Плетение из соломы

  • автор:

Плетение из соломки: виды, техники, подробный мастер-класс с фото

Плетение из соломки – старинный вид народного промысла, получивший широкое распространение на Руси. Из нее изготавливали предметы быта, обувь, игрушки и многое другое. В качестве сырья использовались стебли ржи, ячменя, овса и пшеницы. В сухом виде солома очень ломкая, но после распаривания она приобретает пластичность и мягкость, а высыхая, становится жесткой и сохраняет форму изделия.

Об этом рукоделии написано много книг. Плетению из соломки уделили внимание такие авторы, как О. Лобачевская, А. Гриб, собрав в своих изданиях множество авторских схем. В статье рассмотрим техники рукоделия для начинающих.

Подготовка материала

Для плетения из соломки (мастер-класс будет представлен ниже) лучше всего подходит ржаной стебель. Из всех хлебных злаков он отличается наибольшей длиной и прочностью. При замачивании стебли ржи приобретают мягкость и пластичность. Другие виды соломки также пригодны для плетения, но имеют свои особенности. Например, пшеничный стебель намного толще, жестче и короче, но имеет свой характерный золотистый отлив.

Заготавливают материал для плетения изделий из соломки в конце июля – первой половине августа, когда колоски начинают созревать. Срез стебля делается под корень. Если заготовка сырая и зеленая, она начнет гнить и чернеть. Чтобы избежать этого, ее нужно тщательно просушивать.

Делают это, расстелив стебли слоем средней толщины на ровной горизонтальной поверхности. Время от времени их переворачивают для улучшения качества сушки. Зеленые стебли, выдержанные в тени, превосходно сохраняют цвет. Соломка, высушенная под солнцем, немного выгорает и приобретает насыщенный золотистый оттенок.

После начальной подготовки стебли очищают от ненужных листьев. Делают это следующим образом. Стебель разрезается на отрезки в местах узлов. Причем, срезая коленце, одновременно удаляют лист, соединенный с ним. После завершения этой процедуры переходят к сортировке по длине и толщине. Отобранную, очищенную и просушенную соломку укладывают в коробки. В таком виде она может храниться несколько лет, не утрачивая своих внешних качеств и пластичных свойств.

Для плетения из соломки (фото работы представлены в статье) желательно использовать три верхних, самых тонких колена, толщина которых равномерно распределена по всей длине. Перед началом работы солому замачивают либо запаривают кипятком. Отбирается приблизительное количество стеблей, необходимых для творчества, и погружается в таз с водой или другую емкость соответствующего размера. Если сырье заготовлено совсем недавно, достаточно замочить стебли на 30 мин в прохладной воде. Старую солому заливают горячей жидкостью и прижимают прессом. В таком виде материал выдерживается до тех пор, пока не станет гибким. Однако стоит помнить, что если оставить соломку в воде надолго, она начнет чернеть.

Затем еще влажный материал оборачивают слегка мокрой тканью или полиэтиленовой пленкой, чтобы он оставался влажным в процессе плетения. Излишки можно просушить и использовать в дальнейшем.

Далее в статье рассмотрим техники плетения из соломки. Они не очень сложные, но требуют внимательности и усидчивости.

Прямое плетение

Выделяют несколько основных техник работы с соломкой. Каждая из них позволяет на выходе получить своеобразный рисунок и подходит для изготовления того или иного предмета. Перед тем, как приступить к работе непосредственно со стеблями, можно применить плетение из бумажной соломки. Это будет отличной наглядной тренировкой, особенно для новичков.

Прямое плетение напоминает процесс ткачества полотна на станке. Для выполнения данной техники необходимы плоские распластанные стебли соломы. Для этого вымоченный толстый стебель проглаживают тупой стороной ножа либо иголкой, надавливая и распрямляя на твердой поверхности с лицевой и изнаночной стороны. Манипуляцию продолжают до тех пор, пока соломка не станет плоской.

Эта простая техника подойдет для плетения из соломки начинающим постигать это рукоделие. Процесс осуществляется по схеме в следующей последовательности:

  1. Сначала выкладывают необходимое количество лент из соломы (оно определено схемой плетенки).
  2. По вертикали их начала склеивают либо прижимают прессом.
  3. Затем с конца через одну приподнимают четные соломинки и в горизонтальном направлении продевают между ними стебель.
  4. После этого действия повторяют, но уже с нечетно расположенными по вертикали полосками. Укладывают следующий горизонтальный стебель.
  5. Таким способом плетение продолжают по всей длине соломки.
  6. Затем полоски плотнее подгоняют друг к другу и сушат под прессом.

Если плетение выполняется под углом, соломинки укладываются не через одну, а уже через пару вертикальных стеблей. В каждом ряду полоски немного сдвигают в одну или другую сторону на один элемент.

Спиральное плетение

Это немного более сложная работа, чем предыдущая, но вполне выполнимая даже для новичка. Основу техники этого вида плетения из соломки составляет жгут. В процессе изготовления предмета формируется объем и форма. Жгут при этом укладывается по спирали. Благодаря этому на каждом витке есть возможность наращивания высоты либо уменьшения размеров изделия. Используя технику спирального плетения, изготавливают предметы округлой или шарообразной формы или аналогичным основанием.

Из влажных стеблей формируют пучок определенной толщины. Его конец обматывают лентой или ниткой, сгибают на два сантиметра и стягивают. Затем пучок обматывают еще раз, образуя первый спиральный виток. Так повторяют трижды и выкладывают вторую петлю. Одновременно каждый виток соединяют между собой нитью и связывают с помощью иглы.

Затем нитку протягивают через первую петлю, таким способом внешний виток соединяется с внутренним. Для создания плотного плетения при каждой следующей перетяжке нить натягивают как можно туже. Далее изделие наращивают и продолжают укладывать по спирали, последовательно перетягивая петли.

Толщина жгута, в первую очередь, зависит от размеров изготавливаемого предмета. Для крупных вещей используют длинные стебли, а для изделий меньшего размера предварительно отсортированные нарезки соломок.

Объемное плетение

Это более сложная техника по сравнению с ранее описанными методами. Плетенки, выполненные в объеме, используются как шнуры, декоративные элементы или детали для сборки цельной композиции. В зависимости от окончательной формы изделия, во время плетения из соломки может использоваться жесткий каркас из проволоки, прутьев и прочих материалов.

Одним из простейших вариантов такой работы считается двойная косичка. Плетут ее из одного стебля, который в процессе сгибается под углом 45°. Линия излома немного смещается в сторону, тогда одна половина будет длиннее и наращивать соломинки будет проще. Концы косички в результате будут находиться под прямым углом друг к другу.

Сначала сгибают левую часть под прямым углом, а за ней правую. Конец, оказавшийся снизу, перекидывают сверху вниз, после этого берут другой и под прямым углом сгибают слева направо. Таким способом действия повторяют до изготовления косички нужной длины.

Плетение схемы из двух стеблей выполняется против часовой стрелки. Изделие должно быть плотным, равномерным, с треугольником в сечении. После завершения плетения косичку растягивают наподобие гармошки, тогда она приобретет вид спирали.

Плоские косички

Используя данную технику плетения из соломки, можно создать прочные ленты. Из них впоследствии изготавливают разные предметы: декоративные панно, шляпы, аксессуары и даже соломенные скульптуры. Если в процессе плетения длины стебля не хватило, его удлиняют одним из трех способов:

  1. В срез соломинки вставляется другой, более тонкий или толстый стебель.
  2. На расстоянии два сантиметра от конца соломины на нее накладывается новый элемент и продолжается плетение.
  3. Конец стебля расщепляют другой соломинкой.

Для того чтобы получить четкий и равномерный рисунок, необходимо придерживаться следующих инструкций:

  1. Для плетения косичек необходимо выбирать соломинки одинаковой длины и толщины. Как правило, такая соломка заготавливается из средней части стебля. Если материала не хватает, а ленту нужно изготовить длинную, поступают следующим образом. Перед тем как приступить к плетению из соломки, стебли складывают разными концами, один – более толстой частью, другой – тонкой. Такая хитрость позволит выполнить изделие равномерно.
  2. Соломина наращивается только после вплетения предыдущего стыка.
  3. Загибы должны быть зафиксированы под правильным углом, для четкости линий их проглаживают пальцами.
  4. Плетение должно быть плотным, поскольку по мере высыхания оно ослабевает.
  5. Сразу после завершения работы по изделию несколько раз прокатывают скалкой для придания одинаковой формы.

Плетение «зубатка» из соломки: мастер-класс

Такой элемент можно изготовить из двух, четырех или шести соломин. Рассмотрим самую простую схему выполнения:

  1. Берем два стебелька, один кладем поверх другого и сгибаем его назад. Верхний элемент при этом направлен влево, а нижний – вправо.
  2. Затем захватываем верхнюю правую соломину и загибаем ее назад (получается два параллельно лежащих элемента). Затем снова берем ее же и заводим назад под первую на вторую трубочку. Получается слева два параллельных и справа два параллельных стебелька.
  3. Снова берем ту же соломину и заводим ее назад за дальнюю трубочку. Теперь она располагается горизонтально.
  4. И снова эту же соломину отводим назад за ближнюю трубочку. Теперь она уже идет по диагонали и параллельно правому стеблю.
  5. Теперь берем крайнюю слева соломину и заводим ее горизонтально назад за дальний стебель. Затем ею же по диагонали ведем назад за ближний.
  6. После этого берем крайнюю справа трубочку и отводим горизонтально назад за дальнюю соломину. Затем ее же заводим по диагонали назад за ближнюю трубочку.
  7. Дальше повторяем аналогично с шестого по девятый ряд.

Работа сделана.

Для лучшего понимания процесса можно изучить схему плетения “зубатки” из четырех соломин, представленную на фото ниже.

Сшивание фрагментов

Для получения какого-либо изделия цельную плетенку или отдельные детали сшивают. В зависимости от вида франмента и самого изделия подбирается способ скрепления:

  1. Сшивание встык подходит для создания плоских предметов: циновок, панно, ковриков и т. д. Выполняется оно следующим образом: косички поочередно прихватывают иголкой за края и стягивают. Нитки должны быть крепкими, чтобы во время манипуляции они не рвались, а изделие прослужило долго.
  2. Сшиванием уступом подходит для изготовления объемных вещей и композиций, например, шляп, коробок, корзинок, абажуров, чаш и т. д. Чаще всего данным способом скрепляются круглые изделия. Начиная от центра, сшивание выполняется по спирали. Каждый последующий виток накладывается на предыдущий слой на одну треть ширины плетенки и прикрепляется. Перед началом сшивания ленту хорошо увлажняют, чтобы она стала мягче и пластичнее. Готовое изделие проглаживают утюгом через мокрую ткань или простукивают молотком.

Тройная и четверная косичка

Это еще две разновидности элементов из соломки. Тройная косичка плетется по тому же принципу, что и обычная, поочередным перехлестом концов соломин. Один стебель размещают вертикально и попеременно крайней левой и правой трубочкой под прямым углом плетут фрагмент. Когда один конец заканчивается, его наращивают и продолжают работу. Важный нюанс: плести нужно по направлению от себя.

Четверная косичка выглядит как лента и отличается пластичностью. Техника ее выполнения схожа с предыдущим видом плетения, но в данном случае задействованы четыре конца, которые образуют две согнутые соломины. Одну располагают горизонтально, а другую перегибают через нее:

  • второй конец заводят за четвертый параллельно третьему;
  • затем четвертый от себя пропускают под вторым поверх третьего конца и параллельно первому;
  • после этого первый укладывают поверх четвертого, второй от себя пропускают под третьим и укладывают поверх первого и четвертого.

Таким способом плетение продолжают дальше, при этом важно следить, чтобы крайняя соломинка с правой стороны перегибалась от себя, а крайняя слева – к себе.

Выполнение отделочных плетешков

Такие элементы необходимы для окантовки сшитых деталей из соломы и отделки деревянных, картонных и других видов изделий. Бывают они двух видов: плоскими и винтовыми. Для их изготовления последних необходимо не меньше четырех соломин.

Плоское плетение из соломки косичек-плетешков осуществляется следующим образом:

  1. Четыре соломины связывают у основания. Два стебля посередине являются основой, на протяжении всего плетения они будут оставаться рядом, а два крайних станут оплетать их.
  2. Начиная с правой крайней соломины, под центральные стебли заводится один конец, а затем другой, крайний левый.
  3. Правую соломину укладывают поверх центральных деталей и прижимают сверху крайним левым концом, загибая вниз и проводя под средними соломинами.
  4. На противоположной стороне стебель, уложенный поверх основных трубочек, прижимается таким же образом.

Винтовое отделочное плетение выполняют следующим образом:

  1. Четыре стебля связывают вместе.
  2. Крайнюю правую трубочку просовывают под двумя центральными поверх крайней левой.
  3. Затем крайний левый элемент пропускают поверх центральных соломин и под правой крайней.
  4. Получившийся узел затягивают и продолжают плетение, но теперь правый и левый стебель меняются ролями.

Плетение продолжается по схожей схеме. В процессе каждый новый узел образует скручивание по винтовой линии. Если начинать выполнение с левого стебля, скручивание будет происходить по часовой стрелке.

Плетение из соломки: мастер-класс

Для изготовления цветка понадобятся:

  • солома;
  • ивовый прут;
  • клей ПВА;
  • нитки.

Следующим образом выглядит пошаговое выполнение плетения:

  1. Плетение цветков из соломки начинается с того, что требуется отрезать нить длиной один метр и перегнуть вчетверо, чтобы в сложенном виде получился 25-сантиметровый отрезок. Для стебля берут ивовый прут и обмакивают конец в клей ПВА. 20 соломин длиной по 15 см прикладывают к пруту и крепко обматывают сложенной нитью. Получилась тычинка.
  2. Теперь можно приступать к изготовлению лепестков. Для этого отбирают девять соломин одинаковой длины и толщины. Две из них укладывают крест-накрест и загибают. Затем правый конец заводят назад, а левый загибают вперед.
  3. Далее продолжают наоборот. Левый конец заводят назад, в то время как правый укладывают вперед.
  4. Теперь необходимо добавить соломину так, чтобы крест оказался поверх нее, а оба конца остались сзади.
  5. Полученную перекладину загибают назад поверх одного конца креста, а затем другого. Плетение продолжают до тех пор, пока не получится цветок желаемой длины.
  6. Крайнюю соломинку заводят за следующую трубочку. Затем это же проделывают с другой стороны, а в середине скрещивают.
  7. Плетение продолжают, пока соломка не закончится. Если в процессе плетения стебли подсыхают, их дополнительно увлажняют.

Для изготовления цветка понадобится пять-семь лепестков. Когда все детали готовы, приступают к сбору цветка:

  1. Нить складывают в четыре раза, чтобы в результате получился отрезок длиной 35 см.
  2. Конец готовой тычинки обмакивают в клей и приклеивают два лепестка.
  3. Их приматывают у основания нитью и завязывают узлом.
  4. Затем приклеивают и прикрепляют оставшиеся лепестки.
  5. Концы нити обрезают и прячут внутрь.

Плетение донышка для корзинки

Форму будущего изделия определяет количество скрещенных на этапе подготовки стеблей. Например, для шестиугольника достаточно трех скрещенных соломин, в то время как для восьмиугольника понадобятся четыре.

Плетение из соломки – мастер-класс для начинающих плести корзинку:

  1. Подготавливают четыре одинаковые по длине и толщине стебля.
  2. В каждый из них просовывают тонкую жесткую проволоку.
  3. Затем их скрещивают и посередине соединяют нитью в тон соломы.
  4. Стебли распределяют так, чтобы между ними были равные промежутки. В центре закрепляют соломину, которая будет оплетать каркас. Чтобы в результате получилось как можно меньше соединений, трубочка должна быть самой длинной из тех, что есть в наличии.
  5. Оплетку выполняют по кругу, пропуская конец поочередно поверху и понизу крестовины. Каждый виток должен проходить как можно плотнее к предыдущему.
  6. Когда стебель закончится, оставляют кончик длиной два сантиметра. Далее срезают его под углом и просовывают в новую соломину, после этого плетение можно продолжить.
  7. Каркас прекращают оплетать, когда желаемый диаметр донышка достигнут. Хвостик заправляют с изнаночной стороны за соломины и фиксируют.

Далее плетут еще одну деталь такого же диаметра и высушивают под прессом. После этого ненужные концы крестовины обрезают под углом 90°. Оба донышка складывают друг с другом изнаночной стороной внутрь и скрепляют ниткой за каркас. При необходимости деталь по периметру оформляется оплеткой и крепится к основной конструкции.

В статье рассмотрены варианты плетения из соломки для начинающих. Это увлекательная творческая работа, которая придется по вкусу любителям рукоделия.

Светлана Фунтова

Плетение из соломки: Изумительно теплые работыв закладки 29

Плетение – одно из древнейших ремесел. Солома – это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). Сухая солома – хрупкая и ломкая, но при распаривании она становится мягкой, пластичной, приобретает способность к крутому изгибу, а высохнув, хорошо сохраняет заданную форму.

Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Это доступный материал, не требующий сложной технологической обработки.

Ржаная солома держит форму при плетении. Наши предки делали из нее посуду, в которой потом хранили зерно, потому что солому не едят мыши. Этот феномен уже в наше время исследовался учеными, и оказалось, что это действительно так.

1. Лучше всего использовать для плетения ржаную соломку. Стебель ржи среди всех злаковых растений имеет наибольшую длину и отличается прочностью. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная. Пшеничная соломка пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.

2. Заготавливай соломку в конце июля – начале августа, когда колос только начинает наливаться. Стебли срезай у самой земли. Если заготовленная солома сырая и зеленоватая, её нужно просушить, иначе она перепреет, почернеет и станет непригодной для плетения.

3. Суши солому, разложив стебли нетолстым слоем в горизонтальном положении и периодически поворачивая. Зелёная соломка, высушенная в тени, сохраняет свой цвет. Солома, высушенная на солнце, выбеливается и её золотистый оттенок усиливается.

4. После сушки солому следует очистить от листьев. Делать это удобно, разрезая стебель на отрезки между узлами. Отрезая коленце, одновременно снимай листья, скреплённые с ним.

5. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируй по длине и толщине. Хорошо просушенную и рассортированную соломку можно хранить в картонных коробках не один год, при этом она не теряет своих декоративных и пластических качеств.

6. В плетении чаще используют три верхних, наиболее тонких колена, которые имеют равномерную толщину по всей длине.

7. Перед работой солому необходимо замочить или запарить. Пучки соломы, необходимые для работы, погрузи в большую ёмкость с водой. Если солома заготовлена недавно, замочи её на полчаса в воде комнатной температуры. Прошлогоднюю солому залей горячей водой и, прижав гнётом, выдержи до тех пор, пока она не станет мягкой. Но не оставляй солому в воде продолжительное время, чтобы она не почернела.

8. Вынув из воды, заверни соломку в целлофан или влажную ткань для того, чтобы она не высыхала в процессе работы.

9. Если осталась неиспользованная солома – просуши её. Впоследствии её снова можно будет использовать.

Работы мастера народных художественных промыслов Кировской области Сметаниной Ларисы Вениаминовны

Работы мастера

Выделяют четыре основных вида плетения из соломки: спиральное, прямое, плетение плоских и объемных плетенок. Прежде чем приступить к плетению непосредственно из соломы, лучше потренироваться выплетать плетенки из разноцветных бумажных полосок.

Спиральное плетение (рис. 1). Сущность этого вида плетения заключается в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой (льняной нитью, лентами лозы, корня, лыка, бересты) и укладывается по спирали плотными витками.

Рис. 1. Спиральное плетение: а – начало плетения; 6 – соединение жгута бечевкой; в – приспособление для контроля за толщиной жгута; г – окончание плетения; д – челнок для стягивания жгутов.

Прямое плетение (рис. 2). Прямое плетение схоже с процессом изготовления полотна на ткацком станке. Выполняют его из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Увлажненную толстую соломину разглаживают вдоль стебля ножом или иглой и на доске разглаживают тупым ножом сначала с изнаночной, затем с глянцевой стороны, операцию повторяют несколько раз, пока соломина не станет прямой лентой.

Полотняное переплетение ведут по схеме (а) в такой последовательности: укладывают нужное количество соломенных лент, определяемое размером задуманной плетенки, вертикально параллельно друг другу и концы их приклеивают или прижимают прессом.

Приподнимают четыре соломины через одну и под них перпендикулярно нечетным соломинам укладывают первую горизонтальную соломину. Затем приподнимают нечетные вертикальные соломины и укладывают вторую горизонтальную соломину и т.д. Соломины плотно подгоняют друг к другу.

Сушат плетенку под прессом. При диагональном плетении (б) горизонтальные соломины перекладывают не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду сдвигают переплетение вправо или влево на одну соломину.

Поверхность плетенок, выполненных в технике прямого плетения, обладает эффектом светотеневой игры, подчеркивающей рисунок и фактуру плетения. Такие плетенки используют в качестве фона в панно, салфеток, фрагментов аппликаций и деталей объемных изделий.

Рис. 2. Прямое плоское плетение: а – полотняное, б – диагональное.

Плоские плетенки.

Плетение плоских плетенок позволяет получать из отдельных соломин плоские плетеные ленты. Они различаются по ширине, рисунку, плотности.

Внешний вид плетенок, их прочность, жесткость, пластичность зависят от толщины, количества соломин и способов их переплетения. Сшивая плоские плетенки, можно изготовить различные предметы бытового и декоративного назначения.

По числу соломин, из которых плетут плоские плетенки, их делят на двухконцовки, трехконцовки, четырехконцовки и т.д. Самая широкая плоская плетенка имеет одиннадцать концов.

Процесс выполнения плетенки: трехконцовки,

Рис. 3. Плетенка-трехконцовка.

Плетенка-четырехконцовка (рис. 4) отличается от предыдущей большей шириной и более сложным рисунком плетения.

Соломины располагают под углом 60° друг к другу (а). Соломину 1 огибают вокруг соломины 2. Затем один конец соломины 2 сгибают влево (б, в), а другой – вправо и просовывают под соседнюю соломину 1 (г)

После этого конец соломины 1, расположенный справа, сгибают влево (д), а другой ее конец, расположенный слева, сгибают вправо и подсовывают под соломину 2. На этом цикл плетения замыкается и далее идет повторение плетения в той же последовательности.

Рис. 4. Плетенка-четырехконцовка.

П летеные квадраты, многоугольники, ромбы используются чаще всего для отделки шкатулок, оформления скульптуры, изготовления декоративных украшений.

Принцип плетения всех фигур одинаков, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой из них – квадрата (рис. 9). Начинают плести с изготовления каркаса (а).

Две соломины (палочки) располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают.

Одновременно к крестовине привязывают ленту из соломы. Затем ею последовательно обвивают стойки крестовины

Рис. 9. Плетение квадрата.

Мастер-класс Ольги Путинцевой

Форма каждого многоугольника определяется формой крестовины: для шестиугольника – это три пересекающиеся соломины, для восьмиугольника – четыре.


Приготовим четыре довольно длинные и равномерные по толщине соломины.
Проденем в каждую для жесткости тонкую медную проволоку.
Скрепим все по центру ниткой в цвет соломы.
Распределяем так, чтобы были одинаковые промежутки между соломинами.

Закрепляем длинную соломину, с помощью которой будем оплетать приготовленную крестовину.
Соломину выбираем как можно длиннее, для того чтобы было меньше соединений.
Оплетаем поочередно каждую соломину в крестовине, стараясь укладывать как можно плотнее каждый последующий виток.

Когда соломина заканчивается, оставляем небольшой хвостик, срезаем по косой и проталкиваем в новую соломину для продолжения плетения.

Заканчиваем оплетать крестовину, когда достигнем нужного диаметра донышка.
Заправляем хвостик на изнанку и закрепляем его к одной из несущих соломин.

Выполняем две детали одинакового диаметра.
Затем высушиваем под прессом.
После сушки обрезаем лишние “хвосты” у крестовин под углом 90, если нужен резкий переход.

Высушенные донышки складываем изнаночной стороной внутрь, скрепляем за несущие конструкции с помощью иголки и нитки.

Плетем декоративный элемент – зубатку четырехконцовку, для того чтобы закрыть края донышка.

Старайтесь повторять последовательность плетения. Это несложно. У вас обязательно получится.
Расплющиваем еще влажную зубатку для того, чтобы она стала тонкой, ровной и более блестящей. Пришиваем готовую соломенную тесемку по краю донышка одновременно с обеих сторон, стараясь не допускать совпадения стыков.
Донышко готово.

Плетения на сухой соломке не получится, поэтому ее нужно предварительно хорошо вымочить в горячей воде.

Вам потребуется:

  • подготовленная солома
  • ивовый прут или рогоз
  • х/б нитки под цвет соломы
  • клей ПВА

Приступаем к работе. Отберем 20 штук соломин длиной примерно от 10 до 15 см. Отмеряем отрезок нити, которую затем складываем в 4-5 раз. Длина нити в сложенном состоянии должна быть примерно 25 см.

Для стебля цветка берем ивовый прут или рогоз (камыш). Немного клея ПВА нужно будет капнуть на конец прутика. Отобранную соломку приложим к пруту и максимально крепко обмотаем приготовленной нитью. Так, мы получили тычинку цветка.

Теперь возьмемся за лепестки. Вам нужно приготовить 9 соломин, примерно одинаковых по длине и толщине. Начинаем с двух мокрых соломинок, которые мы кладем крест-накрест. А потом загибаем, как видно на фото ниже.

Теперь небольшая хитрость. Представьте, что перед вами человечек с ручками и ножками. Берем его правую руку и заводим назад, а левую нужно загнуть вперед. Теперь руки меняем местами.

Далее еще одну соломину вставляем так, чтобы крест по центру плетения оказался над соломинкой, а «ножки» были сзади. Теперь загибаем перекладину назад и помещаем ее сверху одной из «рук». С левой частью проделываем тоже самое. И повторяем все шаги до тех пор, пока вы не сплетете желаемую длину для вашего цветка.

Далее крайнюю соломину нужно завести за одну из следующих за ней. Тоже повторить с другой стороны, а в серединке их нужно перекрестить. Плетем так и дальше, пока соломка не начнет заканчиваться. Мочим солому, если она начинает подсыхать. Доплетаем до конца и завязываем ниткой. Сплетите 5-6 таких лепестков.

Теперь будем собирать наш цветок. Приготовьте нить в несколько сложений длиной 35 см и ПВА. Берем нашу тычинку на прутике, капаем на нее клея и прикладываем первые 2 лепесточка. Приматываем концы нитью и завязываем на узел. Приклеиваем и приматываем остальные. Лишнюю нить обрезаем. Наш цветок из соломки готов!

Подробнее: http://www.happy-giraffe.ru/community/24/forum/post/104763/

Для плетения плоской плетенки (рис. 11) берут четыре соломины, прочно связывают их концы. Две средние соломины являются как бы основой – ядром, которое оплетают двумя другими соломинами, находящимися по краям. Под средние соломины заводят сначала соломину 1, а затем соломину 2 (б, в). Соломину 1, в свою очередь, укладывают поверх ядра, притягивают сверху соломиной 2 (г) и загибают в противоположную сторону поверх ядра (д). Уже на другой стороне соломину 1 снова притягивают соломиной 2 (е). В той же последовательности ведется и остальное плетение (ж, з). Ширина отделочной плетенки зависит от количества соломин в ядре.

Рис. 11. Плетение плоской отделочной плетенки.

Витую плетенку (рис. 12) закрепляют так же, как плоскую, и начинают плетение. Расположенную справа соломину 1 просовывают между соломиной 2 и двумя центральными соломинами (б). В свою очередь, соломиной 2 огибают конец соломины 1, выводят ее поверх центральных – ядра и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 1 (в). Полученный узел затягивают покрепче и продолжают плетение. Соломины 1 и 2 меняются ролями: теперь уже соломину 2 просовывают между соломиной 1 и ядром, а соломиной 1 огибают конец соломины 2 и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 2 (г). Полученный узел также затягивают покрепче. Все остальные узлы вяжутся в той же последовательности. В процессе плетения плетенка будет равномерно закручиваться по часовой стрелке. Кончающуюся боковую соломину наращивают, вставляя в очередную петлю конец новой соломины. Соединение будет более прочным, если некоторое время переплетать старую соломину вместе с новой. Соломины ядра могут быть не очень гибкими, в то время как боковые должны быть высокопластичными. Для проверки этого качества из партии замоченных соломин берут одну-две и завязывают простым узлом. Если узел получится округлым, без сколов и защепов, а солома вокруг него не треснула, то такой материал вполне годится для плетения.

Рис. 12. Плетение витой отделочной плетенки.

Соломенные бусы делают из отдельных бусин, нанизывая их на нить. Сначала надо потренироваться на бумаге. Берут бумажную ленту шириной 1 см, длиной 15 см. Сгибают полоску семь раз на квадратики и нумеруют их цифрами от 1 до 7 слева направо. Двумя первыми квадратиками складывают треугольник, придерживая их левой рукой, а правой, совмещая под прямым углом верхнюю сторону квадрата 3 с верхней стороной квадрата 2, перегибают ленту по месту сгиба и накладывают квадрат 4 на квадрат 1. Поворачивают фигуру к себе и накладывают квадрат 5 на квадрат 2, затем квадрат 6 – на 3, а 7 – на 4. Бусины выполняют из соломенной ленты шириной 8-10 мм, концы ее заправляют под бусину и обрезают. Для бус одного размера берут ленты одинаковой ширины. Если нужно сделать разновеликие бусы, готовят ленты разной ширины. Делают бусы такой длины, чтобы они свободно проходили через голову (приблизительно 50 бусин); нанизывают их на нить через углы. Освоив основные виды и способы плетения из соломки, можно приступить к изготовлению несложных изделий (салфетки, подставки, корзины, шляпы). Но прежде необходимо ознакомиться еще с приемами сшивания плетенок.

Сшивание плетенок. Изделия из плетенок сшивают вручную иглой или же на швейной машине. В зависимости от назначения изделия выбирают вид плетенки и способ сшивания – встык или уступом.

При сшивании встык (рис. 13) иголкой поочередно зацепляют края сплачиваемых плетенок и стягивают их как можно плотнее ниткой. Сшитые таким образом плетенки представляют собой ровную поверхность, поскольку все они находятся на одном уровне. Встык скрепляются плетенки при изготовлении циновок, ширм, декоративных панно и т.д.

Учимся плести из соломы

Подготовка соломы для плетения

1. Лучше всего использовать для плетения ржаную соломку. Стебель ржи среди всех злаковых растений имеет наибольшую длину и отличается прочностью. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная. Пшеничная соломка также пригодна для плетения, но она короче, грубее и толще ржаной.

2. Заготавливай соломку в конце июля – начале августа, когда колос только начинает наливаться. Стебли срезай у самой земли. Если заготовленная солома сырая и зеленоватая, её нужно просушить, иначе она перепреет, почернеет и станет непригодной для плетения.

3. Суши солому, разложив стебли нетолстым слоем в горизонтальном положении и периодически поворачивая. Зелёная соломка, высушенная в тени, сохраняет свой цвет. Солома, высушенная на солнце, выбеливается и её золотистый оттенок усиливается.

4. После сушки солому следует очистить от листьев. Делать это удобно, разрезая стебель на отрезки между узлами. Отрезая коленце, одновременно снимай листья, скреплённые с ним.

5. Разрезанные и очищенные от листьев соломины сразу сортируй по длине и толщине. Хорошо просушенную и рассортированную соломку можно хранить в картонных коробках не один год, при этом она не теряет своих декоративных и пластических качеств.

6. В плетении чаще используют три верхних, наиболее тонких колена, которые имеют равномерную толщину по всей длине.

7. Перед работой солому необходимо замочить или запарить. Пучки соломы, необходимые для работы, погрузи в большую ёмкость с водой. Если солома заготовлена недавно, замочи её на полчаса в воде комнатной температуры. Прошлогоднюю солому залей горячей водой и, прижав гнётом, выдержи до тех пор, пока она не станет мягкой. Но не оставляй солому в воде продолжительное время, чтобы она не почернела.

8. Вынув из воды, заверни соломку в целлофан или влажную ткань для того, чтобы она не высыхала в процессе работы.

9. Если осталась неиспользованная солома – просуши её. Впоследствии её снова можно будет использовать.

Технологии и виды плетения

Выделяют четыре основных вида плетения из соломки: спиральное, прямое, плетение плоских и объемных плетенок. Прежде чем приступить к плетению непосредственно из соломы, лучше потренироваться выплетать плетенки из разноцветных бумажных полосок.

Спиральное плетение (рис. 1). Сущность этого вида плетения заключается в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой (льняной нитью, лентами лозы, корня, лыка, бересты) и укладывается по спирали плотными витками. Толщина жгута зависит от размера изготавливаемого изделия, объем которого формируется в процессе плетения. Жгутом, укладываемым по спирали, наращивают объем в высоту, одновременно сужая его или расширяя. Поэтому формы изделий, выполненных в технике спирального плетения, как правило, округлые, шарообразные или цилиндрические, в основании — круглые или овальные.

Рис. 1. Спиральное плетение: а — начало плетения; 6 — соединение жгута бечевкой; в — приспособление для контроля за толщиной жгута; г — окончание плетения; д — челнок для стягивания жгутов.

Плетение любой емкости начинают с середины дна. Несколько тонких стебельков, сложенных вместе, обматывают бечевкой и свертывают в маленькое кольцо (а). Обмотав кольцо несколько раз бечевкой, постепенно скручивают вокруг него оставшуюся часть жгута. После каждого оборота иголку подсовывают под очередной виток бечевки, расположенный на предыдущей спирали (б). С увеличением диаметра выплетаемого круга расстояния между витками бечевок увеличиваются, поэтому, чтобы дистанция между витками была все время более или менее одинаковая, время от времени делают «холостые» обороты бечевки вокруг жгута, подцепляя после этого иголкой нужный виток бечевки. Чтобы укладываемый жгут был достаточно прочным, его необходимо постоянно скручивать в одном направлении. Нужно также следить за тем, чтобы толщина жгута была всегда постоянной, вовремя добавляя новые пучки соломы. Толщину жгута удобно контролировать с помощью металлической или пластмассовой трубки (в). Заканчивая работу над каждым изделием, остаток жгута подрезают так, чтобы он плавно переходил к тонкому концу (г). После этого его обматывают бечевкой, и соединение жгута становится почти незаметным. Чтобы сплести ручку или ажурный просвет в стенке сосуда, жгут обвивают лентой на протяжении 4-7 см и затем прикрепляют к предыдущему ряду так, чтобы образовалась дуга. Можно повторить этот прием по всему ряду, а следующий ряд прикреплять к образовавшимся дужкам. Последний виток спирали оплетают лентой (бечевкой), как обычно, а затем, возвращаясь назад, заплетают просветы. Если жгуты обматывают не очень толстыми бечевками или суровыми нитками, то вместо иглы удобно использовать специальный деревянный челнок. Его вырезают из твердой древесины березы, груши, яблони, бука. На челнок наматывают довольно большой запас ниток, и это дает возможность оплетать соломенный жгут практически беспрерывно (д).

Укладывая жгуты спирально в одной плоскости, получают плоские круги различного диаметра, которые могут служить подставками, ковриками. Если необходимо сплести блюдо, чашу или глубокую корзину, то в процессе плетения каждый очередной виток жгута увеличивают или уменьшают в зависимости от формы. Желая сделать стенки сосуда цилиндрическими, жгуты одинакового размера наращивают по вертикали вверх. При увеличении диаметра каждого очередного витка сосуд расширяется, а при уменьшении — сужается.

Прямое плетение (рис. 2). Прямое плетение схоже с процессом изготовления полотна на ткацком станке. Выполняют его из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Увлажненную толстую соломину разглаживают вдоль стебля ножом или иглой и на доске разглаживают тупым ножом сначала с изнаночной, затем с глянцевой стороны, операцию повторяют несколько раз, пока соломина не станет прямой лентой. Полотняное переплетение ведут по схеме (а) в такой последовательности: укладывают нужное количество соломенных лент, определяемое размером задуманной плетенки, вертикально параллельно друг другу и концы их приклеивают или прижимают прессом. Приподнимают четыре соломины через одну и под них перпендикулярно нечетным соломинам укладывают первую горизонтальную соломину. Затем приподнимают нечетные вертикальные соломины и укладывают вторую горизонтальную соломину и т.д. Соломины плотно подгоняют друг к другу. Сушат плетенку под прессом. При диагональном плетении (б) горизонтальные соломины перекладывают не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду сдвигают переплетение вправо или влево на одну соломину. Поверхность плетенок, выполненных в технике прямого плетения, обладает эффектом светотеневой игры, подчеркивающей рисунок и фактуру плетения. Такие плетенки используют в качестве фона в панно, салфеток, фрагментов аппликаций и деталей объемных изделий.

Рис. 2. Прямое плоское плетение: а — полотняное, б — диагональное.

Плоские плетенки. Плетение плоских плетенок позволяет получать из отдельных соломин плоские плетеные ленты. Они различаются по ширине, рисунку, плотности. Внешний вид плетенок, их прочность, жесткость, пластичность зависят от толщины, количества соломин и способов их переплетения. Сшивая плоские плетенки, можно изготовить различные предметы бытового и декоративного назначения. По числу соломин, из которых плетут плоские плетенки, их делят на двухконцовки, трехконцовки, четырехконцовки и т.д. Самая широкая плоская плетенка имеет одиннадцать концов.

Рассмотрим процессы выполнения следующих плоских плетенок: трехконцовки, четырехконцовки, пятиконцовки, шестиконцовки, «зубатки».

При плетении всех этих плетенок нужно соблюдать общепринятые правила:
— брать для плетения среднюю, равномерную по всей длине часть стебля соломины;
— соломины подобрать разной длины, чтобы они не кончались одновременно;
— плести плотно, так как при высыхании соломы плетение слабеет;
— наращивание следующей соломины производить после того, как заплетен стык предыдущей;
— наращивать соломину, вставляя один конец в другой, либо накладывая один конец на другой на 2 см, либо зацепляя путем расщепления стебля;
— загибы краевых соломин фиксировать точно под нужным углом, проглаживая их сильным движением пальцев;
— плетенки из отдельных соломин плести от себя, держа выплетенную часть на коленях;
— толстые плетенки можно плести к себе, предварительно закрепив соломины на столе;
— законченную плетенку прокатать деревянной скалкой до ее высыхания, чтобы она стала ровной и плоской.

Для плетения трехконцовки (рис. 3) используют две соломины. Соломину 1 располагают горизонтально, а соломину 2 — под углом 45° к ней (а). Затем концы соломины 2 сгибают под прямым углом друг к другу (б). Соломину 1 сгибают, в свою очередь, под прямым углом к соломине 2, расположенной справа (в). На следующем этапе соломину 2, расположенную слева, сгибают по линии, идущей под углом 45°. Затем соломину 2 справа сгибают также под углом 45°, перехлестывая находящийся в середине другой конец этой же соломины (г, д). Начиная с этого места, все операции плетенки трехконцовки повторяют в том же порядке.

Рис. 3. Плетенка-трехконцовка.

Плетенка-четырехконцовка (рис. 4) отличается от предыдущей большей шириной и более сложным рисунком плетения. Соломины располагают под углом 60° друг к другу (а). Соломину 1 огибают вокруг соломины 2. Затем один конец соломины 2 сгибают влево (б, в), а другой — вправо и просовывают под соседнюю соломину 1 (г). После этого конец соломины 1, расположенный справа, сгибают влево (д), а другой ее конец, расположенный слева, сгибают вправо и подсовывают под соломину 2. На этом цикл плетения замыкается и далее идет повторение плетения в той же последовательности.

Рис. 4. Плетенка-четырехконцовка.

Пятиконцовка (рис. 5) получается несколько шире.
Вариант I: Заплетают ее, взяв в руки три соломины. Соломины 2 и 3 огибают одновременно вокруг соломины 1 так, чтобы между их концами получился прямой угол (I — а, б). Соломину 1 сгибают влево и подсовывают под соседнюю соломину 3 (I — б). Затем сгибают соломину 3 с левой стороны, располагая ее над соломиной 2, и подсовывают под соломину 1 (I — б, в). Соломину 2, находящуюся справа, переплетают с соломинами 3, а соломину 2 (слева) — с соломинами 1 и 2 (I — в, г). Дальнейшее плетение ведется в том же порядке.

Рис. 5. Плетенка-пятиконцовка.

Вариант II: Плетения пятиконцовки начинают, как при заплетании плетенки-четырехконцовки, используя всего две соломины. Их располагают под углом друг к другу (II — а), а затем переплетают, как четырехконцовку (II — б, в). На следующей стадии вставляют в плетенку соломину 3 и, поочередно сгибая крайние соломины, переплетают их с другими, находящимися в плетенке (II — г, д).

Плетенку-шестиконцовку (рис. 6) плетут с помощью специальной булавки, которую сгибают из стальной проволоки. Соломины зажимают булавкой под определенным углом (а) и перегибают в месте ее закрепления (б). После этого начинают переплетать соломины, не беспокоясь, что они рассыплются. Находящуюся в середине соломину 3 переплетают с соломинами 1 и 2 (в). С ними же переплетают также находящуюся справа соломину 3 (в, г). Затем крайнюю слева соломину 1 переплетают с соломиной 2 и двумя соломинами 3 (г, д). В той же последовательности плетут дальше. Когда все соломины будут неоднократно переплетены, булавку вынимают.

Рис. 6. Плетенка-шестиконцовка.

Плетенка-шестиконцовка, как и все другие плоские плетенки, при высыхании перекручивается по винтовой линии. Причем плетенки, состоящие из четного числа соломин, закручиваются сильнее тех, что сплетены из нечетного числа соломин. Поэтому готовые плетенки увлажняют и разглаживают горячим утюгом, а затем сворачивают в рулончики, перевязывают в нескольких местах бечевкой и хранят в сухом месте.

Плетенку «зубатка» (рис. 7) используют для сшивания шляп, сумок, оформления краев изделий, декорирования соломенной скульптуры и т.д. Она имеет зубчатые края, красивый рисунок, проста в исполнении. Плетенка не растягивается, но в то же время способна изгибаться.

Рис. 7. Плетенка «зубатка».

Начинают плести «зубатку» так же, как и простую четырехконцовку (а, б, в, г). И только на пятой стадии плетения возникает первое различие, когда образуется первый и начинает формироваться второй зубчик. Правый конец соломины 2 просовывают в плетение, огибают вокруг находящейся слева соломины 2 и выводят поверх соломины 1 (д, е). В свою очередь соломину 2, расположенную слева, просовывают в плетение и выводят справа (ж). В результате этих операций формируется второй зубчик. Приступая к формированию третьего зубчика, выведенную справа соломину 2 огибают вокруг соломины 1 (з). Все дальнейшие операции по формированию остальных зубчиков аналогичны предыдущим.

Объемные плетенки. Их объемность достигается способами переплетения и применением каркасов из соломы, проволоки, лозы, палочек и т.д. Используют эти плетенки в качестве деталей, шнуров при сборке изделий из соломки, для изготовления украшений (обручи на голову, браслеты, соломенные цветы и т.д.).

Наиболее простой и пластичной объемной плетенкой является цепочка (рис. 8). Ее можно растянуть, сжать гармошкой, выложить в спираль. Заплетается «цепочка» из одной соломины, которую сгибают под углом 45° (а). В результате концы ее окажутся под прямым углом друг к другу (б). Линию сгиба предусмотрительно следует сместить к одному из концов, чтобы они были разной длины и наращивались не одновременно. На следующем этапе плетения левый конец соломины сгибают под прямым углом (в). В свою очередь конец соломки, расположенный справа, тоже сгибают под прямым углом (г). Конец соломки, оказавшийся внизу, сгибают сверху вниз (д). И теперь уже другой конец соломки сгибают под прямым углом слева направо (е). Так делают до получения «цепочки» нужной длины. Наращивание осуществляют простым накладыванием соломин на их окончания.

Рис. 8. Объемная плетенка «цепочка».

Плетеные квадраты, многоугольники, ромбы используются чаще всего для отделки шкатулок, оформления скульптуры, изготовления декоративных украшений.

Принцип плетения всех фигур одинаков, поэтому достаточно освоить приемы плетения наиболее простой из них — квадрата (рис. 9). Начинают плести с изготовления каркаса (а). Две соломины (палочки) располагают под прямым углом друг к другу и прочно связывают. Одновременно к крестовине привязывают ленту из соломы. Затем ею последовательно обвивают стойки крестовины, получая таким образом первую спираль квадрата (б — к). Так же выполняют второй, третий и остальные витки. Когда заканчивается соломина, новую вставляют тонкой частью (вершинкой) в комелек кончающейся соломины в тот момент, когда предстоит сделать очередной поворот вокруг стойки (л). Новую соломину огибают вокруг стойки, зажимая конец старой. Закончив плетение, конец оплетки заделывают под соломину, расположенную на противоположной стороне квадрата (л).

Рис. 9. Плетение квадрата.

Форма каждого многоугольника определяется формой крестовины: для шестиугольника — это три пересекающиеся соломины, для восьмиугольника — четыре. Поскольку каркас крестовины полностью оплетается соломкой, его можно сделать из проволоки, что очень удобно при закреплении квадратов и многоугольников на стенках деревянных или картонных шкатулок. Квадрат или другая объемная фигура, сплетенная из соломы двух цветов, расположенных в определенном порядке, подчеркивает естественную красоту соломки, создает особый ритм.

Если немного пофантазировать, то из соломки на основе многоугольника можно изготовить множество ярких елочных украшений (рис. 10). При этом крестовины делают из длинных соломин, затем их сгибают и соединяют различным образом.

Рис. 10. Елочные украшения из соломки.

Отделочные плетенки. Они бывают двух видов: плоские и витые. Плетут их как минимум из четырех соломин. Используют для отделки сшитых из плоских плетенок изделий, а также различных шкатулок и коробочек. Отделочные плетенки пластичны, хорошо изгибаются, из них можно выкладывать разные формы, а если вставить в плетенку проволоку, то она сохранит заданный изгиб. Витую плетенку можно выполнить в виде расширяющейся или сужающейся спирали. Этого достигают за счет утолщения каркаса в нужном месте или за счет специальной укладки соломки. Такие плетенки получаются легкими, ажурными. Обычно для отделочных плетенок используют тонкую солому верхней части стебля.

Для плетения плоской плетенки (рис. 11) берут четыре соломины, прочно связывают их концы. Две средние соломины являются как бы основой — ядром, которое оплетают двумя другими соломинами, находящимися по краям. Под средние соломины заводят сначала соломину 1, а затем соломину 2 (б, в). Соломину 1, в свою очередь, укладывают поверх ядра, притягивают сверху соломиной 2 (г) и загибают в противоположную сторону поверх ядра (д). Уже на другой стороне соломину 1 снова притягивают соломиной 2 (е). В той же последовательности ведется и остальное плетение (ж, з). Ширина отделочной плетенки зависит от количества соломин в ядре.

Рис. 11. Плетение плоской отделочной плетенки.

Витую плетенку (рис. 12) закрепляют так же, как плоскую, и начинают плетение. Расположенную справа соломину 1 просовывают между соломиной 2 и двумя центральными соломинами (б). В свою очередь, соломиной 2 огибают конец соломины 1, выводят ее поверх центральных — ядра и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 1 (в). Полученный узел затягивают покрепче и продолжают плетение. Соломины 1 и 2 меняются ролями: теперь уже соломину 2 просовывают между соломиной 1 и ядром, а соломиной 1 огибают конец соломины 2 и просовывают в петлю, образованную справа соломиной 2 (г). Полученный узел также затягивают покрепче. Все остальные узлы вяжутся в той же последовательности. В процессе плетения плетенка будет равномерно закручиваться по часовой стрелке. Кончающуюся боковую соломину наращивают, вставляя в очередную петлю конец новой соломины. Соединение будет более прочным, если некоторое время переплетать старую соломину вместе с новой. Соломины ядра могут быть не очень гибкими, в то время как боковые должны быть высокопластичными. Для проверки этого качества из партии замоченных соломин берут одну-две и завязывают простым узлом. Если узел получится округлым, без сколов и защепов, а солома вокруг него не треснула, то такой материал вполне годится для плетения.

Рис. 12. Плетение витой отделочной плетенки.

Соломенные бусы делают из отдельных бусин, нанизывая их на нить. Сначала надо потренироваться на бумаге. Берут бумажную ленту шириной 1 см, длиной 15 см. Сгибают полоску семь раз на квадратики и нумеруют их цифрами от 1 до 7 слева направо. Двумя первыми квадратиками складывают треугольник, придерживая их левой рукой, а правой, совмещая под прямым углом верхнюю сторону квадрата 3 с верхней стороной квадрата 2, перегибают ленту по месту сгиба и накладывают квадрат 4 на квадрат 1. Поворачивают фигуру к себе и накладывают квадрат 5 на квадрат 2, затем квадрат 6 — на 3, а 7 — на 4. Бусины выполняют из соломенной ленты шириной 8-10 мм, концы ее заправляют под бусину и обрезают. Для бус одного размера берут ленты одинаковой ширины. Если нужно сделать разновеликие бусы, готовят ленты разной ширины. Делают бусы такой длины, чтобы они свободно проходили через голову (приблизительно 50 бусин); нанизывают их на нить через углы. Освоив основные виды и способы плетения из соломки, можно приступить к изготовлению несложных изделий (салфетки, подставки, корзины, шляпы). Но прежде необходимо ознакомиться еще с приемами сшивания плетенок.

Сшивание плетенок. Изделия из плетенок сшивают вручную иглой или же на швейной машине. В зависимости от назначения изделия выбирают вид плетенки и способ сшивания — встык или уступом.

При сшивании встык (рис. 13) иголкой поочередно зацепляют края сплачиваемых плетенок и стягивают их как можно плотнее ниткой. Сшитые таким образом плетенки представляют собой ровную поверхность, поскольку все они находятся на одном уровне. Встык скрепляются плетенки при изготовлении циновок, ширм, декоративных панно и т.д.

Рис. 13. Сшивание плоских плетенок встык.

Уступом сшиваются плетенки для всевозможных головных уборов, сумок, абажуров и других изделий, показанных на рис. 14. Рассмотрим этот способ скрепления плетенок на примере изготовления шляпы. Для нее потребуется сплести 15-20 м «зубатки», которую перед сшиванием обязательно нужно увлажнить, тогда она хорошо будет выкладываться по форме и не расщепляться при прокалывании иглой. Сшивают по спирали. Шляпа, как известно, состоит из донышка 2 (рис. 14), тульи 3 и полей 1. Сшивать начинают с донышка. Вокруг конца «зубатки», отогнутого на 5 см, выкладывают по овалу витки ленты плетенки. На закругленных участках слегка растягивают ее по внешней стороне. Каждый виток накладывают на предыдущий на 1/3 ширины ленты и пришивают. Шить следует нитками под цвет соломки, делая стежки не более 2-3 мм и стараясь размещать их на зубчиках. После того как будет сшито 8-10 витков (размер шляпы 56-58), очередной виток отгибают от прошивки вниз, а последующие витки выкладывают по его периметру и выстрачивают тулью высотой 6-7 см. Чтобы вывести из цилиндра тульи плоские поля шляпы, внешний край десятого витка припускают в длину и отгибают вверх. Для полей достаточно сшить 8 витков. Конец «зубатки» подшивают под предыдущий виток. В процессе сшивания необходимо помнить, что если плетенку припускать — форма изделия увеличится, если натягивать — уменьшится.

Рис. 14. Изделия из плоских плетенок, сшитых уступом.

Таким же образом изготавливают изделия полусферической формы — чашу, блюдо, короб, поднос. Укладывают увлажненную плетенку, изгибая ее по спирали. Каждый новый оборот спирали накладывают на предыдущий с уступом 2-6 мм. Для чаши среднего размера потребуется до 20 м плетенки шириной 10 -12 мм (выплетенной из 7 соломин), для короба с крышкой — не менее 50 м плетенки.

Готовое изделие выравнивают, постукивая молотком по его поверхности или прогладив утюгом через мокрую ткань.

Соломенная скульптура. Искусство соломенной пластики — один из наиболее трудных видов соломоплетения. Кроме ремесленных навыков свободного владения материалом оно требует особого чутья формы, объема, знания художественных особенностей соломки, умения подметить и передать характерные черты изображаемого. Для скульптуры берут верхнюю, более тонкую и длинную часть ржаной соломы. А если фигура крупная, то и весь стебель. Каркас делают из пучка распаренной соломы; конструктивные узлы перевязывают толстыми нитками или проволокой очень туго. Обычно перевязки прикрывают соломенной лентой. Для наполнения объема скульптуры используют бумагу, вату, ткань, для передачи движения и устойчивости — гибкую проволоку. После окончания плетения фигурку оборачивают лентами из мягкой ткани до ее окончательного высыхания.

На рис. 15 показаны этапы изготовления лошадки — традиционного образца народной соломенной пластики. Небольшая фигурка связывается из трех пучков: голова, шея, передние ноги — из первого, туловище и хвост — из второго, задние ноги — из третьего. Гриву и уши делают отдельно.

Рис. 15. Изготовление соломенной лошадки.

Процесс изготовления: 1 — перевязывают длинный пучок соломки с одного конца; 2 — выворачивают его и перевязывают как можно ближе к краю; 3 — делают вторую перевязку, определяя длину головы лошадки; под эту перевязку вставляют ушки, сплетенные из четырех соломин, концы которых изображают челку; 4 — оформляют гриву, завязывая пучки соломки вокруг шеи и подстригая их; 5 — отгибают пучок соломки из второй перевязки вниз почти под прямым углом к голове; 6 — делают передние ноги, разделив и перевязав пучки соломки по два раза — внизу и посередине.

Туловище выполняют из второго пучка, уложив его серединой поверх перевязки между шеей и передними ногами; концы пучка соединяют и закрепляют за шеей. Пучок для задних ног перекидывают поверх пучка-туловища и связывают его внизу, а затем оформляют из него ноги так же, как и передние. Хвост можно оставить пучком или перекрутить его в жгут. Если соломины расщепить и переплести, а после высыхания расплести, хвост будет пышным и волнистым.

Таким образом можно выполнить любую анималистическую соломенную скульптуру, выразительность которой достигается передачей облика животного, соблюдением соотношений длины туловища и его толщины, длины ног к размеру туловища, а также оформлением каркаса декоративными элементами.

Украшают изделие из соломки различными накладными деталями. Это объемные плетенки (ромбы, цепочки, перетяжки, витые жгуты, гармошки и т.д.) и плоские, выложенные узорами. В декоративных целях используют подкрашенную соломку, из ее расщепленных коленцев получаются кисточки, бантики, солнышки и т.д.

Соломенный «паук». Это подвесная декоративная конструкция, одно из интересных изобретений народного соломоплетения. Собранные из нескольких десятков, а то и сотен соломенных трубочек, «пауки» почти невесомы. Беспрестанно вращаясь под потолком, они мерцают фантастическим золотистым узорным блеском. Тело «паука» — пространственная конструкция, несущая декоративные элементы, похожая на паутину. Для него характерны ажурность, геометризм форм, соразмерность частей. В белорусском соломоплетении наиболее традиционны «пауки» пирамидальной и ромбической форм.

Рис. 16. Изготовление «паука».

Такие конструкции собираются из отдельных пространственных ромбических элементов (рис. 16). Чтобы связать ромб, сначала нарезают 12 соломин одинаковой длины и толщины. Затем их нанизывают на нить с помощью толстой иглы. Четыре крайние соломины связывают в квадрат, у одной из сторон которого размещают две соломины так, чтобы получился треугольник. Такие треугольники выполняют на каждой стороне квадрата. Первую пару соломин треугольника перекручивают через основание к центру квадрата, вторую пару — от центра, третью — к центру, четвертую — от центра. Когда будет перекручена четвертая пара, оставшийся конец нитки связывают с другим концом. В результате должна получиться плоская фигура с квадратом в центре. Чтобы получить пространственную ромбическую фигуру, нужно поднять вверх второй и четвертый треугольники и связать их вместе, а первый и третий — отвести в противоположную сторону и тоже связать. Для того чтобы соломенные трубочки не разрезались нитью, их следует увлажнить перед сборкой ромбов. Для обеспечения жесткости конструкции в целом можно в основной несущий ромб вдеть гибкую проволоку, углы же остальных ромбов зафиксировать клеем ПВА.

Если хотите создавать красивые поделки своими руками, то плетение из соломки для начинающих поможет осуществить мечту. Как часто хочется сделать что-то интересное, что может привлечь внимание и заинтересовать других! И многие мечтают изменить дизайн своего дома или квартиры, внести новую струю, «изюминку». Зачастую простые картины не всегда приносят столько удовольствия, как предметы домашнего быта, сделанные самостоятельно. Солома — это отличное решение проблем интерьера. Во-первых, работать с материалом полезно и приятно. Во-вторых, это возможность преобразить помещение и подходит для всех стилей!

Старый продукт

Солома — это доступный материал, который подходит для различных произведений. Историки считают, что рукоделие — первое занятие народного творчества. Что же делают из соломы? Корзинки, шляпки, шкатулки, коробочки, кухонную посуду, аппликации. Если в древние времена это было средство к существованию, составляющая дома, то сейчас для многих — хобби. Помимо него, многие мастерицы изготовляют изделия на заказ, которые стоят довольно дорого на современном рынке.

Перед работой материал нужно подготовить. Соломка ржи является основным материалом, потому что она самая высокая и жесткая. Стебель достигает размеров от 40 до 50 см.

Для создания аппликаций нужно использовать овсяную или ячменную соломку, потому что стебли короткие и не подходят для плетения. Но такой материал очень мягкий с красивым оттенком.

Профессионалы готовят ржаную солому во время восковой спелости зерна. Они предлагают срезать материал ножом около корня, а затем раскладывают под солнечные лучи для приобретения золотистого цвета.

Для того чтобы разобраться с основными этапами работы, нужно смотреть разные видео-уроки и читать обучающие книги. Они помогут запомнить движения, научат правильно выбирать инструменты и подготавливать материал.

Из соломы особенно красивыми получаются цветы. Это тот случай, когда цвет не имеет значения. Конечно, они не выглядят как настоящие, но становятся прекрасным украшением для любой квартиры.

Для работы понадобятся:

Начинаем мастер-класс с основного.

  1. Для начала сделаем раствор, смешав все ингредиенты.
  2. Налив раствор в емкость, положим туда соломку. Помните, что «готовиться» соломка должна около 6-ти часов. Помешивайте материал, чтобы отбелить соломку. После «мариновки» промываем соломку и начинаем работать.
  3. Возьмите 10 трубочек, разрежьте их. Совет — резать нужно вдоль волокон. Разверните руками материал.
  4. Утюгом проглаживаем полоски, делайте это с внутренней стороны. Такая процедура нужно для выпрямления.
  5. Наклеим полосочки на бумагу клеем. Прижимайте плотно, но не сильно, чтобы не деформировать соломку. Скалкой прокатываем пласт.
  6. После предыдущих шагов делаем из картона трафарет. Накладываем на пласт, рисуя с обратной стороны 12 листиков. Аккуратно вырежьте. Совет — используйте перчатки, чтобы не пораниться. И помните, что нож должен быть острым.
  7. Каждый листик клеем к ткани. Возьмите нитки, обмажьте клеем и приклейте к краям листочков. Оставьте поделку на некоторое время, чтобы подсох материал.
  8. Вырежьте произведение. Нарисуйте на картоне кружок (диаметр 1 см), тоже вырезаем и клеем 6 листиков.
  9. С обратной стороны клеим листики. Помните, что используя клей, оставляйте поделку подсыхать.
  10. Прокалываем серединки цветочков в двух местах, привязывем к проволоке.
  11. Лентой обмотайте проволоку. И вуаля — цветочек готов.
  12. Для букета повторите все шаги. Такое растение можно поставить в вазу, чтобы оно радовало глаз.

Такой результат:

Мир полотен

Винтовое плетение используют для окантовки поделок. Для работы нужно использовать влажные соломинки одного размера и толщины. На схеме показаны этапы работы:

Мастера считают, что в процессе работы могут возникнуть трудности с плетением. Поэтому нужно перевернуть плетево, продолжая работу наизнанку.

Существует много мк по созданию. Шнур нужно плести до необходимого размера. Такой вариант подходит для краев рамок, сумок, аксессуаров, шкатулок. Часто он встречается для петелек и пуговиц. Для поделок винтового плетения нужно использовать соломинки первого сорта, чтобы поделки были качественными и долговечными.

Помимо растений можно делать красивые шляпы.

Они станут дополнением к любому образу. По новинкам моды такой аксессуар становится все популярнее. Создавать поделку легко, но нужно использовать подробную схему, которые есть в интернете. Дополнить головной убор сможет лента или резинка. На все воля фантазии, поэтому мастерица сама решает, как улучшить произведение.

Для того чтобы научиться различным премудростям, можно посмотреть видео. Такие уроки станут настоящим подспорьем в дальнейшем труде. Конечно, с первого раза работы могут быть несовершенными. Профессионалы советуют не отчаиваться, а пробовать творить дальше, совершенствуя свой талант.

Видео по теме статьи

Солома — это строптивый материал. Требует повышенного внимания. Поэтому вдохновляйтесь процессом, получайте удовольствие и творите на здоровье!

Простые поделки из соломы своими руками – мастер-класс для начинающих и советы по применению работ в декоре интерьера (115 фото-идей)

У хорошего мастера ничего не пропадает, каждая мелочь используется: листья, желуди, пластилин, глина, цветы и пр. Даже солому можно использовать, изделия из нее приятные на ощупь, красивых оттенков и легкие в работе.

Из соломы изготавливали роскошные дамские шляпки, использовали в быту в качестве мебели, поделок, шкатулок, панно, украшений и пр.

Как приготовить солому к работе?

Используют солому – это высохшие побеги злаковых (пшеница, ячмень, рожь или овес), которые остались после обмолота. Это мягкий материал, из него можно создать изысканные произведения искусства. И работа приносит наслаждение.

Разберем, как правильно делать поделки из соломы своими руками. Если солома пересохнет, то из нее будет трудно что-либо изготовить. Тонкие стебельки могут быстро сломаться.

Специалисты советуют их перед работой распарить, чтобы придать пластику стеблям злаковых культур. В таком виде легко плести любое изделие. Затем сушат поделку, для сохранения нужной формы.

Красивый блеск, солнечные оттенки (от бледно-желтого до светло-коричневого), легкость в работе и эстетика делают обычную соломку ценным материалом для рукоделия.

Для работы нужны лишь ровные стебельки. Сырье лучше собирать по окраинам полей вручную. Используют середину стебля и низ стебля. В узловых частях лучше разрезать, так легче сохранять куски соломы.

Аппликация из соломки

Если выполнять работу будут дети начальных классов, то без помощи взрослых не обойтись.

Инструкция, как сделать поделку из соломы:

  • Ровные стебли запаривают кипятком в глубоком тазу (кастрюле), накрыть крышкой и подержать несколько часов. Они станут эластичными и мягкими.
  • Нужно взять точное количество материала, чтобы хватило на 1 день работы. Оставшуюся соломку следует завернуть в целлофан, можно в плотную ткань.
  • Для аппликации необходимы длинные полоски из соломенных трубочек. Для этого стебель разрезают аккуратно ножницами (ножом).
  • Согнутые стебельки разгладить горячим утюгом, отдельно каждую ленту и положить в емкость.
  • Для приклеивания блестящих полосок нужен клей ПВА и трафарет рисунка.
  • Нужно подобрать по цвету полоски и постепенно приклеивать на тетрадный листок или распечатанный трафарет. Не должно быть просветов.
  • Когда аппликация готова, ее нужно осторожно прогладить утюгом (горячим), положить на нее пресс, например, толстые книги.

Красивые цветы из соломки (или панно)

Приготовить для работы следующие инструменты:

  • проволока 2 мм-20 см;
  • фиолетовая ткань из льна;
  • аналогичные нитки х/б (фиолетовые и желтоватые);
  • тонкая ленточка;
  • емкость, чтобы отбелить соломку.

Этапы работ:

Кладем соломку в глубокую емкость. Залить раствором: 0,5 л воды, гидроперит (9 табл.), аммиак (1 ч.л.) на 5-6 часов для равномерного отбеливания. Можно сверху придавить грузом. Затем хорошо промыть, сложить в полиэтилен для скорой работы.

Цветок. Нужно 8-10 соломенных трубочек, разрезать вдоль стебелька, развернуть, горячим утюгом разгладить.

На белую бумагу (лучше тонкую кальку) приклеиваем клеем ПВА наши полоски сплошным полотном. Лишний клей убрать, прокатать скалкой или положить под тяжелый пресс.

Из картона нужно изготовить трафарет для цветков. На изнанку наложить трафарет, нарисовать 12 лепестков и вырезать. На фиолетовую льняную ткань приклеиваем 12 лепестков.

Такие же плотные нитки (закрутить жгутом), клеем вокруг лепестка на ткань, «хвостики» оставляем внизу.

После высыхания, вырезать все заготовки.

  • Из плотного картона надо вырезать круг 10 см, приклеить к нему 6 лепестков. Получается цветок.
  • С другой стороны приклеить еще 6 лепестков, причем они должны быть чуть больше центральных, находясь между ними. Ждем полного высыхания.
  • В центре прокалываем в 2 местах, чтобы привязать к приготовленной проволоке. Центр красиво закрываем соломкой.
  • Цветок красиво выгибаем, нитками или лентой закрываем проволочку. Цветочек готов.

Можно другой цветок сделать из 1 слоя (6 лепестков). В небольшую вазочку поставить 1-3 цветка.

Можно сделать панно овальной формы, внутри оформить крупной клеткой палочки. На «сетку» прикрепить 3 цветка, привязать ленточку или закрутить спиралькой тонкую соломку. Для этого проводим ножницами вдоль волокна соломки, закрутится «спиралька»,

Подготовка материала описана выше. Соломку можно пропарить в воде, обязательно на слабом огне. Разрезать, отпарить утюгом.

Получаются красивые детские поделки из соломы на основе трафарета, который лучше нарисовать на кальке.

Чтобы получить разные оттенки соломки, утюг должен быть разной температуры. Чем горячей утюг, тем темнее станет соломка.

Кораблик из соломки

Отдельные части, например, паруса – красивее вырезать соломку в одну сторону.

По очереди приклеивать на бархатную бумагу темного цвета, внимательно смотря на схему.

Паруса делаем светлые, сама шхуна чуть темнее, а море – волнистые полоски можно более темными. Кладем под пресс, чтобы просохла картинка. Потом можно под стекло в рамку.

Интересные идеи поделок из соломы:

Любой рисунок можно перенести на кальку и приклеить с соломкой на красивую (бархатную) бумагу.

Прекрасные поделки – плетеные изделия в технике макраме и др. Можно сплести летнюю шляпу или сделать объемную куколку или животное.

Креативные идеи на фото поделок из соломы.

Фото простых поделок из соломы своими руками

Также рекомендуем просмотреть:

  • Готовим торт из памперсов своими руками
  • Поделки из яичных лотков своими руками
  • Поделки из бересты своими руками
  • Что можно сделать из конструктора
  • Поделки из баночек от детского питания
  • Матрёшка своими руками для детского сада
  • Красивые аппликации из цветной бумаги
  • Поделки из тыквенных и подсолнечных семечек
  • Что можно сделать из клея ПВА
  • Поделки грибов своими руками
  • Поделки из скорлупы грецкого ореха
  • Ангелочки из бумаги своими руками
  • Лучшие поделки из пенопласта своими руками
  • Фигурки из воздушных шариков
  • Как сделать лягушку из бумаги
  • Объемная аппликация из бумаги своими руками
  • Интересные поделки из дерева своими руками
  • Поделки из старых вещей своими руками
  • Интересные идеи аппликаций из кружков
  • Интересные поделки из пластилина для детей
  • Лучшие поделки из винных пробок своими руками
  • Красивая аппликация из ткани
  • Аппликация из цветной бумаги Петушок
  • Поделки из рулонов от туалетной бумаги
  • Аппликация из геометрических фигур для детей
  • Что можно сделать из ПВХ труб
  • Обзор идей поделок из горячего клея
  • Оригинальные поделки из спилов дерева своими руками
  • Забавные игрушки из фетра
  • Развивающие мягкие книжки из фетра
  • Красивые поделки из носков своими руками
  • Оригинальные поделки для сада из цемента
  • Поделки из лампочек своими руками
  • Поделки из кофейных зерен своими руками
  • Шьём чехол для телефона из фетра
  • Что можно сделать из засохших роз
  • Что можно сделать из старых покрышек
  • Оригинальные валентинки своими руками
  • Удивительные фигурки из полотенца
  • Поделки из фетра своими руками
  • Как сделать игрушки-погремушки своими руками
  • Животные из фетра своими руками
  • Буквы из фетра своими руками
  • Поделка зайчик из бумаги своими руками
  • Поделки из лоскутков ткани своими руками
  • Оригинальные поделки из жестяных банок
  • Идеи для использования старого меха
  • Украшения из эпоксидной смолы
  • Оригинальные поделки из тыквы своими руками
  • Кошелек для бумажных денег и монет своими руками
  • Очаровательные цветы из фетра своими руками

Пожалуйста, сделайте репост 1+

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *