Туесок из бересты

  • автор:

Поделки из бересты своими руками – техника и мастер-класс изготовления поделок для начинающих (105 фото)

Бересту – кору березы – использовали не только в Древней Руси. С Индии задолго до изобретения бумаги записывали всё на берестяных пластинах. Делали это с помощью режущих или давящих примитивных инструментов, в последнем случае углубления заполняли сажей, зачерняли знаки.

На Руси также были берестяные грамоты, кроме них из бересты делали предметы одежды, обуви, украшения и домашнюю утварь. Субериновые кислоты, содержание которых в бересте доходит до 40%, убивают бактерии и грибки.

Об этих свойствах коры березы знали давно, поэтому в берестяных ёмкостях хранили продукты.

Краткое содержимое статьи:

  • Что можно сделать
  • Заготовка
  • Обработка бересты для поделок
  • Инструменты для берестяных поделок
  • Создание коробочки
  • Фото поделок из бересты своими руками

Что можно сделать

Береста – удачный материал для создания вещей. На фото поделок из бересты представлены разные варианты использования. Благодаря химическому составу и физическим свойствам она послужит отличным материалом для фантазийной задумки.

Мелкие украшения, кухонная утварь или большая водонепроницаемая емкость для хранения продуктов – все предметы будут прочными, красивыми, не пропустят влагу, сохранят ценные свойства. Плетеные сувениры в виде лаптей или корзин послужат отличным подарком.

Заготовка

Способов заготовки коры существует множество. Не надо бояться снимать её с упавших берёз. Древесина может уже сгнить, но кора остается невредимой.

Такая береста легко снимается в любое время года, не надо ждать весеннего сокодвижения. В наше время снимать кору с живых деревьев – значит губить не только дерево, но себя.

Считается, что у бересты лицевая сторона – внутренний молодой слой светло-коричневого оттенка, но и белый, наружный также используется мастерами. Например, в разноцветных панно или украшениях удачно смотрятся белые детали.

Нет жестких ограничений в том, как правильно подготовить бересту. Основные способы снятия коры:

Лентой, самый легкий, делается короткий разрез на глубину коры вдоль дерева. Затем “обводной” или спиральный надрез вокруг ствола, и кору снимают лентой.

Пластиной, способ потруднее. Продольный разрез делается по высоте требуемого размера пластины, обводной делается на глубину коры до самой древесины. После такой разметки кора снимается с одного угла, доводя постепенно до полного отделения от дерева.

Ободом, сложный метод. Делается для изготовления бесшовных ёмкостей. Отпилить от ствола часть необходимого размера, после молотком выколотить внутреннюю древесину.

Пилить можно прямо или под углом, согласно задуманной поделке. Разумеется, для этого следует брать участок без сучков или изъянов.

Маленький кусок коры для украшений достаточно снять с простого полена. Но для создания качественной вещи в любом случае снятую кору надо обработать.

Обработка бересты для поделок

С собранной коры снимают наросты, смывают остатки земли, мха и лишайника. После её запаривают в горячей воде или, что сильнее, кипятят в течение получаса. Если нужны ровные пластины, то распаренную бересту сразу укладывают под пресс.

Дальнейшая обработка может быть разной. Для получения берестяной крошки кору пропускают через мясорубку, её используют для панно и украшений.

Посуду делают из тонких слоев бересты. Для этого ножом делят толщину берестяной платины с одного угла и осторожно отделяют слой за слоем. Плетеные вещи делают из берестяной ленты, её также можно разделять на тонкие и легче поддающиеся плетению.

Инструменты для берестяных поделок

Первый опыт создания поделки не потребует много инструментов. Можно ограничиться острым ножом, ножницами, шилом и пинцетом.

В последующем при появлении серьёзных намерений по созданию шедевров потребуются ножи с разными типами лезвий, плоскогубцы, дополнительное шило с кривым стержнем для прошивки и крулогубцы для протягивания или выравнивания слоёв.

Важно: Все работы с режущими и колющими инструментами делаются на подкладной доске.

Создание коробочки

Инструкции для поделок из бересты покажем на примере резной коробки или шкатулки.

Материалы

  • Береста, картон. Клей, копирка, армированная нить
  • Инструменты
  • Ножницы, игла для рукоделия, острый нож, разметочный карандаш, пинцет.

Порядок выполнения

Сделайте эскиз с размерами. Разметьте выкройки деталей корпуса и крышки на картоне, вырежьте их. Соберите и склейте картонную шкатулку с крышкой. Это будет основа.

Снимите пинцетом белый верхний слой с заготовленной бересты до бежевого уровня. Шкатулка будет резная, это значит, что потребуется парные детали боковин корпуса и верха крышки.

Разметьте на пластине бересты необходимые детали. Размеры их должны соответствовать картонным деталям с небольшим припуском, картонная часть будет вкладышем.

С изнаночной стороны нанесите узор на дублирующие детали с помощью копирки. Аккуратно вырежьте его ножом.

Наклейте вторые детали на резные, выдержите положенное время для высыхания клея. Получатся узорные детали: боковина корпуса и верх крышки.

Заключительный этап разрешается выполнить простой оклейкой картонного основания. Шкатулка получится прочнее, если предварительно сшить детали из бересты, а после вставить в нее картонное основание.

Надеемся, что после прочтения статьи стало ясно, как сделать поделку из бересты своими руками. Фантазия и аккуратность помогут создать рукотворное чудо, будь то бусы, брошка или что-то более масштабное. Наслаждайтесь творчеством, радуйте окружающих!

Фото поделок из бересты своими руками

Также рекомендуем просмотреть:

  • Готовим торт из памперсов своими руками
  • Поделки из яичных лотков своими руками
  • Что можно сделать из конструктора
  • Поделки из баночек от детского питания
  • Матрёшка своими руками для детского сада
  • Красивые аппликации из цветной бумаги
  • Поделки из тыквенных и подсолнечных семечек
  • Что можно сделать из клея ПВА
  • Поделки грибов своими руками
  • Поделки из скорлупы грецкого ореха
  • Ангелочки из бумаги своими руками
  • Лучшие поделки из пенопласта своими руками
  • Фигурки из воздушных шариков
  • Как сделать лягушку из бумаги
  • Простые поделки из соломы своими руками
  • Объемная аппликация из бумаги своими руками
  • Интересные поделки из дерева своими руками
  • Поделки из старых вещей своими руками
  • Интересные идеи аппликаций из кружков
  • Интересные поделки из пластилина для детей
  • Лучшие поделки из винных пробок своими руками
  • Красивая аппликация из ткани
  • Аппликация из цветной бумаги Петушок
  • Поделки из рулонов от туалетной бумаги
  • Аппликация из геометрических фигур для детей
  • Что можно сделать из ПВХ труб
  • Обзор идей поделок из горячего клея
  • Оригинальные поделки из спилов дерева своими руками
  • Забавные игрушки из фетра
  • Развивающие мягкие книжки из фетра
  • Красивые поделки из носков своими руками
  • Оригинальные поделки для сада из цемента
  • Поделки из лампочек своими руками
  • Поделки из кофейных зерен своими руками
  • Шьём чехол для телефона из фетра
  • Что можно сделать из засохших роз
  • Что можно сделать из старых покрышек
  • Оригинальные валентинки своими руками
  • Удивительные фигурки из полотенца
  • Поделки из фетра своими руками
  • Как сделать игрушки-погремушки своими руками
  • Животные из фетра своими руками
  • Буквы из фетра своими руками
  • Поделка зайчик из бумаги своими руками
  • Поделки из лоскутков ткани своими руками
  • Оригинальные поделки из жестяных банок
  • Идеи для использования старого меха
  • Украшения из эпоксидной смолы
  • Оригинальные поделки из тыквы своими руками
  • Кошелек для бумажных денег и монет своими руками
  • Очаровательные цветы из фетра своими руками

Пожалуйста, сделайте репост 0

Туес

Классический туес — небольшой короб цилиндрической или овальной формы, сделанный из коры берёзы и имеющий деревянные дно и плотно притёртую крышку.

Устройство

Туес или, по другому, бурак, поражает простотой и мудростью конструкции. Он напоминает термос, поскольку имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка.

Туес, береста. Музей в Царицино. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Внутренняя стенка удерживает жидкость. Для изготовления туеса нужен сколотень — снятая со ствола целиком береста. Сколотень заготавливают специально, в определённое время года. Для этого нужен опыт, чтобы не навредить дереву.

Наружная стенка предназначена для декора, недаром ее называют рубашкой. Рубашку украшают яркой и сочной росписью или прорезным кружевным орнаментом или тиснением, иногда вплетают полоски бересты.

Два слоя бересты складываются белой стороной коры внутрь так, что снаружи всегда «изнаночная», более тёмная сторона.

Берестяной туес собирается без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа. Края могут усиливаться корнем сосны, который вставляется между стенок.

Большой туес с узорами, музей Этнографии, СПб. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Применение

Берестяные туеса используются для хранения продуктов питания или мелких вещей.

В туесах хранят соль, соления, молоко, масло, сметану и творог. Скоропортящиеся продукты в берестяных туесах долго хранятся, соль не отсыревает, солёные грибы и огурцы приобретают особый аромат, масло не становится горклым, молоко и творог не киснут.

В туеса наливают мед, подсолнечное, конопляное, льняное масло.

Свойства

Туеса имеют свойство сохранять прохладу воды, кваса и других прохладительных напитков в жаркий день, а горячие напитки, наоборот, долго не остывают.

Туес с великоустюгской росписью Наталья Жидяк, CC BY-SA 3.0

Дело в том, что сама береста обладает бактерицидными свойствами. Люди давно заметили, что она долго не портится, даже если ствол берёзы упал в воду. Скорее сгниёт сама древесина.

При этом, кора берёзы состоит из множества слоёв, поэтому достаточно герметична.

Туески и бурачки служат, как правило, очень долго. Их немало можно встретить в собраниях музеев, хорошо сохранившимися, не смотря на явное использование.

Страна туесов

В музейных коллекциях Петербурга, Архангельска, районных центров Архангельской, Вологодской и других областей хранится много берестяных туесов, собранных в различные годы на Русском Севере.

Туесок, Музей Этнографии, СПб. Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Особым качеством исполнения отличаются туеса с реки Уфтюги и окрестностей Красноборска. Именно в этом районе существовал до недавнего времени туесовый промысел. Туеса расходились отсюда по всему Северу России и дальше. Время возникновения этого промысла еще не ясно.

Местные старожилы связывают его происхождение со старообрядческими скитами и поселениями, появившимися здесь в XVII-XVIII вв. У туесов была своя технология, которая отличалась от других.

Сколотень, готовый к работе Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Обязательно дискообразные крышка и донышко, деревянная ручка-дужка, первый слой со сколотня, второй слой с зигзагообразным замком, в нижний и верхний отворот сколотня вставлялся прутик для придания жесткости, береста ровная, чистая, с мелкими иглами, и обязательно метки мастера по сторонам замка.

Именно благодаря этим стандартам качества уфтюжские туеса можно отличить от других, если они не расписаны или не покрыты тиснением. Технология эта использовалась с давних времен и сохраняется сейчас. Что-то добавить или убавить из нее нельзя — до того она выверена коллективным народным опытом.

Берестяной туесок своими руками

Уважаемые посетители сайта «В Гостях у Самоделкина» Из представленного автором мастер-класса вы узнаете, как своими руками можно сделать туес из бересты, а так же как и когда заготавливать бересту. Дело это довольно серьезное и требует усердия, а так же внимания. Но изучив представленный материал, у Вас точно все получится.
Как вы наверняка должны знать, береста-это кора «березы» которая ценится среди ремесленников своими неповторимыми качествами, такими как: водонепроницаемость, красивый и уникальный внешний вид.
Изделия из бересты получаются просто сказочной красоты.
И так, давайте внимательно рассмотрим все этапы создания березового туеса своими руками, а так же узнаем что для этого потребуется.
Материалы
1. береста
2. доска (сосна)
3. столярный клей
4. клей момент
Инструменты
1. нож резак
2. нож косяк
3. электролобзик
4. дрель
5. молоток
6. пробойник
7. шило (круглое и квадратное)
8. чеканы
9. шило с тупым кончиком
10. металлическая линейка
Процесс изготовления туеска своими руками.
Первым делом следует узнать, что такое береста и как ее можно добыть? Береста-это верхний слой коры березы, внешний слой белого цвета, а внутренний обращенный к лубу от желтого до коричневого. Мастера-ремесленники заготавливают бересту в весенне-летний период, во время сокодвижения. Начиная с конца Апреля мастера направляются подальше в лес, где снимают с берез кору, в вышеуказанный период кора снимается довольно легко.
ВНИМАНИЕ!Если вы загорелись идеей создания поделок из бересты и вам срочно приспичило раздобыть бересты, то не портьте первое попавшееся дерево, а отправляйтесь подальше в лес куда редко заходит простой человек. Набрав необходимое количество берестяных листов, их следует протереть чистой тряпочкой от влаги и сока. Принеся домой их следует очистить от наростов и уложить в ровную стопочку, при этом нужно придавить сверху грузом, чтоб при высыхании бересту не скрутило.
И так, Протираем и разглаживаем. Убирается лишние наросты. Укладывается в стопочку и придавливается грузом. Готовую бересту нельзя хранить на солнечном месте, потому как она может пересохнуть, а лучше складировать в темном месте.
После того как материал просохнет, мастер приступает к работе, для чего берет необходимый инструмент. Для изготовления туеска потребуется две полосы бересты, причем одна должна быть длиннее другой ровно на 1 см, потому как нужно будет изготовить 2 цилиндра, с расчетом, что один будет вставлен в другой. Края равняются при помощи металлической линейки и ножа. Вырезаются 2-е полосы, размеры автор указал на фотографии. Все делается предельно аккуратно. Верхнюю часть следует следует снять. Убрать наросты. Срезать край немного под конус. Затем на полученных полосах бересты необходимо сделать замок, а делается он следующим образом: с края отступается 2.5 см и проводится линия, потом при помощи пробойника делаются отверстия. Пробойник представлен на фото. Нанесение разметки. Отверстия пробиваются следующим образом, представлено на фото. Убираются лишние части и получается вот такой замок. Затем собираются цилиндры, а замок просто состыковывается. Цилиндры вставляются друг в друга с небольшой натяжкой. Вот такой цилиндр должен получится в итоге. Далее берутся чеканы, пробойники и квадратное или плоское шило. Вырезаются 2-е полоски. Так же делается замок. В одном конце полоски будет отверстие, а в другом вот такой стреловидный замок. Производится тиснение чеканом при помощи молоточка. Собирается полоска в замок. Одевается на цилиндр. Далее мастеру предстоит нарезать длинные, ровные и тонкие полоски, они понадобятся для оплетки. Вначале подготавливается лист бересты, с него снимается верхняя белая часть. Линейкой делается разметка и нарезаются полоски. Вырезанная полоса крепится при помощи прищепки или вот такого «крокодильчика» При помощи шила проделывается отверстие под наложенной полосой. Пропускается берестяная нить (с внутренней стороны) где оставляется около 1 мм, а второе отверстие делается ниже на несколько миллиметров. После 3-х стяжек автор поднимается наверх. Когда заканчивается нить, то новая вставляется в тоже отверстие, обязательно с внутренней стороны. Затем необходимо выравнять прокладки и заплести все до конца. Вот такая красотища получается. Затем мастер изготавливает донышко для туеска. Делает замер. Чертит циркулем на сосновой дощечке окружность. Выпиливает при помощи электролобзика. Выпиленный кружок автор обтачивает на шлифовальном станке. Вставляет в берестяной цилиндр, донышко должно подойти очень плотно, после того как береста высохнет она дополнительно зажмет круг. Края туеска следует обработать наждачной бумагой. После того как донышко вставлено, автор переходит к изготовлению крышечки, делается она аналогичным образом, только затачивается немного под конус, чтобы она свободно закрывалась и открывалась. Выпиливается такая же по размерам окружность. Делается разметка под установку ручки. Сверлится отверстие, а далее выпиливается по контуру электролобзиком. Чтобы крышка гармонировала с прекрасным цветом туеска, автор наклеивает на нее кружок из бересты при помощи клея «момент» Что при использовании в туесе пищевых продуктов, крайне не допустимо, но туесок сувенирный и можно расслабится ). Затем делается ручка для крышки, берется полоска бересты длинной 60 см равняется по краям и опускается в горячую воду, где она начинает сворачиваться. Автор достает из воды и скручивает в свиток, при этом крепит край степлером. После вырезается еще одна полоска аналогичной ширины захватывается полученный рулончик и пропускает через щель, с обратной же стороны полоска смазывается столярным клеем и забивается клинышек. Лишнее потом просто убирается ножом. Последний этап: мастер покрывает изделие с внешней стороны лаком. ВНИМАНИЕ!Внутри туесок не покрывается лаком!!! Будьте внимательны! Да и вообще не стоит покрывать такую красоту химическими составами, а лучше натереть льняным маслом, блеск будет не хуже, а главное безвредно для здоровья человека. Так же на туески наносят всевозможные рисунки и тиснения, неописуемой красоты, но это как говорится «другая история».
Данный туесок можно использовать для хранения сыпучих круп, сахара, соли и не в коем случае не воды! Для хранения воды туеса делаются по другой технологии, кстати не менее интересной и увлекательной.
В старину когда делали такие туески для хранения варений, да солений, а так же говорят, что в такой посуде молоко очень долго хранилось и не кисло.
На этом заканчиваю статью. Спасибо за внимание!
Заходите в гости почаще, не пропускайте новинки в мире самоделок!
Статья представлена в ознакомительных целях!

Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. .

guriny

Сегодня наконец решили выложить подробный мастер-класс по изготовлению простого туеска. Береста у нас сегодня свежая, только что собранная, наверное, это и подтолкнуло. Давно собирались, и даже начинали выкладывать в блоге этот мастер-класс по частям, но полностью так и не выложили. А теперь пришло время.
Простой туесок — это основа. Основное знание. На нём базируется всё. Освоив простой туесок, можно двигаться дальше и делать туески уже украшенные. Но хоть наш туесок и простой, сделать его не так и просто. Изготовление туеска состоит из десяти различных операций, обо всех из них мы попытаемся рассказать и показать. Сегодня я делаю всю «берестяную» работу, а Аля снимает фото и видео.
Начинаем.
1. Разметка и нарезка.
Первым делом нужно взять бересту. Мы взяли два листа. Тот, что посветлее — на наружный слой, тот, что потемнее — на внутренний. Это всегда делается так — более качественная береста на внешний слой.
Теперь разметка. Вычерчиваем два прямоугольника. Это будут заготовки наружного и внутреннего слоёв. Стенки туеска двуслойные, поэтому и заготовки нужны две. Заготвка наружного слоя на один сантиметр длиннее.
Ширина обеих заготовок одинаковая. Ширина заготовок — это высота будущего туеска. Сегодня у нас ширина будет 8 сантиметров, длина 34,3 и 33,3 сантиметра. Эта длина соответствует 9 сантиметрам диаметра дна будущего изделия. Впрочем, так уж точно, до миллиметров можно размеры заготовок и не соблюдать. Всё равно последний этап, когда мы будем вытачивать на станке деревянные дно и крышку, потребует подгонки размеров деревянного дна под готовый корпус.
При разметке соблюдаем такое правило. Длинная сторона заготовки должна располагаться вдоль полосок на бересте. Полоски заметны на каждом её листе. Потом, когда мы будем сгибать и скручивать наши заготовки, сгибать их нужно поперёк полосок. Если гнуть вдоль, то береста на месте полосок может лопнуть.
Обычно мы рассчитываем длину заготовки таким способом. L=3.14 x D+40 + d Если перевести это на понятный язык, то L- это длина заготовки внутреннего слоя 3.14 — это округлённое число «пи» D-это диаметр дна, 40мм — это удвоенная ширина зубцов для «замка» и d — это диаметр пробойника. В нашем случае диаметр пробойника будет 10 миллиметров.
Расчертили, теперь нужно вырезать обе заготовки. Режем или ножом по линейке, или большими ножницами.
А это обе заготовки, уже вырезанные и подогнанные по длине. Одна короче другой на сантиметр.
2. Расслаивание
Теперь заготовки нужно расслоить. При расслаивании мы добиваемся нужной толщины бересты — примерно 1миллиметр. Толщина же бересты, срезанной с дерева может быть и два миллиметра, и три, и пять. С такой толстой берестой работать сложно, потому мы её и расслаиваем.
Для расслаивания мы загоняем лезвие маленького ножичка между слоями бересты. Подцепляем.
Береста состоит из десятков тончайших слоёв, поэтому её можно расслоить практически до любой толщины.
Отрываем верхние слои. Иногда они отбрасываются и идут на растопку, иногда из них мы делаем что-нибудь вроде парусов для корабликов или серединок для цветочков. Всё зависит от качества этих слоёв.
На этой заготовке у нас попался небольшой нарост. Его мы осторожно срезаем лезвием ножа. Напомню, что сперва нужно отделить все слои, а потом уже браться за чистку наростов. Иногда наросты попадаются очень большие и грубые. Счистить их бывает очень трудно, а то и невозможно. Поэтому бересту с большими наростами лучше не использовать.
3. Изготовление «замка»
Следующая операция — разметка будущих зубцов для «замка». От каждого края обеих заготовок нужно отступить 2 сантиметра и провести линию. Эта линия нужна для разметки будущих отверстий. Помните, при рассчёте длины мы прибавляли 40мм? Это и есть по 2 см с обеих сторон.
Теперь нужно перевернуть заготовки и утончить их края. Это нужно для того, чтоб зубцы лучше гнулись. Лишнюю толщину бересты срезаем ножом.
Теперь на обеих заготовках можно пробивать отверстия.
Первое отверстие пробиваем сверху, с внутренней стороны от линии. Напомню, что в моих руках пробойник диаметром 10мм. Его нужно с силой прижимать к бересте и вращать, чтобы он лучше резал бересту.
Вот наполовину пробитое отверстие.
Теперь нужно надавить пробойником на бересту рядом с этим пробитым отверстием. Если приглядитесь то на этом снимке виден еле заметный кольцевой след от пробойника вплотную к отверстию. Так мы намечаем место для следующего отверстия.
Потом по краю этого следа пробиваем ещё одно отверстие. Затем опять намечаем, опять пробиваем. И так до конца. Смысл этого действия в том, чтобы промежутки между отверстиями были точно такой же ширины, как и сами отверстия. Тут нужно соблюсти точность. Промежутки между отверстиями — это будущие зубцы. Если они будут шире или уже отверстий, то это может привести к перекосу при сборке.
С противоположной стороны заготовки мы делаем то же самое, только в обратном порядке. Сначала намечаем, а потом пробиваем отверстие. Когда отверстия пробиты, нужно разметить будущие зубцы для «замка».
Потом по этой разметке будем резать. Вот зубцы уже нарезаны на обеих заготовках. «Замок»готов.
Посмотрите видео.
4. Сборка корпуса.
Теперь начинается этап сборки корпуса туеска. Перед сборкой берестяные заготовки нужно распарить в горячей воде для того, чтоб береста стала мягче.
Теперь, когда береста распарилась, можно приступать к сборке внутреннего слоя(короткая заготовка). Нужно сцепить зубцы друг с другом. Заготовка сгибается так, чтобы жёлтая сторона бересты была внутри, а белая снаружи.
Конечно, названия «белая» и «жёлтая» стороны бересты достаточно условны. «Жёлтая» — это та, которая была обращена внутрь ствола, когда береза росла. Настоящий цвет её может быть жёлтым, желтовато-коричневым, коричневым, она может быть в пятнышках. Но пусть уж будет «жёлтой». И «белая» сторона может быть по цвету белой, розоватой и даже немного сиреневой.
Сворачиваем заготовку и зацепляем зубцы. Если они сделаны точно, то особых проблем это не вызовет.
Теперь приступим к сборке заготовки внешнего слоя (длинной). Её точно также распариваем в горячей воде. Но сгибаем в другую сторону. «Жёлтой» стороной наружу, «белой «внутрь. И если при сборке внутренней стороны зубцы оставались снаружи, то теперь они должны быть внутри.
А так выглядит уже готовый наружный слой.
Когда оба слоя собраны, их нужно вставить один в другой. Заготовку внутреннего слоя нужно взять вот таким образом, чтобы большой палец давил на зубцы. И сильно сжать.
Потом вставить внуть заготовки внешнего слоя. Причём важно, чтобы зубцы обеих заготовок находились по разные стороны. При сборке они не будут друг за друга зацепляться.
Вот слои вставлены друг в друга.
Теперь внутренний слой нужно расправить. В результате получается корпус туеска, вот такой берестяной двуслойный стаканчик. Корпус у нас собран.
5. Изготовление и установка декоративных поясков
Теперь вырезаем две полоски. Это будут декоративные пояски. Они одновременно укрепляют и украшают наше изделие. Предварительная длина их примерно равна длине наших заготовок. Ширина в данном случае 2 сантиметра. Толщина — 1 миллиметр, то есть примерно такая же, как у заготовок корпуса. Полоски для поясков тоже нужно расслаивать.
Теперь нужно подогнать длину поясков, так, чтобы они держались на корпусе без клея, за счёт натяжки. Оборачиваем полоску вокруг корпуса.
Потом вот таким образом делаем карандашом отметку в 3-4 мм от края полоски. Эти 3-4 мм служат для натяжки пояска.
От отметки отступаем 2см и отрезаем полоску. Отступать нужно к концу заготовки.
Отрезаем.
Потом с каждого конца отмечаем по 1 сантиметру и проводим линию. Вот таким образом. Это будет разметка для зубцов. Для поясков делаются примерно такие же зубцы, как и для корпуса, правда с одной особенностью, о которой скажу позже.
Края поясков утончаем с белой стороны точно также, как и края заготовок корпуса.
Теперь с помощью пробойника меньшего размера пробиваем отверстие в центре и с внутренней стороны от начерченной линии. Я пользуюсь револьверным пробойником со сменными головками. Он пробивает отверстие диаметром 4,5 мм.
На другом конце полоски тем же пробойником в центре намечаем, а по краям от намеченного пробиваем два отверстия. Вот таким образом намечаем, чтобы остался еле заметный кольцевой след.
А вот так пробиваем два отверстия по обеим сторонам от намеченного.
Здесь тоже важно, чтобы ширина между отверстиями точно соответствовала диаметру отверстия. Размечаем карандашом зубец. Теперь о той особенности, о которой я говорил ранее. На противоположном конце полоски ничего рамечать и никаких зубцов нарезать не нужно. Нужно просто оставить отверстие, как оно есть.
Потом делаем четыре разреза в намеченных местах, чтобы зубец у нас получился.
Дальше нужно украсить наш поясок. Для этого обрубаем одну его сторону полукруглым резцом. На этом фото хорошо виден тот конец пояска, где отверстие.
А тут на обоих поясках край уже обработан.
Потом тем же револьверным пробойником с головкой уже на 2мм пробиваем отверстие в каждом выступе.
Делаем тиснение, слегка надавливая на бересту тем же пробойником и полукруглым резцом меньшего размера.
И вот оба пояска готовы к установке на корпус.
Распариваем поясок.
Потом сильно сжимаем зубец и вставляем его в отверстие, сделанное с противоположного конца.
Проталкиваем его.
И вот концы пояска сцеплены. На этом фото хорошо видно сделанное тиснение.
Теперь можно ещё раз распарить в горячейводе и поясок, и сам корпус. Корпус сильно сжать и вставить внутрь пояска.
Потом расправить, растянуть корпус примерно так же, как мы расправляли слои при сборке самого корпуса.
Тем же образом надеть и второй поясок.
6. Пробивание отверстий под оплётку и оплётка туеска.
Теперь нужно разметить и пробить отверстия под оплётку. Оплётка свяжет все элементы туеска и не даст вывалиться дну. Размечаем линию по краю.
Затем пробойником на плоскогубцах пробиваем отверстия. Для аккуратности важно соблюдать расстояния между отверстиями. Они должны быть примерно равны диаметру самиз отверстий.
И нарезаем полоски. Полоски должны быть 4-5 миллиметров шириной. Это для диаметра отверстия 3мм. Полоски должны входить в отверстия с натяжкой. Для полосок нужно брать бересту самую качественную, без наростов. Толщина бересты для полосок — примерно 0,5 мм. Вот так, ножом по линейке мы их и нарезаем.
Затем каждую полоску нужно заострить. Без этого невозможно будет протянуть её сквозь отверстия. На фото готовые полоски с заострёнными концами.
Распариваем полоски в кипящей воде и, если нужно, смазываем их кремом для рук. Потом начинаем плести. Первую полоску протаскиваем сквозь отверстие и оставляем снаружи кончик примерно полтора сантиметра длиной. Если полоска высохнет, её нужно распарить снова. Береста эластична, только пока она мокрая и горячая.
Указательным пальцем левой руки прижимаем полоску к корпусу. Это важно. За счёт этого полоски будут прилегать к корпусу плотно и не разболтаются. От этого зависит красота и надёжность будущего изделия.
Продолжаем плетение. Пальцем левой руки всё время прижимаем полоску.
Когда одна полоска закончится, расширяем последнее отверстие шилом.
И в него вставляем следующую полоску. Обратите внимание, что хвостик в 1,5 см, как у первой полоски, мы уже не оставляем.
Кончик первой полоски с внутренней стороны срезаем маленьким ножом.
Так и плетём, подставляя всё новые и новые полоски до того места, с которого мы начали своё плетение. Вот мы подошли к оставленному хвостику самой первой полоски.
Теперь этот хвостик отгибаем вверх, раширяем отверстие шилом.
Затем, придерживая хвостик, вставляем в это отверстие полоску. Левой рукой я как раз придерживаю этот хвостик.
Затягиваем полоски и потом нам остаётся только отрезать выступающие концы полосок.
Режем.
Ну, и естественно, вторую сторону оплетаем так же. В результате у нас получится вот такое изделие.
«Берестяная» часть нашего мастер-класса закончена. В следующей части мы будем выпиливать и обтачивать на токарном станке донышко, крышку и ручку. Всё это будет делаться в условиях мастерской. Так что, как говорится, не переключайтесь.Tags: береста, мастер-класс, туески

Изготовление изделий из пластовой бересты.

12

РЕФЕРАТ

по дисциплине «НДПИ Зауралья»

Художественная обработка бересты

Выполнила: студентка группы П-30314 О.А. Евдокимова

Направление – 44.03.04 «Профессиональное обучение (ДПИ и дизайн)»

Руководитель В.С.Медведевских

Курган 2016

Введение. 2

1.Береста и быт. 4

2.Плетение. 6

3.Изготовление изделий из пластовой бересты. 7

4.Тиснение. 8

5.Резьба. 9

6.Роспись по бересте. 9

7.Роспись пермогорских туесков. 10

8.Роспись уфтюжского туеска. 10

9.Роспись тагильского бурака. 11

Заключение. 12

Список использованной литературы.. 13

Приложение. 14

Введение

Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой — мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.

Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Множество берестяных грамот ученые нашли при раскопках древнего Новгорода. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Возможно, крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как мы теперь покупаем бумагу в магазине. Хотя бумага заменила бересту, но нет-нет, да и вспоминали люди о древнерусском папирусе

Актуальность темы заключается в необходимости возрождения и развития русской народной традиционной материальной культуры. На протяжении многих лет не уделялось должного внимания народным промыслам, был утрачен огромный опыт работы в этой области. В последнее время Российское государство уделяет все больше внимания этому вопросу. И появление в нашем образовании учебных программ, позволяющих применять виды народных промыслов в процессе обучения, делает немалый шаг в развитии и восстановлении русской народной традиционной материальной культуры.

Береза — это символ русской природы, а береста — один из самых поэтичных материалов народного декоративно-прикладного искусства. Изделия из бересты известны с давних времен. Поделка таких изделий считается одним из самых древних ремесел и является исконно русским промыслом. Берестой обшивали лодки, делали из неё поплавки для рыбацких снастей, обувь (ступни, лапти), чемоданы, сундуки, пестери, игрушки (шаркунки, погремушки, фигурки зверей), украшения (бусы, обереги, серьги, пояса) и т.д.

Цель: Познакомиться с основами художественной обработки бересты.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

· Поиск литературы

· Формировать начальные знания в области обработки бересты.

· Овладеть основами художественной обработки бересты.

· Знакомство с историей народных берестяных промыслов.

Береста и быт.

Береста, или берёсто, — верхний слой берёзовой коры, прочный, гибкий, мало поддающийся гниению. Из берёсты, поэтому изготавливали различную хозяйственную утварь. Из пластов коры делали лёгкие лодки-берестянки, сооружали летние жилища – чумы; скальё – листы бересты – использовали при сооружении домов, на бересте писали письма. Неудивительно, что во время раскопок в Новгороде находки вещей из бересты были довольно многочисленными – до 4000 штук.

В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири иДальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительствомдома, везде использовали бересту.

В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическимсвойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили,если между деталями конструкции прокладывали бересту. Вот что писал Петрей Петр в начале XVII века, описываяМосковское государство: «…они умеют так ловко и плотно класть бревна одно на другое, что на дом не потратят ни одногогвоздя, они покрывают эти дома досками, а всего лучше корой березы…».

В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой (берестой), служит не меньше 40 лет.Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали «вторую жизнь» после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях — поплавки. Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты.

Прочно вошла береста в «мир детства» в виде игрушек. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Онислужили шумящим оберегом и развивали мышление. В дальнейшем его окружали плетеные из бересты игрушки в видеживотных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки: мячики, лодочки и другие — ребенок мог сделать сам. У народовСибири повсеместно бытовала берестяная колыбель, которая была переносной. Бересту использовали для изготовлениямузыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек.В таможенных книгах Московского государства (XVII в.) упоминаются «берестяные каючки», на которых с верховьевВычегды доставляли товар в Великий Устюг. Как они выглядели, представить сейчас трудно. А вот каноэ североамериканскихиндейцев и лодки-берестянки народов Сибири сохранились в музеях Петербурга (РЭМ, МАЭ). Известна и технология их изготовления. Ни одна телега, ни одни сапоги и конская упряжь не обходились без дегтя. Лучший деготь получался из бересты. Телеги не скрипели, сапоги долго служили и не промокали, а конская упряжь не замерзала на морозе. Запах дегтя известен многим, ихтиологовая мазь содержит березовый деготь .Деготь обладает лечебными, противовоспалительным действием. Много пословиц и загадок связано с берестой, по которым можно судить о том, какое место занимала она, в крестьянском быту.

Стоит в поле дерево древанское, на этом дереве семь угодьев,

Первое угодье – в избе обиходье,

Другое угодье – в кругу вертится,

Третье угодье — старому и малому потешка,

Четвертое угодье – на церкву крыша,

Пятое угодье – по дорожке след,

Шестое угодье – на всю ночь свет,

Седьмое угодье – всему миру масло.( Береза )

Еще одна хорошая пословица, которой можно окончить главу: » Кабы не лыко да не береста, так бы мужик рассыпался».

Плетение.

В прошлом из бересты плели небольшие солоницы и крупные ёмкости для хранения муки, круп. Для них употреблялась лента из бересты шириной в 1- 2,5 см. Берестяную ленту опускали ненадолго в горячую воду, она становится эластичной. Такой берестой обматывали треснувший горшок и она после высыхания крепко стягивала все трещины. Такое плетение из лент получалось очень прочным.

Солоница — сосуд для когда-то дорогого и очень необходимого продукта. Недаром деревянные солоницы в виде баранчика или уточки любовно украшали резьбой и росписью. В крестьянском быту дорожные солоницы плели из бересты. благодаря двойному слою плетения достигалась почти полная герметичность, что предохраняло соль от воды. Солоницы — это чаще всего плоские или квадратные коробочки с узкой горловиной — иногда в виде птицы(рис. 1).

Изготовление изделий из пластовой бересты.

Очень были распространены изделия, сделанные из целых пластов бересты: лукошки, заплечники для грибов и ягод, чекманы. Прямоугольный слой бересты складывали по полам, по бокам сшивали лентой из лозы. В получившиеся от изгибов и вывернутые наружу уголки донышка вставляли палочку-замок, которая даёт необходимую жёсткость конструкции. Горловину посудины стягивают дополнительным обручём из бересты.

Бурак, или туесок, лёгкий, удобный, был неотъемлемой частью домашнего обихода крестьянина и жителя ремесленных посёлков. В жару в нём хорошо сохранялся прохладный квас. В бураках держали молоко и крупы, пряности и соли. Собирали в них грибы и ягоды. Не обходились без бурака и на рыбалке. Известны бурачки уплощённой овальной формы – в них удобнее, чем в обычных круглых туесках, хранить пойманную рыбу. В соответствии с потребностью бураки делали разного размера, объёмом от половины стакана до четырёх вёдерных. Когда везли продавать готовый товар, в большие бураки вставлял меньшие, составляя наподобие матрёшек комплекты. Самым распространённым был двух-трёх литровый бурак, высотой 20-28 см, диаметром 12-20 см.

Бархатистая, с сеткой тонких редких полосок поверхность бересты красива сама по себе. Характерные для естественной окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. Несмотря на это, в народном искусстве существуют другие, очень разнообразные способы декоративного оформления берестяных изделий. Наряду с выскабливанием, или процарапыванием, есть тиснение, резьба и роспись(рис.2).

Тиснение.

Тиснение по бересте – один из древних видов украшений берестяных изделий. Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или чеканов. Подобно набойке на тканях тиснение узора на бересте позволяет достигать большого разнообразия композиционных решений. При всей своей простоте тиснение позволяет достигать высокого художественного качества изделия, обогащая своеобразную поверхность бересты рельефным рисунком.

В Прикамье славились тиснённые бураки, что делали мастера Чусовских городков в прошлом столетии. По чистоте работы и по накладке на наружной стороне красивых узоров они считались лучшими. Чусовские бураки имеют характерный рисунок тиснения, который наносится костяными чеканами на наружный слой бересты.

Тагильские чеканенные бураки известны на Урале. Их тиснение похоже на чусовское, только отдельные его элементы выполнены тоньше. Основным элементом рисунка является бусинка: ряды бусинок в дорожниках, звёздочки в розетках, ромбах. Иногда вместо розетки, в центр квадрата ставится цветок или куст с птицами.

Бураки с упрощённым рисунком тиснения делали там, где не было крупных производств берестяной утвари. В них схематически повторялась известная композиция с полоской по краю поля и крупной орнаментальной фигурой в центре. Известен другой рисунок тиснения, построенный на ином композиционном принципе, тогда по всему полю в определённом ритме разбросаны звёздочки или группы розеток. Их расположение напоминает узор народной набойки. Как будто бурачок обтянут куском ткани, с характерным для неё простеньким звёздчатым рисунком(рис.3).

Резьба.

Резьбу по бересте русские мастера применяли довольно широко наряду с другими способами её украшения — гравировкой и тиснением. Прорезные отверстия в виде полулунок, ромбов, овалов и кругов в сочетании с цветными и слюдяными подкладками характерны и для якутской прорезной бересты. Небольшие слюдяные окошки эффектно выделяются на фоне мелкого, графически чёткого гравированного узора либо чёрной сетки из конского волоса, оплетающей пояски и прочие детали берестяного изделия.

Вырезанными из бересты геометризованными изображениями оленьих рогов, птиц украшали короба в Западной Сибири.

Наиболее виртуозной была прорезная, или просечная, береста на русском Севере. В окрестностях Великого Устюга, в Шемогодье издавна существовал крестьянский промысел по изготовлению берестяных изделий с прорезным орнаментом. Лёгкий геометрический рисунок решётки резали на меленьких туесках: он складывался в узорные полосы, крупные розетки и спирали(рис.4).

Роспись по бересте.

Расписная береста — один из интересных и самобытных видов народного творчества. В разных районах сложились особые способы росписи берестяных изделий. Чаще всего расписывали берестяные туески, или бураки. Обычно поверхность бурака окрашивали каким-либо ярким цветом, чаще это были оранжево-красные, золотисто-охристые, реже тепло-зелёные, голубые, коричневые или синие тона. Форма и конструкция туеска определяли композицию росписи. Пояски и крышку выделяли контрастной к цвету фона краской: синей к оранжевому, тёмно-красной к жёлто-оранжевому. Замочный шов, соединяющий края наружного слоя туеска, обрамляли рядами небольших растительных мотивов. На передней стороне туеска размещали цветок, букет, изображение птицы. НО они занимают не только видимую часть цилиндрической поверхности туеска, но и немного заходят за её пределы, разрастаясь в боковые стороны, как бы предлагая зрителю рассмотреть роспись со всех сторон.

Так же как и в росписи по дереву, применяется небольшое количество красок. Активную роль играет цвет фона, от которого зависит цветистость и яркость росписи. По закону цветового контраста на тёплых тонах холодные цвета кажутся ярче и наоборот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *