались. Рисовали пернатых: петухов, кукушек, сказочных райских и жар-птиц; растительные орнаменты: цветы, колоски, ягоды, фрукты, овощи и прочие дары природы. Петриковская роспись превратилась в соревнование: считалось, что чем ярче и краше расписана хата, тем богаче, счастливее и благополучнее её обитатели. А тех, кто рисковал на фоне всеобщего увлечения живописью оставить стены нетронутыми, провожали презрительными взглядами. Расписывали и домашнюю утварь, мебель, кошельки, посуду.

В Петриковке часто устраивали большие ярмарки, где умельцы выгодно продавали свои шедевры – это способствовало известности петриковской росписи за пределами села. Поддерживали промысел и местные мастерицы, открывая школы росписи и передавая знания ученикам. К ним в селе относились с уважением и называли «чепурушками». Мужчины со временем тоже подключились к работе. Наиболее искусные петриковцы стали известны в кругах профессиональных художников, получили звания заслуженных мастеров народного творчества.

Петриковская роспись выполнялась подручными материалами, доступными крестьянам. В ход шли натуральные красители, краски из яичного желтка, даже цветные глины. Тонкая работа выполнялась камышовыми палочками, пальцами, но большей популярностью пользовались самодельные кисточки из кошачьей шерсти. Нет, коты в Петриковке не бегали лысыми, для росписи брали только самые тонкие и нежные волоски из груди животных.

Композиция росписи может быть самой разнообразной – и при этом с соблюдением канонов так называемого «украинского барокко». Если основой сюжета были цветы, то в центре располагалось несколько сочных бутонов, от которых ответвлялись композиционные элементы: стебельки, листья и усики. Поражает глазомер художников: они не чертят контуры, а смело работают красками.

В начале XX века петриковская роспись будто бы сошла на нет, но стараниями «чепурушек» промысел удалось возродить и сохранить. С 1936 по 1941 годы в селе работала школа декоративного рисования. После Второй мировой открылась фабрика «Дружба». Предметы изготовлялись в том числе и на экспорт. Следующее «затишье» случилось уже в 90-е годы.

В XXI веке декоративно-орнаментальная петриковская художественная роспись жива. В 2013 году она была включена в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Прекрасные цветы распускаются на блюдцах, сундуках, шкатулках, самобытных сувенирах, которые можно приобрести на ярмарках художественных ремёсел. Уникальная роспись фасадов в самой Петриковке поражает. Днепропетровская Петриковка, как и Опошня под Полтавой с её гончарными традициями, заслуживают самого бережного отношения и трепетного внимания.

Этноотель «Украина» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Этноотель «Украина» расположен на территории этнодвора «Украина и Беларусь» в этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР» в Калужской области. Соседствуют с ним музеи «Украина» и «Беларусь», гостиничный комплекс «Подворье».

Концепция этноотеля «Украина» воплощает мудрость и простоту украинской архитектурной мысли. Это живой, «дышащий», экологичный дом под мягкой камышовой крышей. Он сам регулирует температуру внутри: летом в нём прохладно и свежо, а зимой необычайно тепло.

Во всех номерах замечательно пахнет деревом. Интерьеры радуют тёплыми красками, натуральными отделочными материалами, расслабляющим освещением и этническими элементами декора. А из окон открывается живописная картинка украинского хутора: совсем как в повестях Гоголя!

Из истории петриковской росписи

Знаменитая петриковская роспись – визитная карточка Украины, народное традиционное искусство.

Начало своего развития этот вид народного искусства берёт с настенного рисования, настенной росписи в сёлах Украины, как Восточной – Днепропетровская область, так и Западной – Подолье, Буковина. В каждом районе росписи имели свои особенности, нередко отличались росписи даже соседних сёл. Это говорит о том, что на землях Украины творили с давних времён. Самым известным центром, где бережно хранились традиции своеобразной росписи, стало село Петриковка Днепропетровской области, отсюда и название росписи, которое стало уже нарицательным. Петриковский узор имеет многовековую традицию, тесно связан с культурой Запорожской Сечи. Село основано в 1772 году, своё имя получило от имени последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, который был инициатором переселения казаков из старинного запорожского селения Куриловки. Село Петриковка было центром Протовчанской паланки (округа), здесь находилась местная администрация и стоял небольшой гарнизон. После ликвидации в 1775 году Запорожской Сечи, Петриковка стала «казённой», государственной слободою. Безусловно, именно то, что петриковчане не подвергались постоянному крепостному гнёту, способствовало развитию народного искусства. Женщины этого села расписывали печи, стены хат красочными цветочными узорами. А также украшали бытовые предметы, посуду. В ХІХ веке Петриковка уже была центром распространения стенописи. В узорах прослеживались традиционные орнаменты, которые использовались в быту у запорожцев. Говорят, что раньше в Петриковке художников не было совсем. Каждая хозяйка к большому празднику заново белила хату и заново ее расписывала. И ни одна не считала себя мастером, просто расписывала, чтоб было красиво в доме и во дворе. Бумажные же кальки (первые были полупрозрачные) делали зимой целыми семьями, а весной везли на базар. Продавали недорого, людям на радость – «бегунки» с цветочным орнаментом для украшения печи, откосов, «малёвки» на потолок, рисованные рушники для стен. У каждого мастера были свои орнаменты — калина, мак, «цыбулька», петушок, кукушка – всё связано с природой . Со временем «малёвки» стали самостоятельными произведениями, а также эскизами для росписи фарфора, ткани, деревянных изделий. Для рисования использовали мел, цветную глину, сажу, самодельные цветные красители, хотя уже были в продаже дешёвые анилиновые краски. Цвета выбирали самые яркие. Краски разводили желтком, молоком, вишнёвым клеем. Например зелёную краску готовили из сока молодого зелёного жита, в который добавляли яичный желток. Петриковские мастера имеют точный глазомер и чрезвычайную ловкость рук, рисуют без предварительно контура, а также не используют ни одного измерительного инструмента. Виртуозное письмо выполняли тоненькой, сделанной из кошачьей шерсти, кисточкой. Кроме кисти, использовали щепочки, стебли болотной травы оситняга да и просто пальцы .

В 1936 году возник интерес к народному творчеству. В Киеве, а следом и в Москве, открылись первые выставки народного творчества, где были представлены работы мастериц — петриковчан : Татьяны Паты, Надежды Билоконь, Ирины Пилипенко и Анны Исаевой. О них узнала вся Украина и пришло признание. Эти события послужили своеобразным детонатором для всплеска творческой активности и дальнейшего развития росписи. В селе Петриковка открывается двухлетняя школа декоративного рисования, которая начала готовить художников-исполнителей и инструкторов для работы в разных отраслях художественной промышленности. Композицию петриковского орнамента преподавала Т. Пата. Школа просуществовала до 1941 года, но успела сделать три выпуска талантливейших учеников, которые работали в разных отраслях художественной промышленности.

Выпускник школы Фёдор Панко в 1958 году организовывает артель надомных рисовальщиц и вышивальщиц «Вольная селянка», которая к середине 60-х реорганизуется в фабрику художественных изделий «Дружба». Позже, в 1970 году, он организовывает творческую мастерскую, которая стала его детищем. А ещё один ученик Т.Паты Василий Соколенко открывает при фабрике Музей истории декоративной росписи.

70 -90-ые годы для петриковской росписи – время расцвета. Оно характеризуется появлением известных имён и созданием прекрасных произведений, что вдохновляют, служат образцом сегодняшним мастерам.

К сожалению, в годы развала Советского Союза фабрика прекратила своё существование. Тяжёлое материальное положение всех предприятий культуры в тот переходный период, отсутствие финансирования и плановых закупок произведений не позволило сохранить ни фабрику, ни кадры и заставило многих петриковцев искать новые рынки сбыта, предлагая более прикладные варианты рисования. Сегодня неимоверными усилиями группой энтузиастов возрождено предприятие Центр народного творчества «Петрикивка», и петриковская роспись вновь приобретает популярность.

МАСТЕРА ПЕТРИКОВСКОЙ РОСПИСИ

Первыми стали известны имена Татьяны Паты, Арины Пилипенко, Надежды Билоконь, Полины Глущенко, и немного младше их Анны Исаевой и Надежды Тимошенко. Все они мастера 30-хгодов ХХ столетия. Для них характерен изобразительный фольклор, когда пышные цветы на стене, печи, а позже на бумаге были неотъемлемой частью декорирования тогдашнего жилья. Общей чертой этих мастериц есть простота, непосредственность, искренность. Они строят свои композиции на контрасте основных и дополнительных цветов, совершенно владеют техникой росписи яичной темперой. Но их сюжеты не одинаковы и несут в себе черты неповторимой индивидуальности.

Татьяна Пата. Одна из ранних малёвок 1913 г. Выполнена самодельными красками и самодельной кистью из кошачьей шерсти.

Татьяна Пата.

Татьяна Пата

Одна из старейших петриковских мастериц, преподаватель первой школы декоративного рисования в с. Петриковка. Её техника удивительно разнообразна. Художница соединяет широкий мазок с лёгким, выцарапывает палочкой тоненькие прожилки листочка, кисточкой из кошачьей шерсти выписывает его края, пальцем вырисовывает прозрачные круглые ягоды.

Т.Пата. Букет в вазе 1968г.

Т. Пата. Рисунок.

Произведения Паты очень жизнерадостны, ярки, соединяют контрастные цвета (красный, синий и жёлтый), на них традиционные букеты, вазоны.

Т.Пата 1968г. Кукушка на калине.

С тонкой наблюдательностью и любовью передаёт она самые характерные черты каждой веточки, каждой луговой травинки, сохраняя принцип типизации, декоративности. В поздних работах Т. Паты среди любимых цветочных орнаментов появляются новые мотивы и композиции: птицы не на букете, а в роще, птицы как фантастические так и реальные («Кукушка на калине»).

Надежда Билоконь.

Своеобразным мастером является Н. Билоконь. Для её творчества характерны традиционные цветочные мотивы: «цыбульки», георгины, папороть и т.п. Также известны её сюжетные композиции со множеством элементов и деталей. Они, словно мозаика, плотно укрывают весь бумажный простор, который обрамляется «бегунком». Несмотря на большую подробность, в целом, произведения не перегружены, благодаря гармонии основного и второстепенного. А художественным образам присущи оптимизм и мягкий юмор.

Н.Билоконь. Роман и Оксана. 1968г.

Н.Билоконь. Свадебный поезд. 1978г.

Надежда Тимошенко.

Н.Тимошенко

Н.Тимошенко. Яблоки. 1966 г.

Надежда Тимошенко пишет в основном традиционные букеты фантастических цветов, » малёвки» – фризы и отдельные веточки с цветами для архитектурного декорирования, которые заменяют собой настенную роспись.

Полина Глущенко и Анна Исаева не учились в школе у Т. Паты, но работали вместе с нею. Глущенко выполняла заказы для архитектурного оформления, написала много декоративных панно, вырезала вытынанки из бумаги. Работает она в основном гуашью, применяя тонированный фон(зелёный и красный). Надо сказать, что петриковские мастерицы ещё были и прекрасными вышивальщицами, перенося традиционный узор и на полотно.

А.Исаева. Свадьба. 1977г.

А.Исаева. Птицы. 1960г.

Из петриковской школы декоративного искусства вышло целое поколение учеников Т.Паты, в том числе известные мастера: Марфа Тимченко, Евдокия Клюпа, Галина Прудникова, Векла Кучеренко, Иван Завгородний, Мария Шишатская, Вера Клименко-Жукова, Нина Шулик, Василий Соколенко, Фёдор Панко и Зоя Кудиш. А также Полина Глущенко и сёстры Павленко-Черниченко. Упомянутые выше ученики Т.Паты, относятся к среднему поколению петриковских мастеров .

Е. Клюпа. 1981 г.

Е. Клюпа. Букет. 1959 г.

Евдокия Клюпа. Петух и бабочка. 1986 г.

И.Завгородний. Жар — птица. 1967 г. Шкатулка «Голубь среди цветов» 1960 г.

Среди них необходимо прежде всего отметить М.Тимченко, В. Клименко-Жукову и сестёр В. Павленко и Г. Павленко-Черниченко, творчество которых связан с работой на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе. Расписанные ими фарфоровые изделия (декоративные вазы и разнообразные сервизы), давно известны за пределами нашей родины и пользуются успехом на международных выставках и ярмарках.

Вера Клименко-Жукова за работой

В. Клименко-Жукова. Тарелка. «Цыбульки». 1961г.

Марфа Тимченко. Киевский керамико-художественный завод.

М. Тимченко. Композиция.

Зоя Кудиш первая задумалась над тем, чтобы в своеобразных декоративных рисунках раскрыть содержание басен Л. Глибова (в 1965г. вышел календарь «Двенадцать месяцев» с иллюстрациями З. Кудиш к басням). В её трактовке птиц и зверей существует органическая связь с цветочным орнаментом, который создаёт определённое стилистическое единство. Декоративно-плоскостное построение композиции, насыщенная цветовая гамма и виртуозное исполнение рисунков тоненькой кисточкой — всё это традиции народной декоративной росписи. Они способствовали появлению новых черт в искусстве книжной графики.

З.Кудиш. Иллюстрация к басне. 1965г.

З.Кудиш. Шкатулка. 1960 г.

Петриковские мастера среднего поколения плодотворно работали в книжной графике. Обложки и суперобложки, заставки для альбомов, книжек и комплекты открыток оформляли В. Клименко-Жукова, сестры В. Павленко и Г. Павленко-Черниченко и В. Соколенко. В области политического плаката успешно работали П. Глущенко, М. Тимченко, З. Кудиш, В. Соколенко и Ф. Панко. После Великой Отечественной войны возродились росписи по дереву на подлаковой основе.

Фёдор Панко и Василий Соколенко самые заметные творческие фигуры того поколения, которые на протяжении многих лет возглавляли промысел – фабрику «Дружба» в с. Петриковка. Творчески работали и преподавали. Они активно расширяли сферу применения рисования, первыми опробовали новые техники и технологии, вводили новые темы, образы, мотивы.

В. Соколенко. Удод. 1963 г.

В. Соколенко. Павлин. 1963 г.

Ф. Панко. Совы. 1977 г.

Ф. Панко.

Поставленная на поток работа, погоня за внешними эффектами постепенно привела к потере художественной образности произведений. Молодёжь, которая пришла работать в 70-ые годы почувствовала это и вспомнила давнюю традицию росписи. Так вначале 80-х появились, в некотором роде, отличающиеся от общей стилистики произведения Андрея и Марии Пикушей и их учеников Елены Зинчук и Натальи Рыбак.

Глущенко Владимир Андреевич

Андрей Пикуш экспериментирует, расписывая дерево, вносит новое в забытую роспись керамики, а также открывает неизвестные для росписи материалы: батик и стекло. По его эскизам львовские стеклодувы возобновляют старые фляги и каламарчики, которые А. Пикуш расписывает узором, напоминающим первые, старинные росписи.

А.Пикуш. Штоф синий. 1984 г. Штоф соловушка. 1984. Сосуд на 3-х ножках. 1984 г.

А.Пикуш. Деревянные игрушки. 1985 г.

А.Пикуш. Калиновый куст. 1980 г.

Следующие творческие личности Вера Тезик, Нина Турчин, Людмила Шулик, Владимир Глущенко, Анатолий и Нина Чернуськие, Анна Самарская, Фёдор Клешня, Надежда Кошляченко, Мария Кухарчук, Мария Бельмас, Тамара Кудиш, Мария Кравец и Нина Кириленко унаследовали лучшие черты петриковского орнамента, принимали участие в областных и республиканских выставках. Общие черты их творчества: разнообразие сюжетов и орнаментальных мотивов. Мастера пишут сказочные и декоративные панно, букеты из традиционных цветов в новой интерпретации, тематические панно, посвящённые юбилейным датам и др. Относительно композиции, новым является динамическое размещение главных элементов по диагонали. Кроме сложных тональных отношений основных и дополнительных цветов, часто встречается тёплая и холодная гамма. В отдельных случаях появляются нейтральные (серы и чёрные) тона. Применяются темпера, гуашь и масляные краски. Появляются психологические элементы в сюжетных росписях, где с тёплым народным юмором передано настроение героев.

Н.Чернуськая. Астры и волошки. 1980 г.

В. Тезик. Золотая осень. 1985 г.

В. Тезик. Синие птицы. 1985 г.

А.Самарская. Журавли. 1982 г.

Т.Кудиш. Фриз триптиха «Юбилейный» 1967 г.

Рисование 1980-начала 1990-х годов – самое яркое явление второй половины ХХ века в петриковской росписи. Оно характеризуется разнообразием авторских позиций и стабильно высоким техническим уровнем произведений. Именно поэтому так нелегко выделить из этой творческой плеяды ведущих мастеров. Но всё же: из поколения мастеров, рождённых в 40-х годах ХХ ст. выдающиеся — Анатолий и Нина Чернуськие, Анна Самарская, Вера Тезик, Нина Турчин; в 50-х годах – Валентина и Лидия Статива, Андрей и Мария Пикуши, Наталия Рыбак, Елена Зинчук, Надежда Коваленко, Тамара Самец, Надежда Васильковская, Наталья Калюга; в 60-х годах – Мария Статива, Ирина Назаренко, Татьяна Лапшин, Валентина Панко; в 1970-х годах – Валентина Капец.

Я.Назаренко. Одуванчики. 1982 г.

Я.Назаренко. Лебединое озеро. 1982 г.

Т.Самец. Осенний букет. 1980 г.

В конце ХХ века изменились функции традиционного петриковского рисования. Оно потеряло связь с сельским бытом и при новых условиях должно презентовать народное искусство как сувенир или авторское произведение. С 1990-х годов мастера почти не рисуют на бумаге. Да, они создают композиции для больших художественных мероприятий и музеев, но, скорее, для престижа, потому как прожить с этого невозможно.

Традиции петриковской росписи распространились за пределы села Петриковки. Достойные последователи петриковских мастеров – Тамара и Александр ВАКУЛЕНКИ – жители Харьковщины. Сегодня декоративной росписью занимаются не только мастера. Основы петриковской росписи заложены и в программу средней школы, а также в программу высшей школы художественного профиля.

Использованная литература:

Ружицький В.А., Малиніна А.О. Основи петриківського розпису. — Х. : «Скорпіон», 2003.

Глухенька Н.О. Петриківські декоративні розписи. — К. : «Мистецтво», 1973.

Губанова Г.Ф. Альбом репродукцій «Петриківка». -К., 2001

Кара-Васильєва Т.В. Творці дивосвіту. — К. : «Радянська школа», 1984.

Кубанские промыслы. Петриковская роспись

Тема урока

«Петриковская роспись»

ЦЕЛЬ УРОКА: Воспитание чувства любви и патриотизма к своей малой Родине, качеств гражданина своей страны.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. транслировать через предметы народных промыслов ментальные качества и нравственные ценности предков;
  1. эстетически воспитывать школьников через народное декоративно-прикладное искусство;
  1. формирование духовно-нравственных ценностей, национального самосознания и уважения к культурному наследию своих предков.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: мазок, орнамент, венок, гирлянда, груба, сволок, вихоть.

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, эскизы Петриковской росписи, лист ватмана, магниты, кисти, гуашь.

I этап – Историческая справка

Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин-казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий.

Поэтому, при знакомстве с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, иногда очень сложно назвать автора.

Но время не стоит на месте: появляются новые фамилии, возрождаются новые ранее забытые художественные ремёсла, разрабатываются их современные варианты.

Народное искусство всегда играло и продолжает играть важнейшую роль в формировании эстетического вкуса человека, духовно-нравственного его становления, воспитании чувства уважения к традициям и ответственности за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями.

Народное декоративно-прикладное искусство Кубани является частью народного искусства России, а следовательно, и мира. Утрата традиций любого народа может явиться исчезновением самого этноса с этнографической карты мира.

Вот почему так важно знание традиционной культуры своего народа, в том числе и народного декоративно-прикладного искусства как её части.

Проводя исследовательскую работу в научном обществе учеников школы №25 я с учащимися 8 класса изучили тему: «Традиции народного искусства Кубани конца 19-го начало 20-го веков, главной задачей которой было определить виды и жанры народного декоративно-прикладного искусства, выявить традиционные формы бытования местной традиции.

Изучив тему, ребята узнали много интересного о жизни и быте простого народа, о традициях и культуре кубанских казаков. Собрали и изучили материал о народных мастерах, которые наиболее в полной мере отражают традицию Кубани. Изучили промыслы, завезенные со всех концов России казаками на Кубань. Узнали о том, что в конце 19-го. начале 20-го. веков сформировалась своя культура, свои обычаи, которые хранят и передают из поколения в поколение.

ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ

Из всех народных промыслов Кубани Петриковская роспись — единственная живописная техника. Она пришла к нам с Украины в виде настенной росписи.

Начиная с XIX века главным центром распространения настенной росписи являлось село Петриковка Днепропетровской области, откуда она и попала к нам на Кубань с казаками-переселенцами. В легком, перистом и ажурном рисунке росписей до сих пор продолжает жить традиционная украинская манера передачи цветка в раскрытом, как бы разрезанном, виде.

Необыкновенно красочная и своеобразная, она не только служила предметом убранства. В беге её линий, завитках орнаментов исследователи отмечали отображение наивных верований и представлений, тесно связанных с крестьянским трудом и бытом.

Но не везде на территории Кубани бытовала Петриковская роспись. Наиболее популярна она была на территории нынешнего Северского района — в станицах Крепостной, Шабановской, Смоленской.

К сожалению, образцы настенных росписей, уничтожавшиеся при последующих побелках и перестройке жилья, почти не сохранились, и мы можем познакомиться с ними только на рисунках и фотографиях. Но упоминание о них встречается в этнографических материалах, в частности, в народных песнях:

Приходъ, брате, з деточками, В мене хата з кветочками.

Характер суеверного отношения к росписи как средству предохранения от «нечистой силы» продолжал жить в народе до сравнительно недавнего времени. Поэтому хозяйки, выбелив на лето хату, старались расписать стены и печь элементами символических обрядовых орнаментов: «курячи лапы», «косищ», «калина», «три квiтки», «зозуля», «швень», «Дерево Життя», «Коло Сонця» и другие. Впоследствии, потеряв своё древнее символическое значение, росписи хат служили исключительно целям украшения жилья и представляли собой явление эстетического порядка.

II- Основные мотивы Петриковской росписи.

В основном в мотивах Петриковских росписей преобладают растительные узоры: от простой хвои, «сосенки», обведённой контуром и превращенной в лиственную ветку, до сложных венков, букетов, гирлянд. Целое дерево в украинской росписи не встречается, зато часто попадаются гирлянды из листьев дуба, клёна, хмеля, барвинка, огуречника и винограда.

На Украине расписывали не только внутренние стены хаты и печи, но и наружные стены, глиняный пол, сени, орнаментом обрамляли окна и двери, если у них отсутствовал деревянный наличник. Иногда роспись использовалась как фриз под «стрихом», на месте карниза, где солома крыши соприкасается со стеной, реже как украшение на угловых частях хаты и в простенках, и даже на хозяйственных постройках;

Внутри хаты живописная роспись орнаментального характера покрывала главным образом верхнюю часть печи (грубы) — дымоход (комин), простенки между окнами под рушниками, угол, где располагалась кровать, и изредка потолок ближе к красному углу и «сволоки» — несущие балки потолка хаты.

Но, в любом случае, орнамент наружной росписи чаще всего прост и сдержан по рисунку, тогда как орнамент внутри хаты — сложен и причудлив.

На Кубани украшали преимущественно внутренние стены (часто роспись просто имитировала ковёр над кроватью) и печь. Хотя иногда встречались расписанные ульи и курятники, но расписывать их стали позже, когда основной массе сельчан стали доступны масляные краски, потому что растительные краски, лежащие в основе Петриковки, быстро выгорали на солнце и смывались дождями.

В основном Петриковской росписью занимались женщины и молодые девушки.

III – Краски и кисти.

Краски получали из соков и отваров растений: свёклы, моркови, различных ягод, цветов, стеблей чистотела. Сам рисунок наносился на стену куриным перышком, самодельными кистями из «котячего хвоста», тростниковой палочкой или комком тряпки («вихоть»). «Вихоть», опуская в краску, прижимали к стенке и получали красочное пятно неопределённой формы.

IV – основные приемы росписи.

Точно так же в качестве штампа использовали разрезанную картофелину или свёклу, с внутренней стороны которых вырезывали какой-нибудь орнамент. Для передачи круга использовалась круглая посуда, например, сковорода.

Цветы и листья чаще всего писались пальцем. Имитацию шероховатой поверхности хозяйка достигала торцеванием или набрызгом с помощью связки колосьев. И, наконец, самые тонкие элементы орнамента выписывались тростниковой палочкой

Хотя в основе декоративной Петриковской росписи лежит растительный узор — «марафет», но в меру своих изобразительных способностей мастерица могла изобразить фигурки животных и людей. В большинстве своём они носят стилизованный характер, как заметил еще Гоголь, «птицы выходят похожими на цветы, а цветы на птиц».

Петриковская роспись для начинающих: рисунки, основные элементы и способы их изображения на примере мастер-класса по изготовлению панно с цветами, а также видео уроки по технике росписи в этом стиле

Петриковская роспись, как и прочие виды славянской росписи, получила свое название от наименования села Петриково, в котором и зародилась. Чаще всего узоры в этой технике украшали предметы быта, стены деревенских домов или одежду мастеров, но в настоящее время этот стиль плотно внедрился в современное общество и встретить подобные картинки можно в самых неожиданных местах. Петриковская роспись выполняется легко — в нашей статье для начинающих мы предлагаем рисунки и описания выполнения.

Была даже выпущена монета с Петриковской росписью, после того, как ее включили в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Главным элементом в Петриковской росписи является так называемый бегунок, изображаемый в виде волнистой линии, на которой поочередно появляются другие элементы – листики, цветы и ягодки. В росписи этот бегунок символизирует безграничное счастье семьи, долгую любовь и благополучие в жизни.

Изначально краски для росписи мастера добывали из растений, выпаривая их особым образом, но в настоящее время используются в основном гуашь и акварель. Инструментами для росписи также служили природные материалы – палочки из стеблей трав, кисточки из кошачьей шерсти и пальцы самого мастера.

Петриковские рисунки наносятся последовательно в несколько этапов, но, несмотря на это, никогда элементы узора не заходят один за другой – этот вид росписи не знает наложения красок и многослойных узоров. Следует также отметить, что этот вид росписи не использует шаблоны и трафареты, каждый мастер творит на свой вкус и придерживается лишь общих правил.

Роспись начинается с прорисовки бегунка – для этого зеленую краску необходимо развести до состояния сметаны и провести волнистую линию. После этого с помощью карандаша обозначаем будущий контур, вдоль которого будет размешаться сама роспись.

После этого с помощью подушечки указательного пальца прорисовываем ягодки, а с помощью кисточки — нужные варианты цветов.

Для того чтобы лучше понять Петриковскую роспись, необходимо освоить технику выполнения основных ее элементов, ведь из них складываются все орнаментальные мотивы.

Изучаем основные элементы Петриковской росписи для начинающих с рисунками

Цибульки.

Эти элементы еще называют луковички, с их помощью прорисовываются листики или их отдельные части. Для того, чтобы их нарисовать начинаем мазок с тонкой линии, затем плавно поворачиваем ее, одновременно нажимая и снова переходим к тонкой линии, ослабляя нажим.

Переходный мазок.

Для выполнения этого элемента понадобится две краски – набираем на кисть одну краску, а затем слегка макаем кончиком в краску другого цвета. При этом техника выполнения практически такая же, как и у луковичек.

Ягодки.

Этот элемент прорисовывается с помощью подушечек пальцев – без отпечатка пальца ягодка считается не живой и не вписывается в Петриковский орнамент.

Чтобы научиться рисовать в технике Петриковской росписи предлагаем вашему вниманию мастер-класс для детей по изготовлению панно с цветами, из которого вы узнаете, как рисовать орнамент в этой красивой и яркой технике. Эти уроки могут быть актуальны не только для детей, но и для начинающих художников.

Необходимые материалы и инструменты:

  • Лист плотной бумаги формата А4;
  • Простой карандаш;
  • Кисти разных размеров;
  • Стакан для воды;
  • Фарфоровая чашечка;
  • Акварельные краски;
  • Палитра или плоское блюдце.

Этапы выполнения работы.

Для начала необходимо выполнить эскиз орнамента, который собираемся расписывать. Мастера Петриковской росписи рисуют свои узоры сразу и никогда не используют предварительные наброски, так как схемы росписи, устоявшиеся и отработанные до мелочей, но так как наш МК рассчитан для начинающих художников, мы воспользуемся предварительным эскизом.

С помощью пальцев и красной краски рисуем ягодки разного размера.

Приступаем к рисованию цветов, для этого используем различные элементы росписи. Первый цветок рисуем с помощью элемента «зернышко», он похож на луковички, только кисть мы не поворачиваем при его выполнении, благодаря чему мазок имеет форму капли воды.

Для изображения второго цветка снова воспользуемся пальцами – начинаем рисовать сверху, плотно прижимая палец к бумаге и плавно спускаем его, постепенно ослабляя нажим. Благодаря такой манипуляции цвет краски сверху ярче, а снизу слабее.

Третий цветок выполняем с помощью элемента «изогнутое зернышко», или «луковички», или «цибульки».

На этом этапе прорисовываем листики, для этого используем переходный мазок, набирая на кисть краску светлого тона и обмакивая ее кончик в более темную краску, вплоть до черного. Середину листика просто закрашиваем светлым тоном.

Теперь необходимо закрасить серединки цветов, дорисовать стебельки, мелкие трехлепестковые цветочки (с помощью элементов «зернышко» и «изогнутое зернышко») и соединяем отдельные детали орнамента с помощью «петушинок» — тоненьких линий, которые объединяют отдельные цветы и листики в единый букет.

Простой, но в тоже время оригинальный и яркий рисунок в стиле Петриковской росписи готов, осталось поместить его в рамку и найти подходящее место, откуда бы он смог радовать глаз.

Вот еще несколько фото с идеями орнаментов в Петриковской технике – они достаточно просты в исполнении и под силу даже начинающим художникам, которые только начинают осваивать эту удивительную технику росписи.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем вам посмотреть несколько видео сюжетов на тему способов выполнения основных деталей», в которых вы наглядно увидите, как прорисовываются отдельные элементы и объединяются в единый орнамент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *