Живопись по штукатурке

  • автор:

Фреска — это роспись по сырой штукатурке. Слово произошло от итальянского fresco — «свежий». Сейчас фрески в интерьере применяются реже, зато данный вид декорирования стен считается уникальным, изысканным и необычным. Намного чаще используется сухая роспись по стенам, которая может быть выполнена даже обычным человеком, далеким от профессии художника.

Виды росписи по штукатурке

Техники рисования на оштукатуренных стенах бывают разными. Основные из них:

  1. Фреска. Представляет собой живопись по сырой штукатурке водяными красками. Для создания рисунка нужна специальная пластичная масса из гашеной извести, песка, кирпичной пыли. В идеале в такую смесь добавляются измельченные льняные нити или пенька — в таком случае картина на стене будет более долговечной, не растрескается и не станет крошиться.
  2. Альсекко. Это роспись красками по сухой штукатурке. Для данной методики применяются особые краски на основе клея, воды, сырых яиц. Они позволяют получить стойкое изображение, которое не повреждается от воздействия неблагоприятных факторов.

Техника росписи красками по сухой штукатурке

Живопись по сухой штукатурке имеет свои особенности. Она не требует спешки, рисовать на стене может один мастер или несколько человек в удобном режиме. В состав красок входят природные материалы, поэтому готовые картины будут безопасны для взрослых и детей. Чаще всего сухая методика применяется для декорирования спален, детских комнат. Цвета красок характеризуются яркостью, а сами материалы плотностью, к тому же долго не тускнеют, не осыпаются.

Уникальность техники альсекко

Сейчас техника альсекко (асекко, секко) стала набирать популярность, особенно для украшения зданий, заборов, а также для интерьера домов и квартир. Этот вид настенной живописи предполагает рисование по уже высохшей, но вторично увлажненной поверхности. Методика считается уникальной, имеет ряд неоспоримых достоинств:

  • использование на 100% безвредных красителей;
  • возможность работать целый день или несколько дней без необходимости ускорения;
  • долговечность изображения, стойкость к перепадам влажности и температур;
  • тщательное прорисовывание деталей, четкость картинки;
  • возможность создания объемных изображений и многогранных фигур;
  • пригодность для картин на любые тематики, выполнение работ во всевозможных художественных стилях;
  • возможность поправки изображения или его смывки чистой водой в ходе работы.

Недостатки росписи по сухой штукатурке

Нарисовать действительно красивую картину, выполнить объемный декор сможет только профессионал. Речь идет не о мелких рисунках или орнаменте, которые можно сделать по трафарету, а о действительно эксклюзивных работах. Цена такого труда будет очень высока, а выполнение займет много дней. Поскольку подобный интерьер может наскучить, лучше заранее подумать о его целесообразности.

Рекомендуется выполнять большие настенные изображения в комнатах, где обычно не проводится много времени: кабинетах, холлах, библиотеках.

Подготовка поверхности для работы художника

Чтобы получить красивое и долговечное изображение на стене, ее следует правильно подготовить. Для начала убирают старые покрытия: краску, обои. Затем все сколы, дефекты, следы от крепежа замазывают штукатуркой или шпатлевкой. Основание грунтуют на 1–2 слоя, потом заново штукатурят подходящим составом, выравнивают его до идеального состояния. После высыхания штукатурку еще раз грунтуют, хорошо просушивают, и только потом к работе может приступить художник.

Рисование по сырой штукатурке водяными красками

Смысл данной техники состоит в том, что рисунок наносится на стену еще до высыхания штукатурки. Вначале на поверхность накладываются светлые тона, затем поочередно выполняются более темные, насыщенные и яркие элементы.

Особенности есть и у самой штукатурной массы: при ее изготовлении обязательно используется высококачественная известь, которая гасится водой до прекращения активной химической реакции.

Также для изготовления штукатурки нужна мельчайшая кирпичная крошка — она способна длительно удерживать воду и не сохнуть. Стену тоже готовят особым образом: искусственно создают на ней неровности, чтобы усилить адгезию с материалом. Во время нанесения рисунка поверхность стены регулярно увлажняется, чтобы краски ложились на мокрое основание. После высыхания картинка немного посветлеет, что связано с наличием извести в составе.

Качество готовой фрески будет зависеть от типа поверхности. Например, кирпичная кладка сильно впитывает воду, поэтому высыхание фрески будет быстрым, и без дополнительного грунтования контуры изображения могут потрескаться. На слабовпитывающих основаниях вызывают фреска высыхает медленно, в итоге картина будет смотреться более естественно. Чем больше слоев штукатурки нанесено на поверхность, тем дольше она сохнет.

Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками

Методика рисования по мокрому основанию довольно сложна. Она включает следующие этапы работ:

  1. Создание рисунка и подготовка макета в натуральную величину.
  2. Разрезание заготовки на отдельные фрагменты.
  3. Перенесение рисунка на стену, обведение контуров.
  4. Отбеливание основного фона.
  5. Заполнение отдельных сегментов фрески цветом.

Есть и упрощенные варианты выполнения техники. При наличии сноровки и определенного опыта справиться с работой можно даже в домашних условиях. В оригинале же требуется быстрота реакций и точность мазков. Для облегчения задачи макет картинки стоит заранее раскрасить так, как это будет сделано на стене, прописать его тенями.

История метода

Роспись по мокрой штукатурке практиковалась еще в античном Средиземноморье. Некоторые картины, выполненные несколько веков назад, сохранились до нашего времени — их можно увидеть на стенах храмов, старинных зданий. В Древнем Риме живопись по штукатурке украшала дворцы, стены в домах богатых людей, общественные здания. Особенно много фресок было в городах Помпеи, Геркуланума, которые позже оказались засыпанными пеплом Везувия.

В Средние века фрески стали еще более популярными. Благодаря недорогому сырью, которое готовилось из местных минералов, их стали применять повсеместно. Широко прославились итальянские художники, обладавшие огромным мастерством и талантом.

Поскольку краска намертво схватывалась со штукатуркой, она держалась невероятно долго и не тускнела, хотя после высыхания становилась более бледной. Вплоть до XVIII века фреска занимала ведущие позиции в украшении интерьеров, и лишь позже ее вытеснили новые виды искусства.

После того, как штукатурка на основе песка и извести наносится на стену в несколько слоев, на верхнем выполняется рисунок определенными видами краски. Последние должны быть водорастворимыми, сделанными на основе извести, казеина или силикатов.

Постепенно краски впитываются в штукатурку, окрашивают присутствующую в ней известь (карбонат кальция). В результате картина становится как бы частью стены и не стирается. Удалить ее можно только путем снятия слоя штукатурки.

Фрески в квартире

Фреска относится к разновидности монументальной живописи: ее нельзя снять, как картину, и перевесить в другое место. Чтобы фреска действительно украшала помещение, она должна стать неотъемлемой частью интерьера, гармонируя с остальными его элементами. Именно поэтому нужно заранее продумать дизайн комнаты, определиться с типом картины, которая будет изображена на стене.

Габариты фрески тоже надо рассчитать еще до ее выполнения. Крупные изображения не впишутся в маленькую комнату, будут смотреться навязчиво, угнетающе. Роспись потолка тоже не всегда хороша для квартир: она подходит лишь при условии значительной высоты стен и большой площади комнаты.

Выполнять работу можно самостоятельно. Тем не менее, результат вряд ли будет напоминать труд профессионала. Если решено нанять художника, надо помнить, что далеко не все имеют навыки работы со штукатуркой. В ряде случаев приходится искать и штукатура, и оформителя, которые будут трудиться в паре, что обойдется в приличную сумму. При решении выполнить фреску своими руками рекомендуется потренироваться на менее сложных объектах и освоить игру света и тени, узнать свойства красок.

Технология создания фресок на штукатурке

Работы включают в себя два основных направления: нанесение штукатурки и ее роспись. Оба этапа непосредственно связаны, причем второй вытекает из первого. Важно строго соблюдать технологический процесс, иначе изображение может потрескаться и вскоре осыпаться.

Подбор изображения

Для изготовления фрески выбирают любой рисунок, который подходит к основной стилистике. Для самостоятельного расписывания стен не стоит брать более, чем 3 основных цвета. Стена, на которой будет находиться фреска, должна быть хорошо освещенной лучами солнца, не загроможденной предметами мебели.

Подготовка основания

Отделочные работы всегда начинают с качественной подготовки стены. В рамках подготовительных мероприятий производятся такие действия:

  1. Снятие старого покрытия. Убирают все отслаивающиеся материалы, счищают штукатурку вплоть до основания (бетона, кирпича, дерева). Если слой держится крепко, можно ограничиться частичным удалением крошащихся участков. Поверхность стены тщательно обметают тряпкой от мусора, пыли.
  2. Выполнение насечек. При помощи перфоратора со специальной насадкой-долотом делают мелкие насечки глубиной менее 0,8 см на стене. На 1 кв. м площади наносят примерно 120 насечек. Еще раз смахивают с основания пыль.
  3. Грунтование. Глубоко проникающим составом осуществляют обработку подложки в 1–3 слоя, чтобы улучшить силу сцепления со штукатуркой.

Приготовление раствора

Опытные мастера готовят растворы по своим «рецептам», подбирая соотношение компонентов опытным путем. Но рекомендации по пропорциям все-таки существуют. Обычно для выполнения первых слоев штукатурки смешивают между собой:

  • 1 часть гашеной извести;
  • 4 части песка;
  • немного мелко нарубленной пеньки или целлюлозы.

Для финишного слоя штукатурки соединяют 1 часть извести и 2,5 части песка. Идеальным вариантом будет замена песка или его доли на кирпичный порошок. Для уличных работ количество кирпича должно быть небольшим. Что касается извести, то она обязана иметь высокое качество, иначе для рисования фрески не подойдет. В дешевой извести минимальное содержание оксида кальция, поэтому ее гашение может занять несколько месяцев. В результате возникнет высол, штукатурка отстанет от стены или расслоится.

Идеальный вариант — купить для раствора чистую известь-пушенку, которая уже погашена. Также можно приобрести порошок негашеной извести и погасить его самостоятельно (залить чистой водой на 2 недели, потом жидкость слить). Песок для штукатурки тоже должен быть качественным и чистым. Лучше взять речной песок, просеять его через мелкое сито, чтобы штукатурка получилась более пластичной.

Нанесение штукатурки

После приготовления штукатурки нужно сразу приступать к ее нанесению на стену. Слоев должно быть не менее двух, но чаще всего выполняется 3 штукатурных слоя (максимальное количество — 7). Если толщина штукатурки составит более 1–1,5 см, риск ее растрескивания повысится.

Оштукатуривание производят в три этапа:

  1. Набрызг.
  2. Грунт.
  3. Укрывка.

Вначале к стене крепят маячки, которые позволят выровнять штукатурку. Производят набрызг мастерком, набрасывая первый слой толщиной до 6–8 мм. Распределяют штукатурку теркой для равномерности, но не слишком ее разглаживают. Излишки раствора убирают правилом. Зубчатым шпателем или иным удобным инструментом выполняют волнистые линии глубиной до 2 мм с шагом в 40 мм. Такие волны помогут сформировать рельеф и улучшить сцепление с последующими слоями штукатурки.

После частичного схватывания первого слоя приступают ко второму, промежуточному. Для грунта раствор должен быть более густым, чем для набрызга, поэтому воды в штукатурку добавляют меньше. Массу наносят на стену мастерком, перетирают полутерком, излишки убирают правилом. Регулярно контролируют положение штукатурного слоя уровнем, так как на этом этапе осуществляется выравнивание основания.

Для укрывки штукатурку делают более жидкой. Наносят ее при помощи терки тонким слоем (2–3 мм). За один подход желательно накладывать на стену столько укрывки, сколько удастся сразу закрасить, ведь она очень быстро сохнет. Опытные мастера расписывают по 6–9 кв. м в день, а новичкам стоит начинать с небольших картин.

Краска для росписи

При выборе краски нужно учесть, что известковая составляющая штукатурки обладает щелочной реакцией, поэтому пигменты должны быть щелочеустойчивыми. В противном случае краска быстро поменяет цвет, либо вообще обесцветится.

Также пигменты должны быть растворимыми в воде, иначе развести их будет сложно, а при контакте со штукатуркой произойдет порча красящей основы. Чаще всего для живописи по сырой штукатурке применяются такие виды красок:

  • акриловые водные — разбавляются обычной водой, содержат различные пигменты: оксид хрома, умбру, сиену, бордо, охру, киноварь и другие;
  • известковые — готовятся на основе известковой воды или теста, очень удобны для внесения правок на фреске;
  • темперные — в состав входят куриные яйца, казеин, жидкое стекло, добавки для замедления засыхания.

Самыми стойкими и красивыми считаются темперные краски. Яичный белок альбумин вступает в реакцию с известью штукатурки, в результате получается новое химическое соединение — альбуминат кальция. Оно очень прочное, не разрушается в течение многих лет. Опытные мастера разводят темперные краски пивом или вином, а не водой, при этом вводят в них только яичный белок (желток может менять основной оттенок).

Повышает качество готовой краски жидкое стекло: его всегда добавляют для росписи наружных стен. При контакте с известью силикаты формируют нерастворимую субстанцию, которая вовсе не боится осадков и перепадов температур.

Готовая краска не должна быть густой. Лучше, если по консистенции она напоминает полужидкую сметану. При росписи штукатурки нужно пользоваться мягкой кистью, которая не оставляет ворсинок.

Нанесение изображения

Вначале прикладывают к стене эскиз будущей картинки, аккуратно прикалывают его прямо к слою штукатурки. Намечают линии острым шилом, получая четкий отпечаток, убирают бумагу. Далее приступают к прорисовке светлых зон. Рекомендуется заранее выбелить их гашеной известью, чтобы пастельные оттенки имели свой естественный вид. Постепенно переходят к средним по яркости тонам, затем к темным.

Мазки выполняют легкими движениями, чтобы кисть не сдирала со стены влажный известковый состав. Если в краске появляются белые разводы, кисточку сразу промывают и отжимают. После выполнения основного рисунка приступают к прорисовке в обратном порядке:

  1. Темные тона.
  2. Средние оттенки.
  3. Самые светлые цвета.

Прорисовка дает возможность сделать переходы между отдельными участками плавными, естественными. В завершение росписи края неокрашенной штукатурки аккуратно срезают острым ножом, формируя скосы, накладывают на них гипсовый раствор и осторожно заглаживают. В результате стыки между фреской и стеной должны полностью исчезнуть.

Готовая фреска сохнет около 10 суток, так как краска впитывается в штукатурку довольно медленно. В течение этого времени нельзя допускать появления сквозняков, перепадов температуры. В целом техника живописи по сырой штукатурке довольно сложна, но при желании и наличии художественного вкуса ее вполне можно освоить и практиковать самостоятельно.

Роспись по сырой штукатурке

Роспись по штукатурке – это искусство рисования на влажных стенах, которое получило распространение в древней Греции, Византии, на Руси. Настенными фресками украшали церковные здания и европейцы. Многие архитекторы декорировали свои творения росписями на стенах. Даже известнейший художник Микеланджело пробовал себя в роли создателя фресок. Изображения на влажной штукатурке интересны, поэтому и привлекают внимание наших современников.

Роспись на сырой поверхности стен актуальна и в современном дизайне помещений. Технология ее немного изменилась, но от этого качество стало только лучше. Чтобы получить стойкую фресковую роспись, достаточно изучить технологию подготовки и проведения работ.

Взявшись за такое интересное дело, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • Правильная подготовка стен под декоративное покрытие предполагает создание специальных выемок, щелей и отверстий. Чем они глубже, тем лучше будет держаться поверхностный слой
  • Второй этап работ заключается в предварительном смачивании стен. Слой штукатурки, накладываемый на основную поверхность, должен быть не меньше 2 см. Лучший вариант – 5 см. Покрытие для оштукатуривания – это довольно грубая смесь из черепичных осколков, песка, добавляют в нее и кирпичный бой. Раствор наносят на стены и немного выравнивают, затирка не требуется. А вот нанесение мелких царапин в виде диагональных линий или клеток приветствуется – так улучшается сцепление. Каждый новый слой требует полного просыхания предыдущего. Их количество должно получиться не меньше 4-5. Это поможет штукатурке держаться долгое время, не осыпаясь и не растрескиваясь
  • Покрытие известью позволяет выделить рисунок на белом фоне, для таких случаев готовят специальный раствор. Обожженную известь гасят в воде, не забывая о том, что она сильно при этом нагревается. Раствор извести должен быть очень густым
  • Нанесение изображения

Вся работа по созданию рисунка делится на три части:

  1. Воспроизведение рисунка.
  2. Нанесение основных тонов.
  3. Доработка теней и света.

Соблюдение этой последовательности позволяет более точно воспроизвести рисунок на быстро просыхающей поверхности. По влажной стене наносится контур будущего шедевра. Этот этап позволяет вносить корректировки, но требует ориентированности автора. Ведь поверхность просыхает и требует четкого распределения локальных цветовых решений. Нанося их, не следует усердствовать, нажимая на кисть и поднимая известь на поверхность рисунка. Это позволит избежать белых полос на цветном фоне.

Правила нанесения красящих пигментов гласят:

  • тона наносят от светлого к темному
  • повторное окрашивание производится, наоборот, от темных поверхностей к более светлым
  • чтобы добавить выразительности и большей четкости произведению, можно под синий пигмент нанести серую охру, а под другие цвета – желтоватую.

Даже непрофессиональный художник может попробовать себя в роли творца. Для этого пользуются хитростью: рисунок наносят на бумагу, делят на фрагменты, прикладывают к стене и иглой по контуру переносят на стену. Создать шедевр под силу каждому, но это не точно)

Роспись на стенах позволит полностью изменить пространство комнаты. Профессионально выполненная, она будет уместна в любом помещении. Стену гостиной можно украсить изумительным весенним пейзажем или морским мотивом, в спальне благоприятному отдыху посодействуют виды зеленого леса. Правильно выбрав изображение, соответствующее предназначению комнаты, можно добиться потрясающего эффекта.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками

Художественная роспись стен краской по сырой штукатурке известна уже более трех тысяч лет: художники из Египта первыми стали наносить фрески на стены храмов и дворцов, а затем этот способ украшения интерьера распространился по всему миру. Уникальности и уюта интерьеру такая роспись может добавить и в частном доме.

Недостатки и достоинства художественной росписи

Художественная роспись стен в интерьере имеет следующие положительные стороны:

  • созданная на стене композиция будет уникальной в своем роде;
  • роспись позволяет украсить стены совершенно разными композициями – от простых орнаментов до сложных пейзажных панно;
  • рисунки на стенах могут подчеркнуть любой интерьер.

Самый большой недостаток художественной росписи по штукатурке- необходимость наличия художественного таланта исполнителя

К недостаткам подобной росписи относятся:

  • сложность выполнения работы своими руками;
  • необходимость обладать умением рисовать;
  • стоимость работы при найме специалистов может быть очень высокой;
  • необходимость высокой скорости выполнения работы;
  • тщательная подготовка основания под роспись.

Особенности росписи стен по штукатурке

Роспись стен отличается следующими особенностями работы:

  • живопись по сырой штукатурке – сложная и длительная работа, которая требует контроля над отменным выполнением ее наемной силой;
  • прежде чем приступать к нанесению рисунка на стену, необходимо нарисовать эскиз с контурами будущего изображения;
  • при обрисовке набросков на стене контуры рисуют в тех участках, где предполагается наличие красок темного цвета;
  • роспись стен и потолков требует, чтобы основа была достаточно влажной. Определить необходимую степень влажности основания можно следующим образом: если после кисти на поверхности появляются разводы, этот участок штукатурки нужно снять шпателем и заново покрыть стену штукатурным составом. Некоторые мастера считают, что живопись по сухой штукатурке не отличается качеством результата, однако это не так.

Технология нанесения росписи

Художественная роспись стен своими руками осуществляется по следующей технологии:

  • подготовка поверхности под роспись;
  • приготовление штукатурного раствора;
  • нанесение штукатурки на поверхность;
  • художественная роспись потолков, стен и других поверхностей;
  • покрытие фрески воском.

При художественной росписи по штуктурке важно совпадение вкуса заказчика со стилем и техникой исполнителя

Чтобы подготовить поверхность потолка или стен, следуют простой технологии:

  • основание очищают от старого покрытия, загрязнений, пыли;
  • бетонные поверхности покрывают насечками, используя болгарку, в кирпичных стенах расчищают швы и делают неровности. Сделать стену шероховатой можно перфоратором, зубилом и молотком.

Готовим раствор

Известковая штукатурка готовится следующим образом:

  • известь гасят большим количеством воды и оставляют смесь настаиваться;
  • готовят наполнитель: дробят красный кирпич, промывают крупный речной песок, измельчают волокна льна или пеньку;
  • наполнитель и известковую смесь тщательно размешивают;
  • проверяют правильность соблюдения пропорций. Для этого в состав окунают и вытаскивают шпатель – если металл будет чистым, смесь готова.

Нанесение штукатурки на стены

Чтобы оштукатурить стены, домашнему мастеру необходимо:

  • тщательно намочить основание перед нанесением первого слоя штукатурки;
  • нанести тонкий слой состава на стену, разровнять и дать просохнуть;
  • смочить водой высохший первый слой и нанести поверх него второй слой;
  • убрать образовавшийся налет извести, увлажнить поверхность и нанести третий слой штукатурки.

Сложность данной техники в том, что рисунок должен быть нанесен быстро, до высыхания штукатурки

Роспись поверхностей

Роспись потолка и стен проводят поэтапно:

  • на штукатурку наносят эскиз и контуры будущего рисунка;
  • используя водяные краски, сначала наносят светлые тона на штукатурку, затем берут переходные и темные тона;
  • корректировка и детализация рисунка происходит в обратной последовательности – сначала наносят темные тона, после чего берут светлые.

Техника росписи по сухой штукатурке

Сухая фреска отличается меньшей долговечностью, чем «мокрая», а ее рисунок получится белесым. Перед нанесением рисунка сухую штукатурку затирают пемзой и увлажняют водой за час до росписи, после чего наносят рисунок и покрывают воском.

Стоимость работ по росписи стен

Цена росписи потолков и стен зависит от сложности рисунка и техники его исполнения, используемой краски. Стоимость такой работы стартует от полутора тысяч рублей за квадратный метр работы.

Пример художественной росписи стен в интерьере показан в видео:

Живопись по сырой штукатурке называется фреской. Слово это происходит от итальянского fresco — «свежий». На сегодняшний день это не самая популярная идея в оформлении интерьеров, куда чаще используется роспись по сухой стене. Сухая роспись позволяет работать без жестких временных рамок, нетребовательна к основанию и главное — может быть выполнена человеком, не обладающим квалификацией художника, по шаблонам. С фреской этот номер не пройдет.

Немного истории

Искусство росписи по сырой штукатурке зародилось в античном Средиземноморье. Популярностью своей этот метод был обязан дешевым краскам, которые изготавливались из местного минерального сырья и разводились водой. В Риме фресковая живопись украшала дома богатых людей и общественные здания, примеры таких работ можно увидеть в Помпеях и Геркулануме, где живопись хорошо сохранилась благодаря стоящему рядом Везувию: города были засыпаны пеплом в начале нашей эры.

Свое развитие фреска получила в Средние века, где она стала непременным атрибутом храмов. Особенно славились итальянские мастера, у которых фреска была признаком высшего пилотажа художника. Услуги по фресковой живописи пользовались заслуженным спросом: такая роспись была практически вечной, ведь краска впитывалась в штукатурку и схватывалась вместе с ней. При высыхании она несколько блекла, но это компенсировалось главным назначением фрески: она делалась в больших интерьерах, где впечатление от живописи получалось на некотором расстоянии от него.

Живопись по сырой штукатурке господствовала в храмах вплоть до XVIII века, постепенно вытесняясь другими формами оформления интерьера.

Суть процесса

Известковая штукатурка, состоящая из гашеной извести и песка, наносится на стенку в несколько слоев, верхний из которых и покрывается живописью. Краски для фрески водорастворимые, готовятся на известковой, казеиновой или силикатной основе. При нанесении на сырую штукатурку они впитываются в нее и по мере схватывания раствора так в нем и остаются, окрашивая карбонат кальция. С точки зрения химии этот процесс выглядит так:

Са (ОН)2 + СО2 = СаСO3 + Н2О,

где Са (ОН)2 — гашеная известь (гидроксид кальция), СО2 — углекислый газ.

Полученная таким образом картина является неотъемлемой частью стены, и смыть ее не получится. Можно лишь закрасить или сбить штукатурку совсем.

Нужна ли фреска в квартире

Фреска является одним из видов монументальной живописи. В отличие от станковой, когда картину вы можете снять и перевесить в другое место, со стенной росписью так не получится.

Изначально любое монументальное искусство было рассчитано на то, что оно является не самостоятельным произведением, а частью всего комплекса. Может быть, это будет грубо сказано по отношению к работе художника, но фреска в квартире станет альтернативой окраске или обоям, только с более высокой стоимостью.

Перед тем как решиться на такое украшение вашей стены (или потолка, если высота позволяет), продумайте композицию, которую вы там разместите. Лучше даже проконсультироваться по этому поводу со специалистом. Дело в том, что понравившаяся вам картинка может совершенно не вписываться в ваш интерьер. То, что хорошо смотрится под куполом собора, совершенно не подойдет для декорирования стены в хрущевке.

Еще один важный момент, о котором хочется предупредить — это квалификация. Чаще всего современные художники не обладают навыками штукатурных работ, а у штукатуров совсем плохо с художественными талантами. Мастера Средневековья владели и тем, и другим, им было проще. У вас есть два выхода из создавшегося положения:

  1. Нанять художника и работать в паре, освоив штукатурные работы.
  2. Попробовать все сделать самостоятельно.

Одно важное предупреждение: если у вас нет никаких знаний о свойствах красок, композиции, светотени, и вообще художественных навыков, не стоит начинать учиться на фреске. Поверьте, это не тот случай. Вы будете загнаны в узкие рамки схватывания слоя штукатурки и, скорее всего, испортите и стену, и материал. Оценивайте свои возможности реально.

Материалы и технология штукатурных работ

Живопись по сырой штукатурке водяными красками состоит из двух этапов — штукатурных работ и росписи. Причем оба этих процесса накладываются друг на друга. Поэтому каждый этап рассмотрим подробно.

Фреска выполняется по самому распространенному в советское время штукатурному покрытию — известково-песчаному раствору.

Этот раствор разводится в пропорции 1:4, где 1 — это гашеная известь, а 4 — песок. Финишные слои разводятся в пропорции 1:2,5, и вместо песка желательно использовать порошок из тертого кирпича.

В продаже известь бывает в виде известкового теста, порошка негашеной извести и порошка-пушонки (гашеной). Дешевая известь производится из отходов производства и является тощей: содержание оксида кальция в ней меньше, и гасится она медленно; иногда гашение занимает год. Использование низкокачественной извести под фреску не рекомендуется. Из-за медленного гашения и множества примесей она будет давать высол, из-за которого может отстать от стены и образовывать некрасивые потеки на поверхности штукатурного слоя, а то и вовсе расслаиваться.

Раньше художники известь тщательно промывали и перемешивали, добиваясь полного гашения. Сейчас есть возможность приобрести чистую известь и погасить ее дома, а если нет для этого места — купить пушонку.

Песок для раствора должен быть чистым. Оптимальный вариант — это речной песок. Песок лучше просеять через мелкое сито: в отличие от кладочных растворов, штукатурные любят мелкий песок, растворы на нем более пластичные. Если вам жалко времени, то сделайте просев хотя бы на верхние слои.

Этапы работы

Оштукатуривание стен производится в три этапа:

  1. набрызг;
  2. грунт;
  3. укрывка.

Это как минимум три слоя. Максимальное число может достигать семи, и для известковых растворов это важно. При нанесении слоя более 1 см такая штукатурка имеет свойство трескаться, поэтому заранее оцените кривизну вашей стены, может быть, понадобятся дополнительные наметы.

Самым лучшим основанием для известковых растворов является кирпичная стена, чуть хуже — бетонная. Если ваша стена оклеена обоями, то их необходимо снять, равно как и нижележащие слои старой штукатурки, особенно если она плохо держится. Кривую стену необходимо армировать. Для этой цели может подойти штукатурная сетка, причем под фреску лучше использовать изделия из полимерных материалов. Раньше мастера в нижние слои замешивали солому, в верхние — льняное волокно. Сейчас в них нет необходимости, но укрепление излишне толстого слоя будет нужно обязательно.

К стене крепятся временные маячки, которые служат для выравнивания первого слоя. Набрызг можно производить мастерком или с насоса (в промышленных объемах пользуются именно им). Излишки снимаются при помощи правила. Если набрызг получается толстым, имеет смысл растянуть его на 2—3 раза, так вы избежите трещин. Сетку в таком случае лучше ставить именно в этот слой, предварительно вытащив маячки.

Когда набрызг частично схватится, можно приступать к грунтованию. Для этого нужен более густой раствор, который наносится на стену мастерком и перетирается полутерком. Излишки снимаются правилом. При этом важно контролировать качество работ уровнем и тем же правилом — именно на этом этапе завершается геометрическое выравнивание стены.

Раствор для укрывного слоя делается более жидким, в качестве заполнителя используется мелкий песок или тертый кирпич. Последний предпочтительнее, поскольку хорошо задерживает влагу, необходимую для полноценного схватывания раствора. Слой укрывки невелик, не более 2—5 мм, и наносится он при помощи терки.

Важно: за один прием для фресковой живописи наносится столько укрывки, сколько вы в состоянии покрыть фреской. Поэтому производительность труда лучше определить заранее. Опытный мастер в день расписывает 6—9 квадратных метров, но все зависит от выбранной композиции. Внимание к деталям резко снижает производительность.

Краски и их применение

Поскольку известковый раствор обладает щелочной реакцией, при замесе красок требуются щелочеустойчивые пигменты. К таким пигментам относятся:

На сегодня таких пигментов намного больше, но при покупке всегда учитывайте два фактора — растворимость в воде и устойчивость к щелочам. Невнимание ко второму может обернуться как изменением цвета, так и полным обесцвечиванием. Если вы сомневаетесь в том, как поведет себя пигмент в дальнейшем, можно посоветовать испытать его. Для этого разведите его в том составе, которым планируете работать (вода и известь, вода, известь и казеин), и нанесите на предварительно заготовленный кусок штукатурки. Если вы новичок, следует сделать это со всеми пигментами.

Разводится краска негусто, при нанесении нужно пользоваться мягкой кистью.

Если вы расписываете стену впервые, имеет смысл заготовить шаблон на бумаге в натуральную величину. Его прикладывают к стене и иголкой протыкают контуры основных фигур, чтобы получить отпечаток на штукатурке. После этого контуры можно начать обводить. Лучше начинать со светлых слоев, переходя постепенно к более темным. Хорошо работает послойное нанесение, позволяя финишному цвету лучше проявить себя.

Светлые участки можно выбелить разведенной гашеной известью, и только потом наносить основные цвета.

По окончании рабочего дня не заполненную росписью штукатурку следует срезать наискось канцелярским ножом на толщину укрывного слоя, чтобы шов в последующем был незаметен.

Некоторые варианты красок

Помимо простых водных и казеиновых растворов, существуют способы разведения красок на яйце и жидком стекле.

Краски, полученные смешиванием пигмента с яйцом, называют темперными. Они прекрасно подходят для известковых оснований, поскольку яичный белок альбумин реагирует с известью, в результате чего получается очень прочное вещество — кальция альбуминат.

Разводят темперные составы на квасе, пиве или вине, добавляя в них яичные составляющие и пигмент. Желток как основа имеет серьезный недостаток — высохшая краска, разведенная на желтке, теряет яркость. Положение может спасти покрытие, но при этом такая живопись перестает быть собственно фреской. Белок в этом отношении работает куда лучше.

Темперная живопись более плотная и лучше сохраняет тон.

Для росписи наружных стен хорошо подходят краски на основе жидкого стекла. Они разводятся на палитре, а в качестве укрывного слоя под них лучше всего подойдет раствор 1:4, то есть 1 часть извести и 4 части трепела. Эта пористая горная порода очень хорошо впитывает краску. При контакте с известью жидкое стекло дает очень устойчивую и нерастворимую субстанцию намного прочнее фрески.

Если вы взвесили все за и против и решились на фреску в вашем доме, подойдите к процессу немного не так, как к станковой композиции. Хорошая фреска создает настроение на некотором расстоянии. Мелкие детали на ней прописать сложно, да и не нужно. Куда лучше будет уделить внимание контурам, цветам и светотени, ведь именно от них зависит, впишется ли фреска в интерьер вашего жилья.

В оформлении интерьеров всегда можно уйти чуть дальше типовых вариантов, используя те идеи и возможности, которые подсказывает само искусство. Например, многие, наверное, слышали о фреске (так называют роспись красками по сырой штукатурке). Но в чем особенность современной росписи в этой технике и органична ли она нынешним интерьерам? Чем фреска отличается от альсекко? Как появилась фреска и что способствовало ее развитию? Как технически разворачивается сам процесс росписи?

Хотите узнать ответы – смотрите здесь.

Фреска или альсеко?

Искусство росписи по сырой штукатурке появилось еще в античном Средиземноморье. Дешевые краски делали из минерального сырья, разводились водой, и быстро были готовы к использованию. Но прежде чем рассказать, какой путь прошла фреска, следует разобраться в понятиях.

Фреска – это роспись именно водяными красками по сырой штукатурке: чтобы появился рисунок, нужно взять специальную пластичную массу из песка, гашеной извести и кирпичной пыли. В такую смесь могут добавляться пенька либо нити льна, это делают для долговечности изображения, его укрепления. Вместе с этими добавлениями картинка не растрескается и не раскрошится.

Альсекко – это роспись красками по сырой штукатурке. Здесь используются красящие составы на основе клея, сырых яиц и воды. Такие составы дают возможность получения стойкого изображения, не боящегося неблагоприятных внешних факторов.

То есть, различие между двумя видами росписи отличается в том, сырая или твердая штукатурка используется как расписываемая поверхность. В случае с альсекко расписывается уже высохшая штукатурка. И дает методу преимущество: выигрывает художник в темпе, потому как данный вид позволяет за один рабочий день расписать большую площадь поверхности.

А очевидный минус альсекко – не такая завидная долговечность, как у фрески. В целом же эти две технологии схожи, их часто путают. Работа, и та, и другая, имеют много общего, да и внешний эффект примерно один и тот же.

История появления и развития фресок

В Древнем Риме фресковая живопись была по карману только знати, украшала она и общественные строения с высоким статусом. Образцы того искусства можно оценить по сохранившимся фрескам в Геркулануме и Помпеях.

Настенные фрески Помпеи

В Средневековье о фреске не забыли, но использоваться она стала преимущественно в храмах. К счастью, достаточно свидетельств об уникальности той техники дошло до наших дней: и сегодня в некоторых церквях или других сооружениях религиозного культа бережно хранят образцы фресок их Средних веков. Вершины мастерства в то время достигли итальянские художники.

Роспись по сырой штукатурке водяными красками в ту эпоху была достаточно востребована, и прежде всего, потому что считалась фактически вечной. Красящий пигмент впитывался в сам штукатурный состав, схватывался на стене вместе с ним. Когда же поверхность подсыхала, краска немного блекла, что ничуть не умаляло достоинство росписи. Все же расписывать стены было принято в достаточно просторных зданиях, где изображение можно увидеть с некоторого расстояния.

Базилика Св. Франциска в Италии

Не преувеличение, что царила фреска в росписи храмов до 18 столетия, но с его приходом возникли новые технологии убранства, и фреска утратила былую уникальность. Стоит сказать, что фреска считается монументальной живописью, то есть это изначально не самостоятельное произведение искусства. Вам не под силу снять фреску со стены, переместить в другое помещение, продать и т.д. Она является частью комплекса, здания, храма, дворца, офиса, галереи (если говорить в сегодняшнем контексте).

Нельзя при этом отрицать, что фреска может стать частью интерьера дома или квартиры: но такое декорирование должно предполагать более серьезный подход, нежели стандартная поклейка обоев или окраска стены.

Подготовка поверхности для окрашивания

Подготовка поверхности считается первым этапом росписи. Ее цель – известковым штукатурным раствором выровнять стену, выгладить ее почти до идеального состояния. Следы старого покрытия нужно полностью удалить. Старая краска либо плохо держащаяся штукатурка, обои, побелка – все, что ранее было на стене, надо убрать.

На сегодняшний день фреску делают по известково-песчаному раствору, его разводят в соотношении 1:4 (1 – гашеная известь, 4 – песок). А вот финишные слои придерживаются уже иных пропорций – 1:2,5 (вместо песка имеет смысл взять порошковый тертый кирпич).

Почему не стоит брать дешевую известь для штукатурной части работ:

  • она сделана из отходов, считается тощей, так как окиси кальция в ней меньше, гасится она медленнее;
  • из-за такого медленного гашения, а также большого количества примесей, такая известь даст высол, а значит, может впоследствии отстать от стены, образуя малопривлекательные подтеки на виду.

Ранее для художников было естественно хорошенько мыть и перемешивать известь, чтобы добиться полного гашения. Но сегодня есть возможность сразу купить чистую известь, погасив ее в домашних условиях.

Песок, который будет в составе раствора, должен быть чистым. Тот же речной песок отлично для того подходит. Его желательно просеять через некрупное сито, потому как штукатурные составы любят именно мелкий песок, так можно добиться более пластичного состава.

Штукатурная подготовка поверхности проходит в 3 этапа:

  1. Набрызг. Для известковых растворов идеальным основанием считается кирпичная стена, бетонная – уже чуть похуже. Если стена с обоями, все нужно снять, если стена кривая – обязательно армировать. Сам набрызг проводится либо мастерком, либо с насоса. Правилом снимаются излишки. Бывает так, что видно – набрызг получится толстым. Его нужно растянуть на 2-3 раза, чтобы не было трещин. И в таком случае армирующая сетка ставится сюда (но сначала нужно достать маячки).
  2. Грунтовка. Грунтуют стену, когда немного схватится набрызг. Важна густота раствора, он на стенку наносят все тем же мастерком, а перетирать его следует полутерком. Излишки тоже снимаются правилом. Так завершается геометрическое выравнивание поверхности.
  3. Укрывка. Для укрывного слоя нужно сделать более жидкий раствор, в роли заполнителя хорошо себя рекомендуют тертый кирпич либо мелкий песок. При чем, тертый кирпич все же будет предпочтительнее, так как он отлично задерживает влагу (а для качественного схватывания раствора это преимущественно).Сам слой укрывки небольшой, не больше 2-5 мм, его наносят теркой.

Подсказка: за один прием в технологии фресковой живописи нужно нанести столько укрывки, сколько вы сможете покрыть фреской. Так, например, опытный художник может расписать около 7-9 квадратов (с учетом сложности композиции, конечно же). Если в композиции будет много мелких деталей, производительности станет ниже, что нужно учитывать в нанесении укрывки.

О подготовке стены и росписи рассказывает художник-декоратор Сергий Гусев.

Роспись

Как известно, раствор извести имеет щелочную реакцию, потому при замесе красок нужны щелочеустойчивые пигменты. Что это за пигменты: охра, киноварь, ультрамарин, сюда войдет и перекись марганца, лимонный, умбра, а также бордо, алый и др. Хотя в отношении ко дню сегодняшнему даже нет смысла перечислять пигменты: их намного больше. Главное при покупке красок – смотреть на их растворимость в воде и на их стойкость к щелочам.

Внимание! Пигмент нужно протестировать. Его нужно развести в том составе, с которым вы будете работать. Например, в воде и извести. А потом пигмент наносится на заранее заготовленный фрагмент штукатурки. Новичкам имеет смысл провести такое тестирование со всеми пигментами.

Как происходит сама роспись:

  1. Если настенной живописью приходится заниматься впервые, желательно сделать на бумаге шаблон в полную величину. Хлопотная мера, но совсем не лишняя. Шаблон впоследствии прикладывается к стене и иглой мастер протыкает контуры главных фигур картинки. Это делается для того, чтобы на стене появился отпечаток изображения.
  2. После появления отпечатка контуры можете обводить. Обычно начинают работать со светлых тонов, плавно переходя к темным. Отлично действует послойное нанесение – так финишный слой ярче себя проявляет.
  3. Если есть необходимость выбеливания светлых участков, сделать это можно гашеной известью. Только потом на них нанесутся основные цвета.
  4. Если рабочий день уже закончен, а все сделать не успели (а так бывает чаще всего), штукатурку, которая еще не заполнена росписью, нужно срезать наискосок канцелярским ножом. Срезать ровно на толщину укрывного слоя – это делают для последующей маскировки шва.

И еще немного о краске. Если вы решили расписать наружные стены, то оптимальным вариантом будут краски на базе жидкого стекла. Разводят их на палитре. Контактируя с известью, жидкое стекло даст стойкую, нерастворимую текстуру, очень прочную. Такие краски выигрывают по многим показателям у традиционных составов.

Современная роспись по сырой штукатурке

Сегодня фреска тоже призвана украшать помещение. Она формирует определенное настроение в интерьере, задает характер ему, подчеркивает стиль и, конечно, вкусы хозяев.

Возможности фресок сегодня:

  • опытный дизайнер с помощью фрески оригинально зонирует пространство – в случае объединенной кухни-гостиной это очень уместный прием;
  • фреска может компенсировать определенные недостатки помещения – можно визуально расширить пространство, изменить его пропорции, отвлечь внимание от слишком солнечной стороны или, наоборот, очень темной;
  • прекрасный прием – переход фрески со стенки на потолок, если полотно светлое, с перспективой, таким образом оно буквально ломает пространство, изменяя его организацию.

В современном стиле свежо смотрятся абстрактные рисунки. Универсальными считаются морские и лесные пейзажи. Если хочется обосновать в доме классику, логично применять фреску с изображенными на полотне античными статуями. Если в дизайне царствует средиземноморский стиль, его оформят фрески с морскими видами. В восточном интерьере убедительны будут картины храмов, животных, строений в восточном стиле.

Но даже в стиле хай-тек, как ни странно, фреска может быть очень уместной. Это должна быть очень простая картинка, сделанная в монохроме (например, тоннели либо мосты, нечто понятное и в то же время философское).

Пожалуй, единственным стилем, сложно сочетающимся с фреской, будет лофт. Хотя, если это граффити, то умелому художнику есть куда приложить руку.

Теперь вы знаете, как называется роспись по сырой штукатурке, и каковы ее возможности сегодня. Фреска действительно может жить не только во дворце или храме, но стоит со всей серьезностью отнестись к идее появления фрески в доме. И дело даже не в том, что придется «разводить грязь», просто это тонкая работа, требующая деликатного подхода и хорошей подготовки.

Хотите совершить путешествие в глубину веков — времена зарождения ремесел? Тогда читайте статью: «От первобытного общества до века инноваций – какие же бывают ремесла? История ремесел, их трансформация и перспективы на ближайшие десятилетия». Вконтакте Facebook Twitter Google+ Pinterest Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *