Пластика из бумаги

  • автор:

Содержание

Бумага – это удивительный материал, иногда при виде некоторых поделок с трудом можно представить, как такую красоту делают из довольно хрупких листов. В последнее время она пользуется большим спросом у рукодельниц благодаря своей доступности и разнообразным техникам. Каждый может найти для себя увлекательный вид творчества по душе. Сегодня редакция Homius проведёт несколько мастер-классов по бумагопластике, наши схемы и пошаговые описания помогут без труда освоить новый вид искусства.

Бумагопластика в технике киригами
ФОТО: liveinternet.ru

Бумагопластика – что это такое

Под одним словом бумагопластика скрывается создание удивительных предметов сделанных на основе главного свойства материала запоминать форму. Благодаря пластичности можно изготавливать объёмные композиции и трёхмерные скульптуры. Это далеко не новый вид творчества, но только к концу XX столетия бумагопластику признали отдельным направлением искусства.

Из бумаги можно создавать уникальные интерьерные украшения
ФОТО: septemberstudios.vn

Список инструментов для работы с бумагой

Список инструментов для работы с бумагой довольно прост:

  • ножницы;
  • макетные ножи;
  • скальпели;
  • ПВА;
  • двусторонний и обычный скотч;
  • иглы;
  • угольники;
  • пинцеты;
  • кисти;
  • шило;
  • циркуль.

И это далеко не полный перечень инструментов, которые могут понадобиться в работе.

Макетный нож
ФОТО: lady-war.ruНабор для квиллинга
ФОТО: vishivashka.ruКоврик для творчества
ФОТО: startali.ru

Правила выбора бумаги

При выборе бумаги профессиональные мастера советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • текстура бумаги должна быть ровной, без дополнительных вкраплений и примесей;
  • её пластичность, при сгибании не должно оставаться никаких заломов;
  • оттенок должен быть ровным и однородным.

Важно! Самое главное, на что нужно обращать внимание при выборе бумаги – это на её качество. Поделки из второсортного материала будут выглядеть соответствующе.

Цвет должен быть устойчивым
ФОТО: gproxx.comДля определённых техник продаются уже готовые наборы
ФОТО: akvarel72.ru

Бумагопластика: мастер-классы по работе с бумагой в различных техниках

Многие общеобразовательные программы проводят дополнительные занятия по бумагопластике, названия которых зависят от изучения определённой техники. Остановимся подробнее на наиболее популярных видах и их особенностях.

Поделки методом бумагопластики своими руками в технике аппликации

Программа дополнительного образования предусматривает знакомство детей с аппликацией ещё в детском саду. Малыши самостоятельно начинают создавать открытки на разные темы и поделки с персонажами и предметами из цветной бумаги. Простая работа подразумевает вырезание элементов, создание образа и приклеивание деталей на рабочую поверхность. В нашей галерее можно выбрать схемы для бумагопластики для детей 6-7 лет.

Второй вид аппликации – отрывной, это более сложный вариант, в котором все элементы просто отрываются без использования ножниц. Рабочая программа в детском саду на кружке бумагопластики направлена на раскрытие творческого потенциала и развитие детской фантазии. Они потребуются для создания гармоничного рисунка, чтобы заполнить контур элементами и правильно подобрать цветную палитру.

ФОТО: livejournal.com

ФОТО: multiurok.ru

ФОТО: shalunishki.narod.ruФОТО: for-kidsandmum.ru

Аппликация из геометрических фигур в виде: транспорта и домиков, птичек и зверушек, насекомых; идеи для самых маленьких, аппликации для деток 3 лет, для детей 4-5 лет, для детей старшей группы детского сада, для учеников 1-2 класса, для учеников 3-4 класса — в нашей публикации.

Техника торцевания из бумаги для начинающих

Относительно новый вид бумагопастики – техника торцевания, картинки объёмной аппликации для начинающих представлены в нашей галерее. Она создаётся из скомканных листков или мелких элементов в виде косичек, жгутов, шариков, из которых формируется окончательная композиция.

ФОТО: izhevsk.ruФОТО: maam.ruФОТО: handmadebase.comФОТО: yandex.com

Более подробно с техникой можно познакомиться на видео:

Квиллинговые поделки для начинающих: схемы, цветы пошагово, какие инструменты и бумага подходят для квиллинга, базовые элементы, пошаговые мастер-классы и схемы для начинающих, особенности изготовления квиллинг-поделки из нитей — в нашей публикации.

Бумагопластика: пошаговая инструкция по изготовлению бумажной объёмной куклы в технике папье-маше

Для нашего мастер-класса по изготовлению своими руками ангелочка в технике папье-маше нам понадобятся:

  • акриловые краски и кисти;
  • фольга;
  • бумажная паста;
  • ПВА;
  • пассатижи, мастерок, шило;
  • тонкая проволока;
  • зубочистки и клеевой пистолет.

Приступаем к работе.

Иллюстрация Описание действия
Свернуть фольгу в виде конуса и скатать шарик. Шилом проделать в туловище и голове отверстия, капнуть немного клея и соединить детали при помощи зубочистки
Сделать бумажную пасту. Для неё нужно взять ПВА и постепенно вмешивать порванную однослойную бумагу, например, туалетную
Обмазать ангелочка бумажной пастой при помощи мастихина
Вкрутить в голову петельку из тонкой проволоки и зафиксировать горячим клеем
Вырезать крылышки ангелочка из картона, обмазать их ПВА и нанести тонким слоем бумажную пасту
Нанести кончиком мастихина фактуру пёрышек на крылышках
На голову нанести ПВА, затем толстым слоем бумажную основу, после чего ручкой сделать имитацию кудрей
Нанести ПВА на место ручек, покрыть массой и придать форму. Ладошки можно сделать из солёного теста и приклеить на место при помощи ПВА
На спинку нанести немного ПВА, теста и приклеить крылышки
После высыхания теста покрасить ангелочка акриловыми красками

Более подробно посмотреть все этапы работы можно на видео:

Бумагопластика: пошаговые схемы для мастеров в технике оригами

Самое главное в технике оригами – нельзя пользоваться ножницами. Поначалу кажется трудным понять хитросплетение пошаговых действий, но опытным мастерам достаточно только взглянуть на поделку, и они уже готовы сделать аналог за считанные минуты.

ФОТО: i-a-dmitrieva.comФОТО: myhouse777.ruФОТО: syl.ru

Киригами: бумажная архитектура

Техника киригами или бумажная архитектура ещё раз доказывает, что из бумаги можно создавать совершенно удивительные вещи. С её помощью удобно изображать как исторические объекты, так и объёмные экспонаты.

ФОТО: yandex.kzФОТО: pinterest.ruФОТО: yandex.kzФОТО: pinterest.fr

Посмотреть наглядно все этапы работы можно на видео:

Мастер-класс по изготовлению методом бумагопластики открытки в технике квиллинг

Мастер-класс по изготовлению открытки в технике квиллинг из фиолетовых и розовых полос.

Иллюстрация Описание действия
Склеить между собой 3 полосы и приклеить их на основу, сформировав объёмный завиток
Свернуть в рулетик одну сторону полосы и приклеить её к основе
Склеить 3 полоски между собой клеем-карандашом, затем термопистолетом приклеить к основе
Из полоски розового цвета сделать сердце, края склеить при помощи ПВА
Сделать несколько неплотных роллов разного размера и цвета при помощи зубочистки. Конец ленты зафиксировать на ПВА
Приклеить роллы внутри сердца при помощи ПВА
У нас получилась прекрасная открытка в технике квиллинг

Более подробно с техникой квиллинг можно ознакомиться на видео:

Что можно сделать из бархатной бумаги

Бархатная бумага считается более сложной для творчества, к ней ещё нужно приспособиться. Чаще всего её используют как фон, а также из неё делают аппликации, закладки для книг или небольшие фигурки для декоративной композиции.

ФОТО: shadelynx.ruФОТО: kolobok-kolobok.ruФОТО: kladraz.ru

Поделки из мокрой бумаги

Необыкновенно красивые поделки можно делать как из сухой, так и мокрой бумаги. Такую технику ещё называют мокрое оригами. Материал становится более эластичным и гибким. Работать с ним одно удовольствие.

Иллюстрация Описание действия
Разрезать бумагу на полосы шириной 3 см и согнуть их вдоль пополам. На 1 цветок понадобится 5 полос по 30 см
Полосы опустить в воду, чтобы они хорошо намокли
Каждую полосу смазать ПВА
Начинаем сворачивать: верхний правый угол загнуть, а нижний – завернуть
Сворачивать полосу, периодически перекручивая её на 180º. Конец подклеить ПВА
Следующую вымоченную и промазанную ПВА полосу приклеить к основе и продолжать накручивать розочку
Аналогичным образом приклеить весь материал. Основание промазать ПВА для прочности
Смочить местами розочку водой при помощи кисточки и капнуть в них акварельные краски
Смазать розочку ПВА с добавлением блёсток

Поближе познакомиться с мастер-классом можно на следующем видео:

Идеи техники бумажной пластики для детей дошкольного и школьного возраста

Дополнительная программа «Чудеса бумагопластики» развивает творческие способности каждого ребёнка, а также конструктивное мышление, память и художественный вкус. Поэтому она включена в программу обучения в детских садиках и школах. Воспитатели и учителя разрабатывают план-конспект по внеурочке, в том числе и для 4 класса, и пошагово знакомят ребятишек с основами и техниками бумагопластики.

1 из 10 ФОТО: yandex.uz ФОТО: yandex.ru ФОТО: candy-partner.net ФОТО: kaz.docdat.com ФОТО: yandex.com ФОТО: iveinternet.ru ФОТО: id.pinterest.com ФОТО: otdelestetikibyta.blogspot.com ФОТО: livejournal.com ФОТО: yandex.by

Как видите, бумагопластика – это прекрасный вариант для развития творческих способностей у каждого ребёнка. Начиная с простых аппликаций, в скором времени дети смогут своими руками создавать уникальные куклы-говорилки, а также поделки в технике киригами и квиллинг.

Поделитесь в комментариях, знакома ли вашим детям бумагопластика? Какую технику они уже освоили?

Напоследок предлагаем посмотреть простой мастер-класс по изготовлению объёмной композиции в технике оригами.

Бумагопластика. Осваиваем техника бумажной пластики с детьми

Искусству моделирования из цветной и обычной бумаги не просто аппликаций, а объёмных композиций, посвящены полезные публикации этого тематического раздела.

В оазделе Вы найдёте немало примеров того, как из простого и привычного природного материала умелые руки творят поражающие воображение, сказочные композиции. Не затратив много времени, Вы сможете взять для применения в работе готовые решения для детских творческих занятий. Бумагопластика хороша тем, что для неё требуется минимум материалов и инструмента, и это никак не сказывается на эстетической ценности поделок.

Совершенствуйтесь в тонком искусстве бумагопластики вместе с МААМ!

Содержится в разделах:

  • Поделки из бумаги

Показаны публикации 1-10 из 189.
Все разделы | Бумагопластика. Осваиваем техника бумажной пластики с детьми

Новое

Аппликация в технике бумагопластики из салфеток «Мимоза для мамы» МБДОУ «Мокрушенский детский сад» старшая группа «Капитошки» Воспитатель Рябцева О.В. Аппликация в технике бумагопластики в основе которой лежит создание полуобъемных (рельефных) изделий из салфеток. «Мимоза для мамы» С днём 8 Марта! С праздником весенним! Льётся пусть повсюду…

Мастер-класс по бумагопластике «Чудесные цветы» Здравствуйте уважаемые коллеги и друзья ! Я поприветствую вас открытой, доброй улыбкой, ведь сегодня первый день весны! Тема моего мастер – класса «Чудесные цветы» Цель: передача опыта изготовления цветов нетрадиционными техниками аппликации своим коллегам. Задачи: дать…

Бумагопластика. Осваиваем техника бумажной пластики с детьми — Виды бумагопластики и их характеристики

Публикация «Виды бумагопластики и их…» Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства.Работы создаются из отдельных…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект НОД с элементами бумагопластики «Путешествие по сказке» в старшей группе Конспект НОД области «Коммуникация» с элементами бумагопластики «Путешествие по сказке» в старшей группе. Задачи обучающие: — углублять, расширять и закреплять знание сказок, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки; — упражнять в применении произведений устного…

Педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников посредством бумагопластики» Мой педагогический опыт Введение. Тема опыта «Развитие творческих способностей дошкольников посредством бумагопластики» Сведения об авторе: Актуальность. Творчество в широком смысле -это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным…

Коллективная работа по аппликации в технике бумагопластика «Конфетки для Слоненка» с детьми 3–4 лет Аппликация в технике бумагопластика. «Конфетки для Слоненка» Не сложная декоративная аппликация на основе четырехугольника(квадрата, это то что надо в этом возрасте. Для маленьких ручек, не так то просто складывать бумагу по полам. Ох, какая же она не послушная, это не в…

Бумагопластика. Осваиваем техника бумажной пластики с детьми — Аппликация из мятой бумаги. Бумагопластика «Тихо ночь ложится на вершины гор»

Статья «Аппликация из мятой бумаги. Бумагопластика «Тихо ночь ложится на…» В преддверии волшебного новогоднего праздника, мы с ребятами поэкспериментировать с бумагой. Задачи занятия: учить детей создавать пейзажную композицию в технике бумажной пластики. Расширить возможности применения обрывной бумаги для передачи выразительности образа. Развивать…

Мастер-класс в технике «бумагопластика». Аппликация «Зимушка-зима» Эта разновидность бумагопластики доступна детям и интересна взрослым. Суть техники в том, что создается элемент декора при помощи изготовления жгутика. Жгутик получается способом скручивания мягких видов бумаги. Для этой техники лучше использовать салфетки, но также можно…

Мастер-класс по бумагопластике для детей старшей группы «Разноцветные цветочки» Для работы вам потребуется: цветная бумага для принтера розового, бледно-розового, голубого, и жёлтого цветов, картон зелёного цвета, клей, ножницы. 1.Нарезаем лепестки, пять больших и пять поменьше (десять на каждый цветок) 2. Из зелёного картона вырезаем чашечку так, чтобы…

Мастер-класс по бумагопластике «Новогодний подсвечник» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию простой по исполнению атрибут новогоднего настроения. Это новогодний подсвечник. Подсвечник выполнен в технике бумагопластика и для выполнения этого атрибута требуется совсем немного времени, минут 15. Для…

Страницы: 2 3 4 … 19

Поделки своими руками в технике бумагопластики

Дети любят весело проводить время, а родителям хочется, чтобы оно было потрачено ещё и с пользой. Они стараются совместить развлечения с освоением чего-нибудь нового и полезного. И порой на помощь приходят самые простые материалы. Есть целое направление в декоративном творчестве — бумагопластика. Созданные совместно поделки не только сближают, но и помогают детям получать неоценимый опыт в освоении нужных трудовых навыков.

Моделирование из бумаги

Белый лист ватмана с давних пор манит творческих людей своей притягательностью. Причём не только художников, но и писателей, композиторов, архитекторов и даже скульпторов. Удивительная пластичность этого материала давно служит вдохновением для многих мастеров объёмного творчества.

Само название декоративно-прикладного вида искусства «бумагопластика» подразумевает применение способности этого материала к фантастической трансформации в художественных целях. Существует несколько популярных приёмов работы с ним, которые позволяют превратить простую бумажку в удивительное произведение. Вот основные из них:

  • Биговка и фальцовка. Продавливание, сгибание, выпрямление — все эти манипуляции позволяют делать с бумагой удивительные превращения. В Японии такая техника достигла невиданного мастерства в искусстве оригами.
  • Высечка и вырубка. Это не что иное, как вырезание разных форм из податливого материала, а также использование прорезей для придания дополнительных декоративных украшений. Эти два приёма в сочетании друг с другом предоставляют неограниченные возможности для полёта фантазии.
  • Склеивание. Бумага легко и прочно склеивается, поэтому многие мастера активно применяют его для изваяния неповторимых шедевров из простых бумажных обрывков.

Используя разные техники работы с бумажным материалом, некоторые умельцы поставили на поток изготовление поделок своими руками и успешно зарабатывают на этом деньги. Кто-то делает новогодние игрушки, а кто-то изделия и посерьёзнее.

Всевозможные композиции

Во многом пластика поделки из бумаги зависит от фантазии автора, потому что воплотить задуманное намного проще, чем придумать. Благодаря своей способности легко менять форму, бумага может быть не хуже глины или пластилина в осуществлении объёмных проектов.

Большинство родителей пробовали со своими детьми делать простые открытки, вырезая из картона фигурки разного цвета. Открытки и аппликации — это далеко не всё, что можно сделать из бумажных листов. Вот только самые популярные виды работ из такого обычного для нас материала:

  • Декоративные панно. От маленьких объёмных иллюстраций к любимым книжкам до огромных картин. Настоящие художники, применяя разные техники бумагопластики, своими руками поделки доводят до такого уровня совершенства, что бывает трудно поверить, что всё это сделано из простого бумажного листа.
  • Бумажные фигуры. Говоря проще, скульптуры из бумаги. Это могут быть фигурки животных и людей, макеты сказочных замков и всевозможных предметов. Опять же, фантазия некоторых авторов поражает своими масштабами.
  • Сувениры, украшения. Этот раздел наиболее востребован, ведь сделать из бумаги пластику легко даже ребёнку, а эффект красоты и оригинальности изделия иногда превышает впечатление от самых изысканных подарков.
  • Бумажные цветы. Особняком в бумагопластике стоят цветы. Конечно, натуральные растения трудно заменить на искусственные, но букет из бумажного листа не завянет и через много лет, в отличие от настоящего. Поэтому умение делать красивые цветочки из бумаги и картона раскрасит жизнь яркими красками.

Это далеко не всё, что может создать из бумаги талантливый мастер. Но даже копируя чужие работы, родители и дети могут получить большое удовольствие от совместного труда и конечного результата.

Простейшие изделия

Вдоволь наслушавшись и насмотревшись мастер-классов о том, как творить из бумаги, начинающему умельцу не терпится взяться за дело. Для этого можно воспользоваться одной из поэтапных схем создания простейших поделок.

Бабочка из бумаги

Не секрет, что бумага легко мнётся и сохранить её гладкой при работе с маленьким ребёнком очень непросто. Поэтому многие родители начинают с поделок из мятой бумаги. Для детей мять податливый материал — одно удовольствие. Используя эту увлечённость, можно смастерить красивую бабочку. Делают это так:

  1. На листе картона рисуют контур будущей бабочки.
  2. Берут туалетную бумагу двух разных цветов или салфетки.
  3. Из бумаги делают мятые комочки, которые равномерно клеят на картон, заполняя нарисованный контур.
  4. Дают просохнуть и вырезают готовую бабочку.

Формы и цвета для этого изделия могут быть самые невероятные, поэтому увлечь ребёнка можно надолго. Лишь бы туалетной бумаги и клея хватило.

Красивые бусы

Если юный джентльмен хочет порадовать свою подружку необычным подарком, тут могут прийти на помощь украшения из бумаги. Сделать бусы из глянцевого журнала не составит труда даже малышу, если ему поможет мама или папа. Схема изготовления такая:

  1. Порезать обложку журнала на полоски. С одного края они должны быть около 2 см, а с другого — около 1,5 см.
  2. Накрутить полоску на зубочистку, начав с широкого края.
  3. Склеить получившийся элемент и дать ему просохнуть.
  4. Скатать фольгу из конфет в маленькие шарики.
  5. Надеть на иголку с нитью получившиеся трубочки и шарики.
  6. Снять иглу и завязать нитку.

Так, потратив немного времени и сил, можно создать прекрасное украшение для маленьких модниц.

Поляна ромашек

Цветы из бумаги — пожалуй, самое простое, что можно сделать. Обычно освоение бумагопластики начинается именно с них. К примеру, схема изготовления ромашек:

  1. Из белого листа бумаги нарезают полоски 15 см в длину и около 1 см в ширину.
  2. Склеивают края каждой полоски между собой — так получаются лепестки.
  3. Вырезают белый кружок диаметром 7 см и желтый диаметром 7, 5 см.
  4. Делают надрезы на жёлтом кружке по всему краю около 0,5 см.
  5. Лепестки приклеивают равномерно по окружности белого кружочка.
  6. Сверху в белый кружок приклеивают жёлтый кружочек.

Изготовление одного цветка занимает немного времени. Посидев чуть дольше, терпеливый и упорный мастер сможет создать целую поляну белых ромашек.

Вооружившись ножницами и клеем, малыши и их родители смогут легко освоить сказочное искусство и очень скоро станут творить из бумаги замечательные произведения, радующие своей красотой родных и близких.

Консультация «О технике «бумагопластика»

Любовь Федотова
Консультация «О технике «бумагопластика»

Изучив большое количество литературы по теме: «Техника «бумагопластика», получилась консультация, которую я и предлагаю Вам — коллеги.

Бумага и картон — самые привычные материалы. А какие поделки из них можно сделать! Поэтому бумага стала популярным материалом в декоративно – прикладном искусстве.

«Бумагопластика». само название техники говорит о том, что работа в ней основывается на одном из свойств бумаги — способности «запоминать форму» или пластичности. Что же такое «бумагопластика»?

«Бумагопластика» – техника создания полуобъемных (рельефных) и объемных изделий из бумаги. История «бумагопластики» связана с возникновением бумаги. Она стала не только основной для писем, книг, но и благодаря своим свойствам: пластичности, послушности, возможности сохранять заданную форму, оказалась превосходным материалом для творчества.

Мы говорим о значении «бумагопластики» на развитие детей. Общение с бумагой существенно влияет на общее развитие ребенка. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находиться на кончиках пальцев». Любая работа с бумагой: складывание, вырезание – дает возможность проявить свою индивидуальность; развивает творческое мышление, воображение, мелкую и крупную моторику; помогает приобщиться к миру прекрасного; помогает приобретать навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Ребенок знакомится с «бумагопластикой» еще в 2 – 3 года – это занятия аппликацией.

Таким образом, можно говорить, что все работы, связанные с изменением формы листа бумаги – это уже техника «бумагопластика».

Поэтому видами работ в технике «бумагопластика» являются (начнем самых простых и доступных форм для детей):

1. Простая аппликация

(от лат. «прикладывание») – наклеивание готовых деталей из цветной бумаги на плотную основу – картон (это для детей раннего возраста; для более старших детей – процесс вырезания деталей – самостоятельная работа).

2. Обрывная аппликация или бумажная мозаика

— это процесс заполнения контура рисунка. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, на котором нарисован контур рисунка, который необходимо заполнить кусочками цветной бумаги. При этом цветная бумага разрывается руками.

3. Объемная аппликация

– сминание целого листа бумаги или части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием по контуру рисунка, нанесенного на картон. При этом края бумаги подворачиваются внутрь. Для дошкольников удобно пользоваться цветными салфетками. При определенной практике — в ход идет цветная бумага. Объемную аппликацию часто называют просто «бумагопластикой».

Разновидностью объемной аппликации являются:

— скручивания салфеток в жгуты и выкладывание рисунка;

— скатывание шариков из салфеток и выкладывание рисунка.

Любой вид аппликации связан с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Этот вид аппликации наиболее любим детьми.

4. Торцевание

– выполняется так: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают клеем ПВА на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

Торцевание бывает:

— контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);

— плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);

— объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;

— многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

5. Папье-маше

(с фр. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги клеящим веществом (как правило – ПВА). Из папье-маше изготавливают муляжи, маски, игрушки. Со старшими дошкольниками легко делать простые формы (мисочки, блюдца, бокальчики). Работа идет в два этапа:

1. непосредственно изготовление формы из папье – маше;

2. раскрашивание высохшей формы.

Выполняя поделки в этой технике, дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления.

6. Оригами

(с японского «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Традиционным, классическим способом считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания бумаги. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения — это и есть техника выполнения оригами. Это — игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Для изготовления сложных фигур оригами используют базовые элементы: квадрат, треугольник, книжка, дверь, блин, рыба, лягушка, птица и др. С их помощью можно создавать более сложные фигуры. В последнее время разновидность модульное оригами выделяют в отдельный вид. Поэтому и мы будем придерживаться этого.

7. Модульное оригами

— одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Эта разновидность работ в технике «бумагопластики» для дошкольников сложновата, поэтому выполняются очень простые формы (например: «Рождественский венок» — работа, выполненная с детьми старшего дошкольного возраста на занятии, образец и мастер – класс можно увидеть у меня в блоге).

8. Киригами

(с японского – «резать бумагу») — разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, получаем из обычного листа бумаги различные фигуры и образы. Примером промтого «киригами» являются снежинки. В дополнение к снежинкам можно вырезать различные цветы, паутинки и другие элементы декоративного оформления.

9. Квиллинг

(«птичье перо») — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В России искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение. Технику квиллинга со старшими дошкольниками можно применять для изготовления объёмных открыток, создания декоративных панно. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы, которым затем дают немного развернуться и придают форму.

10. Айрис фолдинг

(«радужное складывание») — рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом на айрис — шаблон, создают интересный эффект закручивающейся спирали. Для работы с дошкольниками используется крайне редко.

11. Бумажная скульптура

— это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Это новый современный вид искусства – «бумагопластика» (появился к концу 20 – го столетия). В основе техники лежат приемы: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка. В настоящее время широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях. В работе с дошкольниками эта техника из – за сложности не применяется.

Закончить хочется словами Канта:

«Рука — это вышедший наружу мозг человека».

Статья получилась большая, поэтому образцы работ придется показать в продолжении.

Виды бумагопластики и их характеристика

Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства.Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.

Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды бумагопластики широко используются воспитателями по ручному труду. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Оригами — японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел; это игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике, дополнительном образовании. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой детям необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса дошкольников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению. Язык оригами обладает четкой ритмической организованностью. Наличие единого модуля и модульной сетки обусловливает чистоту отношений малых и крупных элементов. Привлекает яркое знаковое начало. Восхищает то, с какой остротой и выразительностью реализованы принципы традиционного для Японии формирования эстетического пространства. Помимо визуальной выразительности, которая достигается благодаря лаконичности, внутренней организованности и выдержанности в едином ключе всех элементов пластического языка, современных дизайнеров привлекает также прочное конструктивное начало, свойственное оригами. В оригами формообразовательные возможности бумаги используются самым естественным образом.

Модульное оригами. Это новое модное направление искусства создания бумажных фигурок. Поделки модульного оригами выполняются из нескольких частей — модулей, которые могут сложить даже дети средней группы. Движение рук — и модули превращаются в зверей, птиц, корабли и даже рыцарские замки. Для поделок подходят даже листы из старых журналов.

Квиллинг. В России искусство квиллинга считается корейским и известно, как бумагокручение. Однако истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века, а, по некоторым сведениям, даже к ранним цивилизациям Ближнего Востока и Древнего Египта, где оно эволюционировало из других видов филиграни. К сожалению, точно проследить историю квиллинга невозможно по той простой причине, что бумага — материал очень недолговечный.

Ещё в XVI веке итальянские и французские монахи и монахини украшали бумажной филигранью иконы и панно на религиозные темы, обложки религиозных книг и предметы культа, например, ковчеги для хранения реликвий. Позолоченными и посеребрёнными полосками бумаги успешно заменяли настоящие золото и серебро в бедных церквях. В XVII и XVIII веках бумагокручением увлеклись в среде благородных дам. Квиллинг был одним из немногих видов рукоделия, которыми представительницы знати могли заниматься, не роняя своего достоинства. Дамы украшали орнаментом из кручёных бумажных полосок коробочки и ящички, корзинки, чайницы, родовые гербы. В Викторианскую эпоху (1837-1901) женщины высших классов среди прочего проводили своё свободное время за занятиями бумажной филигранью, схемы по квиллингу даже печатались в женских журналах того времени. С первыми поселенцами из Европы искусство квиллинга попало в Америку, где оно особенно любимо.

Своё имя квиллинг получил от английского слова quill — перо. Предположительно именно на кончик пера накручивали бумажные полоски первые мастера квиллинга. Интересную мысль высказывает Paula Bauer в своём исследовании по истории квиллинга: она считает, что в Америке полоски наматывались на иглы дикобраза (также quill по-английски), которые широко применялись индейцами в местных ремёслах. И именно иглы дикобраза дали название этому виду рукоделия, а не птичьи перья, которые представляют собой гораздо менее удобный инструмент для квиллинга из-за своей толщины. Естественно, на протяжении веков в мире квиллинга происходили изменения: менялись техники, стили, материалы, инструменты и популярность этого вида рукоделия. Давно уже квиллинг перестал быть достоянием исключительно женщинам из «высших классов». Появился трёхмерный квиллинг. К началу XXI века бумажная филигрань стала полноценным искусством и произведения, выполненные в этой технике, украшают галереи Европы и США. В современной Азии (Япония, Корея) семена квиллинга упали на благодатную почву древнейших местных традиций филигранного мастерства, в том числе и с использованием бумаги в качестве основного материала (достаточно вспомнить оригами). Нужно, правда, отметить, что согласно некоторым гипотезам, искусство бумагокручения на Дальнем Востоке существовало задолго до того, как оно появилось в Европе.

Технику квиллинга (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань) применяют для изготовления объёмных открыток, украшения предметов, создания декоративных панно и даже объёмных скульптур. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы), которым затем дают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способы изготовления элементов. Квиллинг часто комбинируют с другими техниками, например, используют в скрапбукинге. В технике квиллинга делают открытки, панно, с его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки для фотографий и т.п.), из полосок бумаги также изготавливают ажурную и оригинальную бижутерию.

Бумагокручение — очень кропотливое занятие, оно требует точности и терпения, аккуратности, но в то же время успокаивает. Необходимо отметить, что в последнее время появилось новое направление в квиллинге — квиллинг трёхмерный, или объёмный. Основные принципы техники бумагокручения для него остаются теми же, но трёхмерный квиллинг имеет свои особенности. Несмотря на то, что в квиллинге используется достаточно ограниченный набор базовых форм, их названия часто могут сильно различаться в зависимости от географии или школы квиллинга. Начальные заготовки по виду делят на плотные и свободные спирали (кольца, рулоны), открытые и закрытые спирали, а также обычные спирали и спирали со сдвинутым центром (эксцентричные).

Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоски. Самые распространённые — шириной 1/8 дюйма (3 мм) и 3/8 дюйма (9 мм), но используются также полоски и ленты другой ширины, в соответствии с замыслом мастера. Полоски можно нарезать самостоятельно или купить готовые, в наборах.

Специальная бумага имеет особый состав и по плотности идеально подходит для квиллинга, но она далеко не везде доступна в магазинах. Большинство промышленно выпускаемых полосок имеют длину 12 или 24 дюйма (соответственно 30 и 60 см). От таких полосок отрезаются куски нужной длины, в зависимости от размера элемента, который необходимо сделать. Иногда наоборот несколько лент склеивают, чтобы получить полоску большей длины или полоску, в которой скомбинированы несколько цветов.

Бумага для квиллинга должна быть окрашена в массе, чтобы срез был такого же цвета, как и плоскость, хотя иногда срез специально имеет другой цвет. Выпускаются полоски для квиллинга самых разных цветов и оттенков, блестящие, перламутровые, градиентные полоски, а также полоски с двойным тонированием, у которых одна сторона светлее, чем другая

Торцевание — это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от выполняемого изделия. Вырезанные квадратики с помощью клея или зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции. Материалом для выполнения таких работ служит цветная бумага, а также цветная гофрированная бумага.

Дети с большим интересом занимаются в этой технике. Но, кроме того, что выполняются мозаичные плоские изображения, в этой технике можно создать и объемные скульптурные формы.

Для торцевания используются самые разнообразные материалы и приспособления. Если идет процесс создания объемной композиции, то здесь используется и пластилин, так как именно в него с помощью зубочистки или палочки вставляются кусочки бумаги, свернутые вокруг нее.

По цветовому колориту работы, выполненные с помощью торцевания, выглядят очень нарядно, ярко и красиво. Все это достигается не только с помощью оригинальной техники, но и за счет гофрированной бумаги, которая имеет самые разнообразные цветовые решения.

Бумажная пластика — изготовление объёмных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.

Работу в технике оригами и бумажной пластики лучше всего предлагать детям старшей и подготовительной групп. Для выполнения данного вида работы дети должны уже обладать достаточным опытом: уметь вырезать, клеить, работать ножницами, закручивая края бумажных полосок для получения эффекта воздушности и т.д.

Рваная бумага — чаще всего газеты, которые ребёнок сминает, рвёт, бросает, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действия его руки. Новые формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу.

Мятая бумага. Сначала желательно использовать мягкие сорта бумаги (папиросную, салфетки), а потом более жесткие. Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определённые предметы. Например, тонкой папиросной бумаге можно придать форму цветка и наклеить его на основу — корзиночку или собрать из цветов яркий букет. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек. Сгибание бумаги сводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно по указанию взрослого.

Плетение — один из наиболее интересных видов художественного творчества, любимых детьми и взрослыми. Для плетения можно использовать разнообразную по качеству бумаг, учитывая три её свойства — гибкость, прочность и толщину. Предложенные задания, как показывает опыт, посильны старшим дошкольникам и призваны оказывать помощь в самостоятельной работе над созданием игрушки, украшения, сувенира. Полоски, размещённые блоками в виде разнообразных фигурок. Соединяя фигурки плетением, можно получить различные изображения, а затем дополнить их аппликацией, выполненной в одной из нетрадиционных техник (из ваты, пуха, скорлупы, крупы и т.п.). Нельзя забывать о цвете полосок: он играет в оформлении работы важную роль.

Мозаика — изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Эскизы мозаики желательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. Бумагу соответствующего тона подготавливают к наклеиванию резанием или обрывом. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги. Сделать это можно, наколов кусочки бумаги на большую иглу, или с помощью пинцета.

Мозаика может быть контурной, т.е. кусочки наклеивают по краю изображения, или сплошной, когда заклеивают внутреннюю часть изображения. Мозаику делают с просветами и без них. Мозаика, как и обычная аппликация, бывает предметной, сюжетной, декоративной. Последнюю можно выполнять на различных геометрических формах: полосе, квадрате, круге и т.д. Мозаику можно использовать для оформления плоскостных, полуобъёмных и объёмных поделок, для оформления поздравительных открыток, закладок для книг, сувениров.

Обрывание. От листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Скатывание бумаги. Сминают в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывают из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Тычкование. Тупой конец карандаша ставится в середину квадратика из бумаги и заворачивается вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, опускают его в клей. Затем приклеивают квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивают карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объём пространства листа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *